ДОМЕТИАН

ДОМЕТИАН

Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ)

Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ)


Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ)

[Домициан; греч. Δομετιανός] († 10 или 11.01.602), прп., еп. Мелитинский (пам. 10 янв.). Род. в богатой и благочестивой семье, отца звали Феодором, мать Екдикией (или Евдокией). По сведениям Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), Д. был родственником имп. Маврикия (582-602), предположительно племянником или двоюродным братом (первое наиболее вероятно). По сведениям Минология имп. Василия II, Д. род. во время правления визант. имп. Юстина II (565-578), однако, по мнению П. Губера, датой рождения Д. следует считать 50-е гг. VI в. Д. получил хорошее светское и духовное образование. Вскоре после женитьбы он овдовел и посвятил себя подвигам благочестия. Маврикий, к-рого имп. Тиверий назначил командующим войсками Востока, ок. 579 г. добился для Д. сана епископа г. Мелитина (столицы пров. Армения Третья, ныне Малатья, Турция), незадолго до того разоренной и сожженной персид. шахом Хосровом I Ануширваном.

Когда Маврикий был провозглашен императором, он сделал Д. ближайшим советником, и тот окончательно обосновался в К-поле, где приобрел большое влияние. Д. пребывал в столице до 585 г., о его деятельности в 585-590 гг. нет сведений, в частности неизвестно, какова была его роль в сенатских дебатах по поводу оказания помощи персид. шаху Хосрову II Парвизу. Тем не менее, после того как императором и сенатом было принято решение поддержать Хосрова, желавшего возвратить свой престол, Д. было поручено отправиться на Восток и сопровождать шаха, помогая ему во всем. Д. встретил Хосрова в г. Константина в Сев. Сирии как личный представитель императора. Хосрова также в течение неск. недель сопровождал свт. Григорий I, патриарх Антиохийский, однако главную роль при шахе играл все же Д. Он сопровождал Хосрова в военном походе в Персию через города Мардин, Дару и Аммодий и покинул его, только когда тот перешел персид. границу. Д. вел с Хосровом вероучительные беседы и нек-рое время, вероятно, питал надежду на обращение его в христианство. Эта цель не была достигнута, однако в благодарность за возвращение ему трона Хосров впосл. предоставил христианам в своем царстве многочисленные льготы.

Погребение прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 306)

Погребение прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 306)


Погребение прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 306)

Во время пребывания на Востоке Д. имел не только церковную, но и светскую власть, исполняя, в частности, судебные функции. Так, по его приказу были приговорены к смерти нек-рые визант. офицеры, перешедшие в свое время на сторону персов.

Вероятно, летом 591 г. Д. вернулся в К-поль. Присутствие Д. в К-поле вплоть до 598 г. засвидетельствовано в письмах свт. Григория I Великого, папы Римского. Первое письмо (авг. 593) (Greg. Magn. Reg. epist. III 67; по нумерации CCSL III 62) является ответом на письмо Д., в к-ром речь шла об экзегетических вопросах. Наряду с прочим папа высказывает сожаление по поводу неудачи обращения Хосрова в христианство. 2 следующих письма папы написаны Д. в связи с обсуждавшимся тогда законом императора, к-рый воспрещал военным и гражданским чиновникам принимать духовный сан до истечения положенного им срока службы. Папа пытался через Д. добиться внесения нек-рых поправок к этому закону, что свидетельствует о возвращении Д. к обязанностям имп. советника. Письмо свт. Григория от 1 июня 595 г. (Reg. epist. V 16; CCSL V 43) также свидетельствует о том, что Д. в это время находился в К-поле. В этом письме папа жалуется Д. на проблемы с лангобардами, на конфликт между папой и свт. Иоанном IV Постником, патриархом К-польским. Согласно этому письму, Д. должен был сообщить об этих проблемах Сабиниану, папскому апокрисиарию в К-поле. В письме папы от окт. 596 г. (Reg. epist. VII 7 (=CCSL)) Д. упоминается среди епископов, участвовавших в интронизации нового патриарха К-польского Кириака.

Между авг. 596 и 597 г. имп. Маврикий, тяжело заболев, назначил Д. на случай своей смерти опекуном своих малолетних детей.

Последнее письмо свт. Григория к Д. направлено в сент.-окт. 598 г. и касается некоторых церквей на о-ве Сицилия.

Будучи твердым приверженцем халкидонского вероисповедания, Д. следил за тем, чтобы только те, кто исповедует вероопределение Халкидонского Собора, могли принимать духовное звание. Он также предпринял меры по обращению в христианство самаритян и иудеев, однако без особого успеха.

В кон. 598 г. Д. вновь отправился на Восток с тем, чтобы, согласно сир. и егип. источникам, начать жестокое преследование монофизитов. Прежде всего он отнял у них все церкви, к-рыми те владели в Сев. Сирии и Месопотамии. Д. принудил Фому, монофизитского еп. Иераполя (сир. Маббуг, ныне Манбидж, Сирия), бежать в Египет. По словам монофизитского хрониста Михаила Сирийца, Д. «был объят завистью» из-за успехов монофизитов в Мелитине и окрестностях. Повсюду он изгонял клириков-монофизитов. Он также прибыл в Эдессу, где собрал монахов мон-ря Восточного и потребовал у них вступить с ним в общение и признать Халкидонский Собор. После того как монахи отказались сделать это, Д. якобы приказал солдатам вывести почти 400 монахов к городскому рву и казнить. Согласно той же хронике, это событие произошло 10 марта 601 г. Т. о., преследование монофизитов продолжалось более 2 лет.

Постоянно занимаясь гос. и церковно-политическими делами, Д. интересовался богословскими вопросами. Одно из писем свт. Григория свидетельствует о том, что Д. обменивался с ним мнениями по поводу толкования Свящ. Писания. Д. вступил в полемику со св. Евлогием I, патриархом Александрийским, по поводу отдельных пассажей из сочинения последнего против учения Севира Антиохийского (Κατὰ Τιμοθέου κα Σεβήρου, Против Тимофея и Севира - Phot. Bibl. Cod. 225; PG. 103. Col. 939-949), посвященного Д. Эти пассажи касались аполлинарианской формулы, употребленной свт. Кириллом Александрийским, «одна воплощенная природа Бога Слова» (Phot. Bibl. P. 240) (см. ст. Вселенский III Собор, разд. «Богословие Собора»; Вселенский IV Собор). Для того чтобы разъяснить Д. свою т. зр., свт. Евлогий составил новый трактат «К Дометиану, еп. Мелитинскому» (Ad Domitianem Melitenum - Phot. Bibl. Cod. 230; PG. 103. Col. 1069-1073). По словам патриарха Фотия, свт. Евлогий опровергает нек-рые «неблаговидные подозрения, которые имел Дометиан на его счет, упрекая его в неискреннем принятии и применении выражения «одна воплощенная природа Бога Слова» - по икономии, для того, чтобы искусно вести слушателей к единению и тем отсечь предлог для отступления от Церкви». Это позволяет предположить, что Д. в отличие от свт. Евлогия, стремившегося отождествить данную христологическую формулировку с определением Халкидонского Собора о двух природах во Христе, относился к «строгим халкидонитам», не признававшим формулу «одна воплощенная природа Бога Слова».

Д. умер в К-поле и похоронен с большими почестями в ц. св. Апостолов в присутствии патриарха Кириака и всего сената. Согласно Синаксарю К-польской ц., от его мощей происходило не меньше чудес, чем он совершал при жизни.

Ист.: Greg. Magn. Reg. epist. // PL. 77. Col. 662-668, 736-737, 743-744, 765-768, 860-862, 1081, 1105-1106; PG. 117. Col. 249 [Минологий Василия II]; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 265; Jean de Nikiou. Chronique / Texte éthiopien publ. et trad. par H. Zotenberg. P., 1883. P. 527-528, 535; Theoph. Chron. P. 266, 284; Theophylactes Simocatta. Historia / Ed. C. de Boor. Lpz., 1887. P. 118-119, 174-183, 192-193, 306; Evagrius Scholasticus. Ecclesiastical History / Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. 229-231; Michel le Syrien. Chronique / Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 372-373; SynCP. Col. 383-384, 884; Chronicon miscellaneum ad annum 724 pertinens / Ed. I. Guidi. P., 1904. Pars 2. Vol. 4. P. 112. (CSCO; 5. Syr. Ser. 4); Chronicon ad annum 1234 pertinens / Ed. J.-B. Chabot. P., 1916. Vol. 1. P. 217-218. (CSCO; 81. Syr. Ser. 3; 14); Ioan. Ephes. Hist. eccl. Vol. 3. P. 269-270.

Лит.: Peeters P. Les ex-voto de Khosrau Aparwez à Sergiopolis // AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 12; Goubert P. Byzance avant l'Islam. P., 1951. Vol. 1: Byzance et l'Orient sous les successeurs de Justinien: L'empereur Maurice. P. 172-175; idem. Dometien de Mélitène, cousin de Maurice // Πεπραγμένα τοῦ Θ´ διεθνοῦς βυζαντονολογικοῦ συνεδρίου (Θεσσαλονίκη, 12-19 ᾿Απριλίου 1953). ᾿Αθῆναι, 1956. T. 2. Σ. 425-428; Honigmann E. Two Metropolitans, Relatives to the Emperor Maurice: Dometianus of Melitene and Athenogenes of Petra // Idem. Patristic Studies. Vat., 1953. (ST; 173); Paret R. Dometianus de Mélitène et la politique religieuse de l'empereur Maurice // REB. 1957. T. 15. P. 42-72.

М. В. Грацианский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДОМЕТИАН" в других словарях:

  • Дометиан — а, муж. Стар. редк.Отч.: Дометианович, Дометиановна.Происхождение: (Лат. Domitianus притяж. прил. к Domitius (римск. родовое имя))Именины: 23 янв., 22 марта, 2 сент., 23 окт. Словарь личных имён. Дометиан См. Доментиан …   Словарь личных имен

  • Дометиан — (около 1690 1700) поп, расколоучитель в г. Тюмени, особенно знаменитый в истории раскольнических самосожжений. Проповедью о наступающем втором Христовом пришествии он собрал около себя 1700 человек простого народа, вместе с которыми сжегся. Его,… …   Биографический словарь

  • Дометиан — (около 1690 1700) поп, расколоучитель в городе Тюмени, особенно знаменитый в истории раскольнических самосожжений. Проповедью о наступающем втором Христовом пришествии он собрал около себя 1700 человек простого народа, вместе с которыми сжегся.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДОМЕТИАН Севастийский — (ум. ок. 320) один из сорока севастийских мучеников …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДОМЕТИАН Севастийский — (ум. ок. 320), один из сорока севастийских мучеников (см. СЕВАСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ) …   Энциклопедический словарь

  • Дометиан (Топузлиев) — Митрополит Дометиан Митрополит Видинский c 26 июля 1987 года Избрание: 26 июля 198 …   Википедия

  • Дометиан — св. епископ мелетинский; жил в VI веке; был посредником между императором Маврикием и Хозроем, царем персидским. Скончался в 601 г. Современный ему историк Евагрий называет его мужем сильным в слове и в деле. Память 10 января …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дометиан — – имя нескольких святых, пам. 9 марта, в сырную субботу и 10 янв. Из них последний Д., еписк. мелетинский, жил в VI в., преставился в 601 г …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Дометиан епископ мелетинский — святой епископ мелетинский; жил в VI веке; был посредником между императором Маврикием и Хозроем, царем персидским. Скончался в 601 г. Современный ему историк Евагрий называет его мужем сильным в слове и в деле. Память 10 января …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дометиан расколоучитель — (около 1690 1700) поп, расколоучитель в городе Тюмени, особенно знаменитый в истории раскольнических самосожжений. Проповедью о наступающем втором Христовом пришествии он собрал около себя 1700 человек простого народа, вместе с которыми сжегся.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»