АДАМ ФУЛЬДСКИЙ

АДАМ ФУЛЬДСКИЙ

[нем. Adam von Fulda] (ок. 1445, Фульда - 1505, Виттенберг), нем. церковный композитор, теоретик, поэт и историк. До 1490 г. жил в бенедиктинском мон-ре Форнбах (около Пассау), затем работал при дворе курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого в Торгау, где с 1491 г. (по др. данным, с 1498) возглавлял дворцовую капеллу. С 1502 г. профессор музыки в Виттенбергском ун-те. В 1503-1504 гг. по поручению Фридриха написал историческую хронику Саксонии.

В музыкально-теоретическом трактате «De musica» (1490; единственная рукопись сгорела в Страсбурге в 1870), высоко отзываясь о Г. Дюфаи и А. Бюнуа (см. Нидерландская школа), А. Ф. отчасти пересматривает восходящее к Боэцию и ставшее традиц. деление музыки на «мировую», «человеческую» и «инструментальную». Не отрицая существования первых двух, он подчеркивает, что «мировую» рассматривают математики, а «человеческую» - физики (Gerbert. P. 333а), тем самым способствуя метафоризации этих понятий (что было в русле исторической тенденции). Развивая традиц. для средневековья тему похвалы музыке, А. Ф. заключает, что она «в конечном счете способствует спасению души» (Ibid. P. 335а).

Большая часть церковномуз. сочинений А., написанных в позднеготическом бургундском стиле - месса, «Magnificat», 7 гимнов, 2 антифона, респонсорий,- является четырехголосными хоральными обработками; гимны содержат каноны в верхних голосах. Несмотря на то что в своем трактате А. Ф. критиковал менестрелей за недостаток знаний об искусстве сочинения музыки, он иногда использовал светские cantus firmus (гимн «Nuntius celso», в к-ром партия баса цитирует напев вагантов). Одна из четырехголосных светских песен, написанных А. Ф.- «Ach hülf mich leid» (Ах, помоги мне в страдании),- была опубликована Глареаном в его «Dodecachordon» (1547) с его (Глареана) лат. подтекстовкой «O vera lux» (О, Истинный Свет); на протяжении XVI-XVII вв., уже с нем. духовным текстом, она печаталась в протестант. сборниках духовных песен. А. Ф. вместе с Г. Финком и А. Агриколой принадлежит раннему поколению нем. композиторов, усвоивших стиль и технику хоральных обработок нидерл. школы, часто применяя «число» в структурных и символических целях (см. Германия, церковная музыка). А. Ф. является также автором неск. религ. стихов (опубл. в 1512 с гравюрами Л. Кранаха; переизд.: В., 1914r).

Соч.: De musica // Gerbert. Scriptores. Vol. 3. P. 329-381; Адам из Фульды. О музыке (фрагменты) // Муз. эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 358-362.

Муз. соч.: церковные: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, XVII. Köln, 1902; Das Erbe deutscher Musik. Ser. 1. XXXII-XXXIII. 1956-1960. Bde 32-33; cветские: Liederbuch des Arnt von Aich. Kassel, 1930.

Лит.: Moser H. J. Leben und Lieder des Adam von Fulda // Jb. d. Staatlichen Akad. f. Kirchen- und Schulmusik. 1929. Bd. 1. S. 7; Ehmann W. Adam von Fulda als Vertreter der ersten deutschen Komponistengeneration. B., 1936; LTK. Bd. 1. Sp. 132; NGDMM. Vol. 1. P. 102; Bernhard M. A. [ u. ä.]. Geschichte der Musiktheorie. Darmstadt, 1990. Bd. 3: Rezeption des antiken Fachs im Mittelalter. S. 40, 61, 287 et passim.

Р. Л. Поспелова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АДАМ ФУЛЬДСКИЙ" в других словарях:

  • Адам Фульдский — Адам Фульдский, или Адам из Фульды (лат. Adam Fuldensis) (ок.1445, Фульда 1505, Виттенберг) немецкий теоретик музыки и композитор. Содержание 1 Очерк жизни 2 Очерк научной деятельности …   Википедия

  • Эстетика музыкальная —         дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м …   Музыкальная энциклопедия

  • Veni creator Spiritus — Гимн Veni creator spiritus (первая строфа, запись в римской квадратной нотации). Veni Creator Spiritus (лат. Приди, Дух животворящий) …   Википедия

  • Эстетика музыкальная — Эстетика музыкальная ( англ. Aesthetics of music, нем. Musikästhetik) искусствоведческое понятие, введённое в научный оборот немецким публицистом …   Википедия

  • Тактус — (лат. tactus буквально «касание») в музыкальной теории конца XV XVII веков  отрезок времени, соответствующий при дирижировании опусканию (тезис, лат. depositio) и поднятию (арсис, лат. elevatio) руки или (при отмеривании этого …   Википедия

  • Философия музыки — …   Википедия

  • ГЕРМАНИЯ. Часть III — Объединенная Германия «Мы один народ!» Плакат. Осень 1989 г. «Мы один народ!» Плакат. Осень 1989 г. Первоначально, особенно осенью 1989 г., когда рухнула Берлинская стена, Г. охватила всеобщая эйфория. Однако интеграция 2 различных гос в… …   Православная энциклопедия

  • Patrologia Latina — (Латинская патрология)  собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть  Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… …   Википедия

  • Список латинских писателей раннего средневековья —     …   Википедия

  • Список латинских писателей раннего Средневековья — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»