ДЖИХАД

ДЖИХАД

[араб.- старание, напряжение усилий], в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина.

Первоначально под Д. подразумевалась борьба за распространение ислама среди аравийцев-язычников и защита его завоеваний. Коранические предписания относительно Д. носят неоднозначный и порой противоречивый характер. Во многом это зависит от периода создания Мухаммадом той или иной суры (меканский или мединский). Так, Коран призывает приобщать многобожников к вере мирными средствами, вести с противниками ислама только оборонительную войну, нападать на неверных в любое время и повсюду, исключая лишь священные месяцы.

С течением времени концепция Д. расширяется и углубляется. Разрабатываются понятия «Д. сердца» как борьбы с собственными дурными наклонностями, «Д. языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «Д. руки» как применение наказаний к преступникам и нарушителям норм морали и «Д. меча» - вооруженная борьба с противниками ислама. Борцам за веру (муджахидам) уготовано вечное блаженство в раю. Интерпретируя приписываемые Мухаммаду фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому» и «Величайший джихад, в котором сражается человек,- джихад с самим собой», морально-нравственное самоусовершенствование объявлялось «большим джихадом», а война с неверными - «малым джихадом».

В эпоху халифата, объединившего различные народы, конфессии и регионы, концепция Д. была дополнена детальной разработкой следующих понятий: «дар аль-ислам» (земля ислама) - территория господства мусульман, «дар аль-харб» (земля войны) - территория, находившаяся вне мусульм. контроля, и «дар ас-сульх» (земля договора), на которой мусульмане политической власти не имели, но пользовались свободой вероисповедания. Религ. политика на завоеванных территориях, проводившаяся в эпоху раннего ислама, определялась в основном прагматическими соображениями. Перед выбором «меч или ислам» ставились только язычники, что касается «людей Писания» - христиан и иудеев, то они могли получить статус зимми (покровительствуемого населения), к-рое продолжало платить, как и до араб. завоеваний, подушную подать (джизью) и при этом сохранять свою религию.

Мусульм. факихи разработали свод правил, связанных с ведением Д. С т. зр. объектов вооруженной борьбы в трудах по фикху (мусульм. праву) различаются 6 типов Д.: против «врагов Аллаха», к-рые преследуют мусульман, против агрессии извне, против вероотступников (напр., лжепророк Мусайлима), против «притеснителя», против разбойников, против монотеистов-немусульман, которые отказываются платить джизью. От участия в Д. освобождались женщины, несовершеннолетние, больные и немощные, умалишенные, слуги и рабы, люди, не имевшие необходимой экипировки и вооружения, выдающиеся религ. авторитеты, те, кто не заручились согласием родителей на участие в Д., должники, не получившие разрешения кредиторов. Вести Д. во время священного месяца рамадан можно было только в том случае, если противник нападал первым («закон отмщения»). В соответствии со стихами Корана: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит [преступающих границы]» (II 190) - значительное внимание уделялось разработке свода правил, ограничивающих действия муджахидов в стане противника. Во время Д. запрещалось убивать женщин, несовершеннолетних, дряхлых стариков, инвалидов и умалишенных, монахов и отшельников, а также рабов, если те не сражались против мусульман. Взрослые мужчины, захваченные в плен, могли быть освобождены за выкуп или обменены на пленных мусульман, превращены в рабов или казнены. Если военнопленный приговаривался к смерти, то до выполнения приговора никто не имел права калечить его и подвергать физическим мучениям. Военнопленных, перешедших в ислам до объявления приговора, освобождали. Имущество противника подлежало конфискации либо уничтожению. Исламская юриспруденция предусматривала возможность приостановления Д. и заключения перемирия на определенный срок, в случае если перевес сил был не на стороне мусульман.

Правила, касающиеся концепции Д. и регулирующие взаимоотношения мусульман с внешним миром, составили базу исламского международного права. В период оформления исламской государственности Д. стал знаменем завоевателей, позднее освящал территориальную экспансию мусульм. держав. В колониальную эпоху идеи Д. использовались для противодействия экспансии Запада. В наст. время лозунг всемирного торжества ислама с помощью Д. используется только фундаменталистскими группировками экстремистского толка. Мусульм. идеологи все больше отдают предпочтение интерпретациям Д., не связанным с войной. В широком смысле слова Д. называют усилия по укреплению национального суверенитета для достижения военной мощи и осуществления программ социально-экономического развития (борьба за ликвидацию неграмотности, за урожай, за продвижение на рынок национальных товаров, против бедности, эрозии почв и т. п.).

Лит.: Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1962; Morabia A. La notion de gihad dans l'Islam médiéval: Des origins à al-Gazâlî. Lille, 1975; Ferguson G. War and Peace in the World's Religions. L., 1977; Peters R. Islam and Colonialism: The Doctrine of Jihad in Modern History. The Hague, 1979; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам: Очерк истории. М., 1988; Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

С. А. Кириллина, Т. Ю. Кобищанов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ДЖИХАД" в других словарях:

  • Джихад — усилие, борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого свои материальные средства, умственные способности и… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Джихад — Вести джихад, бороться за веру Мужские мусульманские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • ДЖИХАД — [арабск.] то же, что ГАЗАВАТ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. джихад (араб.) то же, что газават. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • джихад — усердие, священная война, газават Словарь русских синонимов. джихад сущ., кол во синонимов: 3 • война (33) • газават …   Словарь синонимов

  • ДЖИХАД — (арабское священная война, война за веру; буквально усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее применение любых средств для его распространения и утверждения, вплоть до так называемой священной войны против иноверцев (газават) …   Современная энциклопедия

  • ДЖИХАД — (араб. священная война война за веру; букв. усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. священной войны против иноверцев …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джихад — (араб.) название религиозной войны у мусульман.Первоначально Д. означало только воззвание к неправоверным о принятииислама. Д. недозволен против тех, с кем магометанский государь преждезаключил мирный договор. В Д. обязан участвовать всякий… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Джихад — священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • Джихад — (араб. священная война, война за веру; букв. усердие, рвение) предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук …   Политология. Словарь.

  • Джихад — (Jihad, араб. рвение , усердие ), обычно термин понимается как священная война . Одна из гл. обязанностей мусульманина, предписываемая Кораном, защищать от внеш. угроз благополучие ислам, сооб ва и соблюдать свящ. законы ислама. Теоретически Д.… …   Всемирная история

  • Джихад — (арабское священная война, война за веру; буквально усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее применение любых средств для его распространения и утверждения, вплоть до так называемой “священной войны” против иноверцев (газават).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»