- ЕВСИГНИЙ
Мученики Евсигний Антиохийский и Понтий Римлянин. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Мученики Евсигний Антиохийский и Понтий Римлянин. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Εὐσίγνιος] († 362), мч. Антиохийский (Кесарие-Каппадокийский) (пам. 5 авг.). Происходил из Антиохии, 60 лет служил в армии императоров Констанция I Хлора (305-306) и Константина I Великого (306-337), к к-рым был приближен. Оставив военную службу, Е. поселился в родном городе и дожил до весьма преклонного возраста: в 361 г., когда имп. Юлиан Отступник пришел к власти, ему было ок. 110 лет. Е. пользовался уважением среди сограждан и помогал в решении их тяжб. Один из спорящих, недовольный его судом, донес находившемуся в то время в Антиохии Юлиану, что Е. исповедует Христа и многих обратил в христианство. Император повелел арестовать воина, а затем увезти его в Кесарию Каппадокийскую, где святой принял мученическую кончину: по приказу Юлиана Е. отрубили голову.Болландист И. Пиний указал 3 редакции Мученичества Е. (ActaSS. Aug. T. 2. P. 70-72), сохранившиеся в различных греч. рукописях X-XIV вв. Позднее В. В. Латышев, исследовав извлечения из венской рукописи XIV в. (Lambecius P., Kollarius A. F. Commentariorum de augustissima biblioth. caesarea Vindobonensi. Vindobonae, 1782. T. 8. P. 221-224) и неск. копий с ватиканских рукописей (Vat. gr. 819, 866, 1671), пришел к выводу, что в них содержится одна редакция Мученичества Е. в 4 изводах, различающихся между собой незначительными деталями и восходящих к одному архетипу. Поскольку в некоторых из них автором назван антиохийский диак. Евстохий, родственник Е., последовавший за ним в Кесарию Каппадокийскую и тайно записавший акты допроса мученика, Латышев предположил, что первоначальное сказание о Е. было составлено его современником. Однако архетипом изводов Мученичества послужила более поздняя обработка этого сказания, на что указывает сообщение в конце текста о смерти имп. Юлиана и вступлении на престол имп. Иовиана (363-364), а также вставка о том, что свт. Василий Великий (епископ с 370) похоронил останки Е., а протоколы его мученичества включил в свою б-ку. По мнению зап. ученого П. Ламбека, сказание о Е. является полностью подложным, а имя автора могло быть заимствовано из лексикона «Суда» (ок. сер. X в.), где упоминается Евстохий Каппадокийский, софист и историограф, живший при имп. Констанции.
Большую часть Мученичества занимает речь Е. к Юлиану. Он рассказывает о событиях из жизни Константина Великого: о происхождении Константина от временного сожительства Елены с Констанцием, встретившим ее в таверне по дороге в Рим после победы над сарматами (Е. находился в отряде, сопровождавшем императора, и был свидетелем этой встречи); о поисках Константина и о признании его сыном Констанция; о 2 небесных видениях Константину во время войны с «византийцами» (жителями Вост. Римской империи) - надписи из звезд на небе и Креста с надписью из звезд; об основании К-поля; о захвате Константина в плен персами, решившими принести его в жертву богам, и об освобождении императора отрядом воинов, в числе к-рых был Е. Рассказы, кроме 2-го и последнего, имеют историческую основу, однако в изложении Е. приобретают множество легендарных деталей. Мученик прославляет Константина за его веру во Христа и упрекает Юлиана в отступничестве.
Т. о., повествование о Е. в конечном варианте представляет собой единый текст, включающий Мученичество Е. и легендарные рассказы о Константине Великом, возникшие не ранее VII в., когда начинается распространение народного культа императора. Относительно времени окончательной обработки сказания мы имеем terminus ante quem, устанавливаемый по самой древней рукописи X в. (Vat. gr. 1671), созданной студийским диак. Дорофеем.
Императорский Минологий 1034-1041 гг. содержит рассказ о Е., отличающийся более тщательной лит. обработкой, но также восходящий к единому архетипу всех изводов (Latyšev. Menol. T. 2. P. 247-250). В греч. синаксарях не уточняется, что Е. пострадал в Кесарии, и отсутствуют легендарные рассказы о Константине.
В ВМЧ митр. Макария приводятся перевод Мученичества Е. из рукописи Vat. gr. 819 (XI-XII вв.) и 2 проложных Жития.
Сказание о Е. из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским, отличается от сказаний из греч. синаксарей следующими добавлениями: Е. назван свидетелем страданий и автором Мученичества Василиска (см. ст. Евтропий, Клеоник и Василиск); приведен рассказ о третейском суде, ставшем причиной ареста Е.; сообщается о явлении Е. и Константину изображенного на небе Креста.
В Коптской Церкви память Е. под 5-м числом месяца тобе (31 дек.) содержится уже в самых ранних дошедших до нас копто-араб. Минологиях (синаксарях) при евангельских Лекционариях (XII в.). Под соответствующей датой (5-й день месяца тэр) она вошла и в эфиоп. синаксарную традицию. Краткое сообщение о Е. содержится в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (кон. XIII в., архетип XII в.) и его эфиоп. версии. Полный вариант Мученичества имеется также в средневек. груз. переводе (см.: AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 313).
В Зап. Церкви Е. почитается с XVI в.: впервые его имя появляется в добавлениях к Мартирологу Узуарда в издании Иоанна Молана (Жан де ла Моль) (Usuardi Martyrologium / Ed. J. Molanus. Lovanii, 1568). Кард. Цезарь Бароний внес в Римский Мартиролог память Е. из греч. стишного синаксаря XIV в. (Paris. gr. 1582).
Ист.: BHG, N 638-640e; PG. 117. Col. 571-574 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. P. 867-870; MartRom. Comment. P. 324; Les ménologes des Évangéliaires copto-arabes / Éd. F. Nau. P., 1913. P. 197. (PO; T. 10. Fasc. 2. N 47); Le calendrier d'Abou'l-Barakât / Éd. E. P. Tisserant. P., 1913. P. 262. (PO; T. 10. Fasc. 3. N 48); Synaxarium Alexandrinum / Ed. I. Forget. P., 1905. Louvain, 1954r. P. 189-190 [textus]. (CSCO; 47. Arab.; 18); Idem. R., 1921. Louvain, 1954r. P. 309-310 [versio]. (CSCO; 78. Arab.; 12); Latyšev. Menol. T. 2. P. 247-250; ЖМНП. 1915. Февр. С. 81-91 [Мученичество св. Евсигния]; ЖСв. Авг. С. 82-84; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 167-168; Coquin R. G., Lucchesi E. Une version copte de la passion de St. Eusignios // AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 185-208.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 237; Т. 3. С. 311-312; Латышев В. В. О житиях св. великомученика Евсигния // ЖМНП. 1915. Февр. С. 65-80; The Book of the Saints of the Ethiopian Church / Transl. E. A. Wallis Budge. Camb., 1928. T. 2. P. 450-451; Gaiffier B., de. Sub Juliano Apostata dans le martyrologe romain // AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 22-23; Εὐσίγνιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1087; Sauget J.-M. Eusinio // BiblSS. Vol. 5. Col. 278-279; Janin R. Eusignius // DHGE. T. 16. Col. 1-2; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 150; Esbroeck M., van. Eusignius // CoptE. Vol. 4. P. 1071-1072; Devos P. Une Recension nouvelle de la passion grecque BHG 639 de St. Eusignios // AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 209-228.
Д. В. Зайцев
Иконография
Е. обычно изображается как старец с седыми волосами по плечи и небольшой заостренной бородой; в его руке крест; одеяние составляют богато украшенный хитон и плащ. Одно из ранних изображений Е. сохранилось на мозаике храма в монастыре свт. Иоанна Златоуста близ с. Куцовендис на Кипре (ок. 1100), в медальоне на юго-зап. арке рядом со святыми Прокопием, Георгием и Димитрием.
В серб. искусстве мученик традиционно изображается с темно-русыми волосами, небольшими усами и бородой, в руке крест: напр., в ц. Вознесения в мон-ре Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350), в ц. Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (1375-1377).
Образ Е. встречается в настенных и рукописных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (1230),- в мучении; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; на миниатюре Минология 1327-1340 гг. (Bodl. F. 1. Fol. 50r). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 123 об.) Е. представлен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне, с копьем в правой руке.
Лит.: Евсеева. Афонская книга. С. 321; LCI. Bd. 6. Sp. 192; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot etc., 2003. P. 251.
Н. В. Герасименко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.