ДРАНДА

ДРАНДА

Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)

Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)


Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)

[груз. დრანდა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный. Основан при древней, находившейся в запустении церкви в с. Дранда, к-рая в XIX в. привлекла внимание ученых. По свидетельству С. Саблина, «окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему» (Саблин. 1846. С. 4). В 1860 г. мон-рь обследовал груз. историк Д. Бакрадзе (Бакрадзе. 1875. С. 65).

20 мая 1868 г. церковь осмотрел обозревавший Абхазскую епархию еп. Имеретинский св. Гавриил (Кикодзе), поставивший перед Обществом восстановления православного христианства на Кавказе вопрос о возобновлении храма. Усилиями святителя восстановительные работы были завершены в 1871 г., 21 окт. еп. Гавриил освятил храм (Гавриил (Кикодзе). 1872. С. 12-14). Известны имена первых священнослужителей в храме - это Иоанн (Гегенава), Иоанн (Кереселидзе), причетник Петр Пилия, миссионерствовавшие среди местных мусульман и язычников. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. выступившие на стороне турок абхазы-мусульмане разорили церковь.

В 1880 г. рус. насельники афонского мон-ря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве мон-ря на развалинах церкви. Просьбу поддержал главноуправляющий Кавказом кн. А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного мон-ря. Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить Д. с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение (Агафодор (Преображенский). 1894. С. 23-25). В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 чел. братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского мон-ря они привезли копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери, часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины. Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к-рую датируют 80-ми гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих (Боярский. 1894. С. 15). Восстановительные работы в Д. были завершены в 1886 г. При еп. Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас.

Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)

Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)


Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии)

Освящение храма 27 сент. 1886 г. совершил свт. Гавриил (Джугели. 1886. № 28. С. 3; № 30. С. 7-9). Богослужение в обители, где в разное время числилось от 50 до 150 насельников, совершалось ежедневно по уставу Афонской Горы (Агафодор (Преображенский). 1894. С. 54-56).

1-м настоятелем Д. стал игум. Варлаам, пожертвовавший на восстановление храма 24 тыс. р. (Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия. 2006. С. 188). Позднее он уехал в Армавир, через нек-рое время был назначен настоятелем основанного грузинами в 1737 г. кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря. 31 янв. 1888 г. Д. возглавил также бывш. афонский насельник игум. Харалампий, утвержденный в должности настоятеля Святейшим Синодом 21 марта 1890 г.

С 4 сент. 1891 г. Д. управляли Сухумские епископы: Агафодор (Преображенский), Петр (Другов; с 19 сент. 1893), Арсений (Изотов; со 2 февр. 1895), Серафим (Чичагов; с 10 апр. 1905), сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; с 3 февр. 1906, впосл. Католикос-Патриарх Грузии), Димитрий (Сперовский; с 25 янв. 1907), Андрей (Ухтомский; с 25 июля 1911), Сергий (Петров; 22 дек. 1913 - 1 сент. 1919) (И. Н. 1898. С. 88; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 398, 399, 402).

Мон-рь постепенно обзавелся обширным хозяйством: в указе Святейшего Синода (№ 1919 от 7 мая 1886) говорилось об окончательном утверждении за Д. земельного надела в размере 219 дес., 19 из к-рых располагались непосредственно вокруг мон-ря, 200 - в 3 верстах от него (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 40793. Л. 341). В нач. 90-х гг. XIX в. Д. были отведены еще 50 дес. земли в Цебельде. Участки обрабатывались братией и сдавались в аренду, на них мон-рь устроил хутор, пасеку, огород, виноградник, сеял хлеб, на цебельдинском участке косили траву и пасли скот.

К Д. были приписаны 2 скита. В 1892 г. в 2 верстах от мон-ря, в с. Эстонка, житель Екатеринодара (ныне Краснодар) Ф. И. Даниленко возобновил каменную церковь XIII в., к-рую 4 авг. 1893 г. еп. Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) освятил во имя великомучеников Пантелеимона и Феодора Стратилата и при к-рой учредил скит. В нач. XX в. здесь проживало до 20 чел. братии (Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия. 2006. С. 189). В 1889 г. в 8 верстах от Д. был освящен храм во имя Всех святых, построенный в XIII-XIV вв. (первоначальное посвящение храма неизвестно); при нем также был учрежден скит.

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара.

С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография.

Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая), с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292).

Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев), подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни, принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926).

После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г.

Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб. / Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб. / Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб. / Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006.

Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды // Кавказ. 1846. № 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии // Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. № 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве // Там же. 1886. № 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

Дж. Гамахария


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДРАНДА" в других словарях:

  • Дранда — Дранда: Дранда  село в Закавказье Дранда  станция Абхазской железной дороги …   Википедия

  • Дранда (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дранда. Координаты: 42°52′26.49″ с. ш. 41°08′25.2″ в. д. / 42.874025° с. ш. 41.140333° в. д …   Википедия

  • ДРАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. დრანდის ეპარკია], одна из древнейших епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Была сформирована в процессе выделения в IX X вв. церковных кафедр Зап. Грузии (Фасис, Севастополь, Родополь, Петра, Зиганеи, Никопсия) из юрисдикции К… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… …   Православная энциклопедия

  • Ажара (село) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ажара. Село Ажара абх. Ажара, груз. აჟარა Страна …   Википедия

  • Гулрыпш — У этого термина существуют и другие значения, см. Гулрыпш (значения). Посёлок городского типа Гулрыпш абх. Гәылрыҧшь, груз. გულრიფში Страна …   Википедия

  • Кодор (платформа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кодор (значения). Координаты: 42°50′55.92″ с. ш. 41°09′33.66″ в. д. / 42.848867° с. ш. 41.15935° в. д …   Википедия

  • Мерхеул — Село Мерхеул მერხეული Страна Абхазия[1]/Грузия …   Википедия

  • Драндский собор — Православный собор Успенский собор Драндского монастыря …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»