- ДЕВЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ
[эфиоп. - девять святых; иногда - девять ромейских святых; в западной традиции - the Nine Saints], группа монахов, прибывших в кон. V - нач. VI в. в Эфиопию из Византии и, согласно местному церковному преданию, сыгравших решающую роль в распространении христианства на территории страны.
Список Д. п. дошел в неск. версиях, в результате чего общее их число достигает 12. Согласно Житию св. За-Микаэля Арагави ( ; ), помимо него к Д. п. принадлежали святые Пантелеимон, Гарима, или Йисхак-Гарима ( ; ), Афце ( ), или Эфце ( ), Губа, или Губба ( ; встречается также вариант - Гвэбба), Алеф ( ), Йэмата ( ), Ликанос ( ) и Цахма ( ), или Цэхма ( ). В гомилии в честь Гаримы вместо За-Микаэля Арагави появляется св. Ливаний (Либанос; ), именуемый также Матта ( ), а вместо Алефа - св. Оц ( ). Иногда к Д. п. относят св. Йоханни ( ). По всей видимости, в легенде о Д. п. нашли отражение предания древнейших эфиоп. мон-рей об их основателях, которые вряд ли встречались друг с другом и являлись современниками. Достоверные сведения о них крайне скудны: прижизненных свидетельств их деятельности не сохранилось. Помимо синаксарных житий, подчас очень кратких, только За-Микаэль Арагави, Пантелеимон, Афце, Гарима и Ливаний удостоились пространных житий (2 последних - в форме гомилий в их честь), составленных довольно поздно (не ранее кон. XIV в.) и изобилующих анахронизмами и агиографическими штампами. Еще Б. А. Тураев обратил внимание на сходство Житий Арагави и Гаримы.
По преданию, За-Микаэль Арагави и Пантелеимон происходили от «римских вельмож». Арагави якобы был монахом у прп. Пахомия, что хронологически невозможно, поскольку этот основатель общежительного монашества умер в 348 г. Через 7 лет после смерти учителя Арагави вернулся в Рим, откуда вместе с Пантелеимоном отправился в Аксум из-за несогласия с решениями Халкидонского Собора (451) (см. ст. Вселенские Соборы). Подвижники прибыли туда в 5-й год царствования Аламеды, сына Саладобы (обычно отождествляемого с Элла Амидой II), и жили при дворе 12 лет. Постепенно к ним присоединились остальные преподобные. На 6-м году правления Тазены, отца Элла Ацбэхи (Калеба), Д. п. расстались, чтобы нести христианство в различные области Эфиопии.
За-Микаэль Арагави (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11 (в год, предшествующий юлианскому високосному,- 12) окт.)) проповедовал на территории совр. пров. Тыграй, к югу от р. Мэрэб, где основал мон-рь Дэбрэ-Дамо в соответствии с Пахомиевым уставом. Каменные здания для обители там, где было указано святым, возвел царь Габра Маскаль, сын Калеба, на 11-м году правления. В иконографии Арагави изображается вместе со змеей, поскольку, согласно легенде, когда святой не мог взойти на скалу, он ухватился за хвост змеи и с ее помощью взобрался на вершину.
Пантелеимон (пам. эфиоп. 6 тэкэмта (3(4) окт.)) подвизался в тех же местах и построил келью на холме Бет-Катин близ Аксума, где пребывал 45 лет. Царь Калеб, перед тем как выступить против химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара, посетил Пантелеимона и Арагави и советовался с ними. После победоносного возвращения из похода и отречения от престола Калеб предался монашескому служению вместе с Пантелеимоном.
Основные сведения о Гариме (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)) содержатся в гомилии, приписываемой Иоанну, еп. Аксумскому (XV в.). Синаксарная версия его Жития восходит к этому же источнику, в к-ром говорится о том, что его отцом был ромейский царь Масфэянос, а его мать Сэфэнгэя (Фэнгия) страдала бесплодием 12 лет перед рождением Гаримы, нареченного при крещении Йисхак (Исаак). Позже он наследовал отцу и правил 7 лет. Затем, последовав призыву Пантелеимона, отрекся от престола и отправился за ним в Аксум. Там по просьбе одного «благородного аксумита» Гарима вместе с др. Д. п. 40 дней молился, чтобы избавить Эфиопию от ее царя-«змия» ( ). Вскоре этот царь был убит ниспосланной с небес молнией, а на престол взошел благочестивый Калеб. Эта легенда о «змие», героем которой обычно выступает сын Соломона и царицы Савской Менелик I, отличает агиографическое предание о Гариме от пространных Житий Арагави и Пантелеимона. Когда Д. п. решили распространять веру Христову в Эфиопии, Гарима отправился в Мадару (близ г. Адуа), где творил чудеса и стал местным протоиереем. Здесь царь Габра Маскаль построил церковь в его честь, к-рая, как считают, стала основой мон-ря Энда-Абба-Гарима. Средневек. традиция приписывает Гариме участие в переводе Библии на геэз.
Афце (пам. эфиоп. 29 гэнбота (24 мая)), прибывший в Эфиопию вслед за Арагави, был выходцем из «Азии» (т. е. из М. Азии). Попытка К. Конти Россини связать происхождение этого святого с Эдессой представляется сомнительной. Афце считается основателем мон-ря в Йехе, крупном культовом центре эфиоп. язычества, где в ограде ц. Энда-Абба-Афце прекрасно сохранились остатки храма, возведенного ок. 700 г. до Р. Х. местным правителем под южноарав. влиянием.
О Губе из Киликии известно меньше, чем о любом другом из Д. п. Он остановился в Мадаре вместе с Гаримой и жил на расстоянии 3 дней пути от него. Согласно синаксарю из мон-ря Дэбрэ-Бизан, Губа ушел в пустыню Барка (Барака), и более ничего ни о его жизни, ни о погребении не известно. Даже его память достаточно условна: он почитается в тот же день, что и св. Афце. Иногда Губу отождествляли с Оцем.
Алеф из Кесарии (пам. эфиоп. 11 магабита (7 марта)) последовал за Арагави и основал мон-рь Дэбрэ-Халлелуя близ р. Мэрэб (в 5 км от Йехи). В гомилии в честь Гаримы вместо Алефа упоминается Оц (пам. эфиоп. 4 тахсаса (30 нояб. или 1 дек.)), чье происхождение также выводится из Кесарии.
Йэмата (пам. эфиоп. 23 тэкэмта (20(21) окт.)) пришел из места, названного Косэят, в к-ром К. Конти Россини без достаточных доказательств предлагает видеть искаженное Фустат (Ст. Каир). Он основал мон-рь, известный как Энда-Абуна-Йэмата, в горном районе близ мест. Гух ( ), где до наст. времени сохранилась высеченная в скале ц. Абуна-Йэмата-Гух.
Ликанос из К-поля (пам. эфиоп. 28 хэдара (24 нояб.)) почитается как основатель мон-ря Дэбрэ-Куанасель близ Адуа.
Цахма из Антиохии (пам. эфиоп. 16 тэра (11(12) янв.)) поселился в месте, именуемом Цаденья. Мон-рь, названный в его честь, существует на горе Димбела близ Адуа.
Ливаний из Рима (пам. эфиоп. 3 тэра (29(30) дек.)), проповедовавший к северу от рек Мэрэб и Бэлес, удостоен почетного прозвания Апостол Эритреи. Под именем Абба-Матта он занимает в гомилии в честь Гаримы место Арагави и, подобно ему, считается учеником прп. Пахомия, к-рый якобы послал его в Эфиопию. Ему приписывается перевод на геэз Евангелия от Матфея.
Йоханни, согласно преданию, пришел из Египта при царе Калебе и основал мон-рь Дэбрэ-Сина в Сенхите.
Д. п. нередко устраивали мон-ри и церкви на местах языческих капищ. Помимо упомянутой выше Йехи следует отметить 3 дохрист. городища близ Аксума, получившие названия в честь 3 из Д. п.: Абба-Ликанос, Абба-Панталевон и Абба-Матта.
До недавнего времени принято было считать, что Д. п. в подавляющем большинстве являлись сирийцами и принесли в Эфиопию монофизитские традиции именно из Сирии. По мнению И. Гвиди и Конти Россини, 8 из Д. п. (Арагави, Гарима, Афце, Губа, Алеф, Ликанос, Матта, Йоханни) имеют имена сир. происхождения. Позже выяснилось, что Гарима - дохрист. эфиоп. имя (в надписях Ja 577/3, 6 и Ja 585/14-15 Grmt - сын аксумского царя, командовавший экспедиционным корпусом в сер. III в. по Р. Х. в Йемене), Афце - южноаравийское (в надписи Iryani 32/43-44 - 'fsy - один из предводителей хадрамаутского племени ас-садаф в нач. IV в.), а Йоханни - коптское. Вместе с тем позиция М. Нибба, отрицающего наличие всякого сир. влияния на эфиоп. христианство, в т. ч. и через Д. п., представляется гиперкритической.
Ист.: Iobi Ludolfi aliаs Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691. P. 394, 396, 400, 410; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell'Abissinia. R., 1857. P. 398-412; Guidi I. Il «Gadla 'Aragâwî» // MRAL. 1895. Ser. 5. Vol. 2. Pt. 1. P. 54-96; Conti Rossini C. L'Omilia di Yohannes, vescovo d'Aksum, in onore di Garimâ // Actes du onzième Congr. intern. des orientalistes (Paris, 1897). P., 1898. Vol. 1. Sec. 4. P. 139-177; idem. Ricordi di un soggiorno in Eritrea. Asmara, 1903. Fasc. 1. P. I, V-VI, 23-41; Vitae sanctorum antiquiorum / Ed. K. Conti Rossini. R., 1904. Vol. 1: Acta St. Pantaleonis. Pt. [Textus]. P. 41-60; Pt. [Versio]. P. 39-56. (CSCO; 26-27. Aethiop. Ser. 2; 17); Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqis (Mârib). Baltimore, 1962. P. 76-83, 91-93 [Ja 577, 585]; Müller W. W. Das Ende des antiken Königreichs Hadramaut: Die sabäische Inschrift Schreyer-Geukens = Iryani 32 // Al-Hudhud: FS Maria Höfner z. 80. Geburtstag / Hrsg. R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 225-256; Getatchew Haile. The Homily of Abba Eleyas, Bp. of Aksum, on Mä a‘ // AnBoll. 1990. Vol. 108. P. 29-47.
Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиол. источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 54-65; Conti Rossini C. La leggenda di Abbâ Afsê in Etiopia // Mélanges syriens offerts à René Dussaud. P., 1939. Vol. 1. P. 151-156; Sergew Hable Selassie. New Hist. Elements in the «Gedle Aftse» // JSS. 1964. Vol. 9. P. 200-203; DEB. Vol. 1. P. 14, 18, 70, 75-76, 103-104, 128, 130-131, 142, 178, 189, 209-210; Munro-Hay St. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 87, 145, 156-157, 217, 253; Knibb M. A. Translating the Bible: The Ethiopic Version of the Old Testament. Oxf., 1999. P. 13-14, 26. (The Schweich Lecture of the British Academy; 1995); Grierson R. Afse // EncAeth. Vol. 1. P. 135-136; idem. Alef // Ibid. P. 194; Nosnitsin D. Gärima // Ibid. Vol. 2. P. 704-706; Munro-Hay St., Fiaccadori G. Guba // Ibid. P. 897-898; Balicka-Witakowska E. Gw« h // Ibid. P. 940-941.
С. А. Французов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.