- АГИОСОРИТИССА
Икона Божией Матери Агиосоритисса (Халкопратийская). Кон. XIV - нач. XV в. Византия? (ГММК)
Икона Божией Матери Агиосоритисса (Халкопратийская). Кон. XIV - нач. XV в. Византия? (ГММК)[греч. ἡ ῾Αγιοσορήτισσα], название иконографического типа Божией Матери; представляет собой топоним и обычно возводится исследователями к имени прославленной иконы в часовне св. Раки (ἡ ῾Αγία Σορός) Халкопратийской ц. в К-поле, где хранились святыни Богоматери, привезенные в V в. из Иерусалима (самая чтимая из них - пояс). Традиционно икону такой иконографии было принято называть Халкопратийской. Однако, возможно, эта чтимая икона находилась в одноименной часовне ц. Богородицы во Влахернском храме в К-поле. Божия Матерь изображалась почти в профиль, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью. Этот тип близок к изображению Богоматери в композиции Деисус.
К числу самых ранних изображений относятся утраченная ныне мозаика сев. стены бокового нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; миниатюра Христианской топографии Космы Индикоплова, IX в. (Vat. gr. 699. fol. 76r); печати Х в.; пластинка слоновой кости царицы Кунигунды в Бамберге, ок. 1000 г.; мраморный рельеф сер. XI в. из коллекции Дамбартон-Окса (Вашингтон); икона кон. XI - нач. ХII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; визант. икона кон. XIV - нач. XV в. из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля (ГММК) и др. Эпитет Богородицы А. впервые встречается на печатях ок. 1040 г. и на монетах ХII в. времени Мануила I Комнина. Тип А. был широко распространен в визант., балканском и относительно меньше в рус. искусстве. Среди самых ранних изображений А. на Руси сохранились Боголюбская икона Божией Матери, ХII в. (предположительно первоначально на иконе не было свитка), и изображение на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале, кон. ХII в. Иногда в композицию иконы А. включался сегмент неба с поясным изображением Спасителя. Парные иконы, входившие в декорацию алтарной преграды, могли включать образы Христа и Богоматери А. Тип А. близок изображению Божией Матери Параклесис, однако в соответствии с этим вторым типом, Богоматерь держит в руках развернутый свиток.
Лит.: Jugie M. L'église de Chalcopratia et le culte de la Ceinture de la Vierge à Constantinople // EO. 1913. Vol. 16. P. 308-312; Кондаков H. П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 294-315; Lathaud D. Le sanctuaire de la Vierge des Chalcopratia // EO. 1924. Vol. 23. P. 36-61; Baynes N. The Supernatural Defenders of Constantinople // AnBoll. 1949. Vol. 49. P. 165-177; Betelé T. Le vergine aghiosoritissa nella numismatica bizantina // REB. 1958. Vol. 16. P. 233f.; Nersessian S. Der. Two images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Collection // DOP. 1960. Vol. 14. P. 70-86; Janin. Églises et les monastères. P. 246-251; Andaloro M. Note sui temi iconografici della Deesis e dell'Hagiosoritissa // Riv. dell'Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell'Arte. 1970. Vol. 17. P. 85-130; Grabar A. Une source d'inspiration de l'iconographie byzantine tardive: Les cérémonies du culte de la Vierge // Cah. Arch. 1976. Vol. 25. P. 147-152; ODB. 1991. Vol. 3. P. 217; Marienlexikon. Bd. 3. S. 69-70.
О. Е. Этингоф
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.