ДЖАТИ


ДЖАТИ

[санскр. jа ti - род, рождение], в инд. обществе наименование групп людей, имеющих единый закрепленный социальный статус, связанных общим происхождением, специфическим родом занятий, особыми религ. традициями и принципом эндогамии. Д. является более мелким подразделением внутри варны, но если в варне важнее реально исполняемая в обществе функция, то в Д.- прослеживаемая наследственность. Термин «Д.» часто заменяется португ. понятием «каста».

Система Д. формировалась в Индии начиная с сер. I тыс. до Р. Х. Согласно легенде, Д. появились от смешения варн. Изначально они напоминали европ. средневек. гильдии: у каждой из них были собственные органы управления (панчаяты), системы взаимопомощи. Взаимоотношения членов Д. и разных Д. между собой регулировались нормами индуизма. Постепенно выстраивалась иерархия Д.: ее возглавляли «дваждырожденные» - представители 3 высших варн (брахманы, воины, землевладельцы), за ними следовали Д. городские, торгово-ростовщические, Д. земледельцев и ремесленников (ткачи, ювелиры, горшечники, плотники, кузнецы и др.). Низшие ступени в иерархии занимали Д., члены которых (метельщики, кожевники, парикмахеры, прачки и др.) выполняли «нечистые», согласно традиции индуизма, работы. На эти Д. распространялись наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких Д., поэтому они получили название «неприкасаемые». В эту систему, как правило, на правах низших Д. также включались ассимилированные индуизмом племена. С течением времени социально-экономическое положение некоторых Д. могло меняться и соответственно неск. изменялось их место в иерархии.

Приверженцы неиндуистских конфессий - инд. мусульмане, христиане, сикхи и др.- тоже следуют правилам системы Д. в различной степени жесткости, особенно в том, что касается эндогамии, хотя они обычно обращают меньше внимания на пищевые запреты и принцип наследственности.

Члены каждой Д. соблюдают правила ритуальной чистоты, что особенно проявляется в браке, системе занятий, взаимоотношений между представителями разных групп, питании и обычаях. Соприкосновение с группой, стоящей ниже по уровню (что в принципе является повседневно необходимым и регулируется системой общественного обмена ресурсами и услугами - джаджмани), связано с ритуальным «загрязнением», к-рое устраняется в ходе специальных очистительных обрядов. «Загрязнение» - это переход определенной разрешенной степени вовлеченности в контакты с представителями низших Д. Человек может подвергнуться внешнему и внутреннему «загрязнению», напр. путем приема «нечистой» пищи. «Загрязненный» человек оскверняет и др. представителей своей Д. Каждая Д. имеет стандарты «чистоты», наказания за их нарушение и специфические обряды очищения. Внешнее «загрязнение» может быть смыто водой - в идеале водой из р. Ганг (гангаджал) - или с помощью «очистительной» смеси из 5 компонентов, связанных с жизнедеятельностью священной для индуистов коровы (коровий навоз, моча, молоко, масло, творог). Внутреннее осквернение требует др. средств, что регулируется обычаем, но иногда и решением собрания Д. (сабха). Это может быть денежный штраф, трапеза для всех членов Д. или для брахманов.

Человек не может перейти из одной Д. в другую в пределах этой жизни. Но учение о круговороте жизни (см. Сансара) предполагает наличие множества воплощений индивидуального Атмана. Концепция Д. тесно связана с идеей кармы: считается, что рождение человека в той или иной Д. определяется его поведением и качеством исполнения религиозно-бытовых обязанностей (см. Дхарма) в предыдущей жизни.

На протяжении истории Индии начиная с древнейших времен система Д. не раз подвергалась критике. Она не признавалась в буддизме и др. оппозиционных традиц. брахманизму движениях; средневек. течения бхакти принимали в свои ряды всех независимо от принадлежности к той или иной Д.; активно боролись с социальной дискриминацией лидеры реформистских движений в XIX-XX вв.

В наст. время в Индии известно ок. 3 тыс. Д., имеющих 25 тыс. еще более мелких подразделений. Численность одной Д. может составлять от неск. сот до неск. млн человек. Жесткость инд. социальной системы была смягчена в XX в. отчасти в результате национально-культурного возрождения, увеличения контактов с Западом, а также деятельности Партии Конгресса и лично М. К. Ганди. Усилия инд. правительства направлены на преодоление кастовых различий, уничтожение принципа «неприкасаемости» и улучшение жизненного уровня членов низких Д. После обретения Индией независимости в 1947 г., и преимущественно в городах в результате индустриализации, межкастовая мобильность возросла. Это выразилось, в частности, в процессе санскритизации разных Д.- повышении своего социального статуса, ассоциировании себя с более высокими варнами путем принятия обычаев, ритуалов и отношений, характерных для брахманического общества. В наст. время система Д., преимущественно в городах, во многом изменилась под влиянием развития цивилизации (создание индустриального производства, совр. транспортной системы, форм общественного питания, городской застройки) и неизбежных постоянных контактов членов разных Д. и представителей иных религий. Запреты на контакты - по крайней мере в публичной сфере - были по большей части сняты. Однако появление новых специальностей иногда приводит к формированию новых каст Д. Несмотря на движение в сторону реформ, кастовые связи остаются мощными политическими и социальными силами Индии, особенно в сельской местности, где проживает большинство населения страны.

Лит.: Srinivas M. N. Varna and Caste // A. R. Wadia: Essays in Philosophy presented in His Honour. Bangalor, 1954; idem. Caste in Modern India and Other Essays. N. Y.; Bombay, 1962; Karve I. Hindu Society: An Interpretation. Poona, 1961; Representing Hinduism: The Constructing of Religious Traditions and National Identity / Ed. by V. Dalmia, H. v. Stietencron. New Delhi; Thousand Oaks (Calif.), 1995; Бэшем А. Чудо, к-рым была Индия: Пер. с англ. М., 20002; Дюмон Л. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст: Пер. с франц. СПб., 2001.

С. И. Рыжакова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "ДЖАТИ" в других словарях:

  • ДЖАТИ —     ДЖАТИ (санскр. jati род, класс) двузначный термин индийской философии, означающий: 1) род как класс индивидов (см. Универсалии в индийской философии); 2) псевдоответы как невалидные средства диспута, составляющие пятнадцатую категорию ньяи. В …   Философская энциклопедия

  • джати — сущ., кол во синонимов: 1 • размер (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Джати — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Джати —         стихотворные размеры в санскритском стихосложении. Определяются числом «матра», т. е. мор (См. Мора) в стихе. Метрическое стихосложение развилось под влиянием народной поэзии. Д. употреблялся в санскритской классической поэзии наряду с… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЖАТИ —         (рождение, в значении принадлежность к группе по рождению ) каста или подкаста, наименьшая эндогамная группа в Индии на многих индоевроп. языках. Л. Алаев …   Словарь индуизма

  • Джати —     (Санскр.) Одна из двенадцати Нидан (см.); причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося соответственно с Чатур Йони (см.), когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически семи) Гати …   Религиозные термины

  • джати — ів, мн. Велика група племен, що на початку нашої ери жили у західних районах Пенджабу …   Український тлумачний словник

  • ДЖАТИ — (jati) см. Каста …   Большой толковый социологический словарь

  • ДЖАТИ — (Санскр.) Одна из двенадцати Нидан (см.); причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося соответственно с Чатур Йони (см.), когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически семи) Гати или …   Теософский словарь

  • Джати — виды; класс; творение …   Словарь йоги и веданты

  • Джати — (Jati) Положение кого либо в материальном мире; его текущее окружение, включая семью, социальное и экономическое положение, и так далее. Каждая отдельная область действий каждого человека обычно невелика и в значительной степени определенна См.… …   Словарь йоги


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.