- ЕГИПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Египетская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (ГТГ)
Египетская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (ГТГ) (праздн. 11 янв.), чудотворный образ. В рукописном сборнике «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. № 10536-22-71), указано время явления иконы - 1060 г. В сборнике приведено краткое сказание об иконе (по сути содержит лишь дату и место явления иконы и воспоминание о пребывании «во плоти» Богородицы с Младенцем Христом в Египте), включенное также в иконописный подлинник сводной ред. XVIII в. из собрания гр. А. С. Строганова (БАН ОР. № 66. Строг. 63. Инв. 2828): «…образ Пресв. Богородицы явися в Египте и чюдодействоваше» (Л. 216 об.). В перечне икон Божией Матери, «не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей», архиеп. Сергий Спасский указывает 11 янв. днем празднования Е. и. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). Ссылаясь на выписки Н. А. Кайдалова из святцев кон. XVII в., он приводит еще один день памяти иконы - 29 дек. (Там же. Т. 2. С. 11).Одно из ранних изображений Е. и. из комплекса гравированных икон Божией Матери работы Г. П. Тепчегорского (ГМИИ ОГ. Собр. Д. А. Ровинского. № 1213, 1713 (1714?) г.) сохранилось в качестве иллюстрации в сборнике Моховикова и в его копии, принадлежавшей в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 75). Описание Е. и. в строгановском иконописном подлиннике (Л. 268) отражает общие черты иконографии образа, на к-ром Богородица представлена в типе Дексиократуса - с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении «простерта к персям ея», Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (ГТГ), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери» из собрания В. А. Бондаренко (1894, иконописец В. А. Кукин, Мстёра) изображен свиток, развернутый вниз. Е. и., как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери: «Образ сорока явлений Пресв. Богородицы» (№ 29) - 4-листовая гравюра, 1-я пол. XVIII в., гравер Е. К. Любецкий (?) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 476), «Изображение 130 икон Богородицы» (№ 42) - 8-листовая гравюра, 2-я пол. XVIII в. (Там же. С. 478), «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» - под 11 янв., листовая гравюра, нач. XIX в. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 472), «Изображение 132 икон Богородицы» (№ 57) - под 11 янв., 4-листовая гравюра нач. XIX в. (Там же. С. 481), на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы, с иконой «Неопалимая Купина»» (№ 2) - под 11 янв., до 1847 г., гравер Е. Н. Долгов (?) (Там же. С. 483), икона «Распятие и Страсти Господни, со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве, кон. XVIII-нач. XIX в., и др.
В сборнике Моховикова за основным блоком сказаний помещена приписка об иконе, также поименованной «Египетская». Ее история связана со св. Саввой, архиеп. Сербским († 1237), к-рый посетил Александрию после 1233 г. и видел образ в митрополии в ц. Пресв. Богородицы. Рассказ с описанием иконы приведен и в строгановском иконописном подлиннике (Л. 261-261 об.). Подробности иконографии отсутствуют, указано только, что Богородица изображена «в руку держащи» Младенца Христа, сообщается, что образ чудесно обновился (просветлел). Неясно, можно ли связывать эту икону, виденную свт. Саввой, c Александрийской иконой Божией Матери (праздн. 1 сент., сведений не сохр.), которая, как и Е. и., относится к типу Одигитрии с Младенцем Христом на правой руке. По замечанию Н. П. Кондакова (С. 274-275), иконография этих икон, как и ряда др., известных по рус. иконописным подлинникам (Византийская, Иерусалимская, Милостивая), не механически выполненный «левый перевод Одигитрии», а предполагает существование самостоятельного извода со своей историей происхождения.
Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 1993р. С. 115; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Шалина И. А. Икона Богоматерь Египетская // Копты: Религия, культура, искусство: Тез. докл. науч. конф. СПб., 1999. С. 39-42; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-542; Музей «Невьянская икона»: Кат. / Сост.: М. Боровик, Е. В. Ройзман. Екатеринбург, 2005.
Э. В. Шевченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.