- ЕЛЬЧАНИНОВ
Свящ. Александр Ельчанинов. Фотография. 30-е гг. XX в.
Свящ. Александр Ельчанинов. Фотография. 30-е гг. XX в.Александр Викторович (1.03.1881, г. Николаев Херсонской губ.- 24.08.1934, Париж), свящ., духовный писатель. Из дворянской семьи, отец В. Я. Ельчанинов - потомственный военный, дослужившийся до чина подполковника Новобаязетского резервного пехотного полка. После его смерти (1893) Е. жил с матерью в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1900 г. окончил 2-ю тифлисскую гимназию с золотой медалью. Подрабатывал, давая частные уроки; получая деньги от благотворителей, оплачивал свое обучение и учебу брата. В гимназии в одном классе с ним учились П. А. Флоренский и В. Ф. Эрн, с к-рыми Е. на долгие годы сохранил дружбу. Друзей объединяло глубокое уважение к взглядам Вл. С. Соловьёва. В 1900 г. Е. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, изучал богословие и лит-ру. Стремился перевестись на учебу в Москву, ближе к Флоренскому и Эрну, но остался в С.-Петербурге, т. к. получал здесь стипендию, к-рую ему платили из Тифлиса. В 1902-1903 гг. Е. сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, философско-лит. кругами С.-Петербурга. Присутствовал на заседаниях Религиозно-философских собраний. В 1903 г. опубликовал в ж. «Новый путь» 1-ю ст. «О мистицизме Сперанского», в которой, пользуясь рукописными заметками М. М. Сперанского, хранящимися в Публичной б-ке в С.-Петербурге, рассмотрел малоизвестную сторону жизни выдающегося гос. деятеля (в 1906 статья вышла в ж. «Богословский вестник» с предисловием Флоренского). По окончании ун-та получил предложение остаться при нем для научной работы, но отказался и переехал в Москву, а позже присоединился к Флоренскому в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад). Под влиянием Флоренского в 1905 г. поступил в МДА, но досрочно покинул ее, посчитав, что программа обучения носила слишком общий, теоретический характер.Е. был близок к «Христианскому братству борьбы», основанному в февр. 1905 г. в Москве В. П. Свенцицким и Эрном. Задачами братства были приближение общественного устройства к евангельскому идеалу, содействие переходу от индивидуально-правовой собственности к общественно-трудовой, созыв Учредительного собрания и создание демократической республики, введение выборного начала в Церкви. Е. принимал участие в нек-рых начинаниях братства, читал рабочим лекции о Евангелии, в связи с чем был заподозрен в политической неблагонадежности и оштрафован полицией. Осенью 1905 г. в Москве участвовал в организации Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва, состоял его 1-м секретарем и постоянным сотрудником. Был одним из организаторов и членом редакции созданной в 1906 г. «Религиозно-общественной библиотеки», выпускавшей серии популярных брошюр для интеллигенции и народа, переводы работ иностранных авторов по вопросам взаимоотношений Церкви и общества. Опубликовал в ней неск. своих сочинений, в т. ч. жизнеописание католич. св. Франциска Ассизского (1906). Входил в состав редакции либерального религиозно-философского еженедельника «Век». В 1907 г. вступил в созданный и возглавляемый М. А. Новосёловым (см. мч. Михаил) «Кружок ищущих христианского просвещения».
Занимая скромное место в кругу друзей - выдающихся философов, писателей, поэтов, Е. активно переписывался с ними, записывал их беседы. По свидетельству прот. Сергия Булгакова, друзья звали его Эккерманом при Вяч. И. Иванове и Флоренском. Темы бесед и переписки Е. и Флоренского, сохранившейся в архиве последнего, легли в основу работы Флоренского «Эмпирея и Эмпирия» (1904), написанной в форме диалога и посвященной Е. Долгое время Е. колебался в выборе между церковным служением и педагогикой. В 1906 г. благодаря Флоренскому познакомился с еп. бывш. Вологодским Антонием (Флоренсовым), проживавшим на покое в Донской иконы Божией Матери московском монастыре; духовно окормлялся у него (впосл. написал воспоминания о еп. Антонии).
В 1909 г. опубликовал в серии «Народный университет» научно-популярную кн. «История религии». Гл. «Христианство» была написана им совместно с Эрном, гл. «Православие» - с Флоренским, кроме того, в книгу вошла ст. Булгакова «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения». В целом работа дает представление об основных мировых религиях, кроме ислама. Отдельные главы посвящены первобытной религии, религии Др. Греции, буддизму, иудаизму. В гл. «Христианство» повествование доводится до имп. равноап. Константина I Великого, в гл. «Православие» рассматриваются особенности (в т. ч. народно-бытовые) только рус. Православия, присутствует глава о рус. сектантстве. Религ. история человечества в книге раскрыта на основании богословских и историософских взглядов Вл. Соловьёва. Особое внимание Е. уделяет Свящ. Писанию ВЗ и НЗ, следуя по пути научной критики и ориентируясь на представителей рус. библейско-исторической школы. В книге рассматриваются исагогические проблемы, в частности отмечается, что Пятикнижие в окончательном виде хотя и восходит к Моисею, но является «обработкой многих документов». В числе источников Пятикнижия указываются повествования Яхвиста, Элохиста и др. При этом не отвергаются догматическое значение, богодухновенность и каноничность Свящ. Писания. Е. поддерживал теорию 2 источников, согласно к-рой Евангелие от Марка было источником для последующих евангелистов, а кроме того, существовал сборник изречений Христа, к-рым пользовались апостолы Лука и Матфей при составлении Евангелий. Е. склонялся к положению, что 4-е Евангелие «было написано хотя и не апостолом Иоанном, но по его рассказам». В качестве центральной темы НЗ рассматривается учение о Царствии Божием. Е. писал: «Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь… Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется в Евангелии Царствием Божьим, или Царствием Небесным. Учение о нем, изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во-первых, Царство понимается как внутреннее состояние преображенного человека - «Царство Божие внутри вас есть», оно достигается внутренними усилиями личности; а с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека... преображающее мир, как закваска - тесто, независимо от индивидуальных человеческих усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением. Царство Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия».
Воинскую повинность Е. отбывал на Кавказе и после ее окончания занимался педагогической деятельностью. В 1912 г. по приглашению полковника (впосл. генерал) Владимира Левандовского преподавал историю в основанной им в Тифлисе частной гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1914 г. Е. был назначен ее директором. Одновременно читал на Высших жен. курсах в Тифлисе лекции по истории религии, а также частный цикл открытых лекций о новой рус. религиозно-философской мысли и об отдельных ее представителях, многих из к-рых он лично знал. Из воспоминаний бывш. учеников видно, что он был не просто педагогом, а духовным руководителем, «пастырем ранее своего пастырства», как говорил о нем Булгаков. Для Е. были характерны особый интерес к воспитанию и умение установить личную связь и дружбу между воспитателем и воспитываемым. Он пользовался исключительной любовью учеников. Не ранее 1917 г. женился на Т. В. Левандовской, дочери основателя гимназии. В 1918 г. разработал и прислал свящ. П. Флоренскому «Проект общеобразовательной школы типа гимназии», основанной на принципах правосл. педагогики (опубл.: Флоренский, Шутова. 2005). Проект базировался на 4 началах: «практической работе над землей и обработкой ее продуктов», изучении античности, национальности (в частности, изучении трудов славянофилов и «примыкающих к ним литературных и философских направлений», народного языка, мировоззрения и фольклора) и Православии («церковь при школе, православный уклад школьной жизни, участие в богослужении»). Проект не был реализован. В области педагогики Е. уделял особое внимание «кружковству» (организации кружков, объединявших детей разного возраста), к-рое считал одним из основополагающих стилей рус. педагогики, и воспитанию в коллективе.
После Октябрьской революции 1917 г. Е. сотрудничал с амер. благотворительной миссией «Near East Relief», организовывая ремесленные, спортивные и просветительные занятия для детей. В 1921 г. Е. с семьей эмигрировал из России. Он поселился во Франции, в Ницце, где занятия сельским хозяйством совмещал с преподаванием рус. языка и истории для рус. детей во франц. лицее. Активно участвовал в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) на юге Франции. Писал, что ценит движение не как орг-цию рус. христ. молодежи, а «как собрание и собирание всего живого и честного в Церкви, кто принимает христианство не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь». Применял в работе педагогические принципы, выработанные им в России. Его сын К. А. Ельчанинов впосл. был долголетним председателем РСХД, основателем и 1-м руководителем фонда «Помощь верующим в России». Е. также стал членом воссозданного в 1923 г. Софии Святой братства, к-рое объединило мн. философов и богословов в эмиграции.
Во Франции Е. почувствовал призвание к священству. «На старых путях,- писал он,- мне было уже нечем жить, на новом пути я оживаю, возрождаюсь снова… Меня всегда, особенно последний год, пугало быстрое течение времени; это потому, что я стоял на месте. Теперь (с решением принять священство) я пошел вразрез со временем или, вернее, нырнул в глубину, где время безразлично». На его решение оказали влияние прот. С. Булгаков и митр. Евлогий (Георгиевский), который и рукоположил Е. во иерея в 1926 г. Служил в рус. церкви в Ницце. Руководил 3 религиозно-философскими кружками в своем приходе. Занятия начинались с обширной хоровой программы. Вскоре он стал одним из наиболее почитаемых пастырей в эмиграции, особенно среди молодежи. Как вспоминал митр. Евлогий, «это... был пастырь незаурядный: чуткий, высокодуховный, учитель молодежи, литературно образованный и весьма начитанный в аскетической литературе». В 1934 г. по настоянию митрополита Е. был переведен в Александро-Невский кафедральный собор на ул. Дарю в Париже. На новом месте Е. прослужил всего неделю и тяжело заболел в Страстной понедельник. Похоронен на кладбище в Мёдоне под Парижем.
Значительное влияние на Е. оказало наследие прав. Иоанна Кронштадтского. В 1928 г. Е. переработал его кн. «Моя жизнь во Христе» и составил сборник духовных наставлений старца, расположив избранные цитаты из этой книги по темам. После смерти Е. его вдовой была составлена кн. «Записи» (1935) из найденных в бумагах Е. дневников, воспоминаний, отрывков из писем, имеющих общий интерес, планов проповедей. Ельчанинова писала, что это «подлинный документ человеческой жизни, то, в чем отразилась его душа и что осталось на земле от него». Книга стала популярным образцом совр. правосл. духовно-аскетической лит-ры и выдержала большое количество переизданий, была переведена на нем., англ., франц. языки. Отдельные главы посвящены ответам на типичные вопросы молодежи (Е. собирался составить из них книгу), советам молодым священникам, описанию различий между католицизмом и Православием, воспоминаниям Е. о том, как в юности он говел в груз. мон-ре Зедазени, и др. В книгу вошел очерк о гордости «Демонская твердыня». Особое место в «Записях» занимает тема исповеди, к-рой Е. придавал исключительное значение. По его словам, «всякая исповедь - урок и духовное приобретение» не только для кающегося, но и для священника. Священство он называл «единственной профессией, где люди поворачиваются к тебе своей самой серьезной стороной и где и ты все время живешь «всерьез»».
Соч.: О мистицизме Сперанского // БВ. 1906. № 1. С. 90-123; № 2. С. 207-245; Житие св. Франциска Ассизского. М., 1906; История религии. М., 1909, 1991р (совм. с С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, В. Ф. Эрном); Каноны и церк. организация // О церк. канонах [: Сб.]. М., 1910. С. 12-16; Епископ-старец: (Восп. о еп. Антонии Флоренсове) // Путь. 1926. № 4. С. 157-165; Программы для внешкольного обучения: Рус. язык. П., 1933 (совм. с Г. Лозинским, К. Мочульским); Записи. П., 1935. М., 2001; [Письма. Дневниковые записи] // Вестн. РХД. 1984. № 142. С. 60-111; Из писем // Там же. 1993. № 168. С. 72-85; Демонская твердыня: (О гордости). М., 1995.
Изд.: По страницам книги св. прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»: Избр. места, систематически расположенные. Ницца, 1928. М., 2004.
Лит.: Булгаков С., прот. О. Александр Ельчанинов // Путь. 1934. № 45. С. 56-59; Ковалевский П. Памяти А. В. Ельчанинова // Возрождение: Газ. П., 1934. 2 сент.; Памяти о. Александра Ельчанинова: Сб. П., 1935; Родзянко В., прот. Рец. на кн. «Записи» свящ. А. Ельчанинова // ВРСХД. 1962. № 66/67. С. 61-64; Zander L. A. Wenig becannte russische Religionphilosophen... // Kyrios. B., 1965. N. F. Bd. 5; Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992. С. 153-155; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994п. С. 381, 388; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997; Марченко О. В. Очерки по истории философии: Метод. мат-лы / ИФ РАН. М., 2002. С. 240-252; Флоренский П. В., Шутова Т. А. П. Флоренский и А. Ельчанинов: На пути создания правосл. педагогики // Новый журнал. 2005. № 241. С. 140-152; Шутова Т. А. Флоренский и Ельчанинов: Из Афин к Иерусалиму Небесному // Вестн. РХД. 2005/2006. № 190. С. 192-208.
А. Л. Гуревич, А. Л. Стародубова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.