ЕННОМОВА ДОЛИНА


ЕННОМОВА ДОЛИНА

[Енном; евр.     - долина сынов Еннома], глубокое ущелье к юго-западу от Иерусалима, служившее границей между наделами колен Иуды и Вениамина (Нав 15. 8; 18. 16). Название Е. д. происходит, вероятно, от имени семьи, владевшей землей в долине. Идентифицируется с совр. Вади-эр-Рабаби - долиной, идущей с севера на юг вдоль зап. стен Старого города, а затем у подножия горы Сион резко поворачивающей на восток к Кедронскому потоку. В ВЗ неоднократно упоминаются капища и высоты хананейским божествам Ваалу и Молоху, устроенные вероотступниками в Е. д. (4 Цар 23. 10; 2 Пар 28. 3; 33. 6; Иер 32. 35), что легло в основу ее символического понимания в НЗ как геенны. В Е. д. из города вели Угольные ворота, расположенные в сев.-зап. углу стен, ворота Долины - в юго-зап. углу, а также ворота Черепков (или Навозные) - там, где долина впадает в поток (4 Цар 14. 13; Неем 2. 13; Иер 19. 2). Во времена восстановления Иудейского царства Е. д. служила сев. пределом для поселений изгнанников, вернувшихся из Вавилонского плена и расположившихся «от Вирсавии и до долины Енномовой» (Неем 11. 30). Прор. Неемия спускался в лощину Е. д. ночью, чтобы осмотреть «стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем 2. 13-15).

В юж., наиболее узкой части долины расположена Акелдама - «земля горшечника», купленная первосвященниками за 30 серебреников у Иуды Искариота для погребения странников (Мф 27. 7-10). Археологические исследования юж. части Е. д. показали, что еще во времена Иудейского царства она служила одним из главных некрополей города. Множество гробниц было высечено в скалистых склонах в I в. по Р. Х. Большая часть захоронений была разграблена еще в древности, однако обнаруженный в 1989 г. монументальный погребальный комплекс предоставил исследователям богатейший археологический и исторический материал. Сложная система искусственно вырубленных в камне пещер содержала неразграбленные иудейские захоронения I в. Ученые обнаружили неск. десятков декорированных каменных оссуариев (костниц) с человеческими останками, керамические и стеклянные сосуды, монеты и ювелирные изделия. Согласно надписям на оссуариях, гробницы предназначались для иудеев, прибывших в город издалека, из ливанских и малоазийских городов. Впосл. иудейские гробницы использовались также для захоронения солдат рим. гарнизона. О рим. захоронениях свидетельствуют керамические сосуды с кремированными человеческими останками, нумизматический материал. В ранневизант. эпоху мн. погребальные пещеры в Е. д. были заселены христ. отшельниками. Ряд древних гробниц в V-VII вв. вновь использовался для захоронений. В Е. д. хоронили и духовенство, служившее в ц. Св. Сиона, построенной при имп. Юстиниане I (527-565). В 1143 г. земли в Е. д. были пожалованы ордену госпитальеров, основавшему там кладбище для погребения странников. В последующие века на скалистых склонах Е. д. возникли караимское, арм. и иудейское кладбища. В наст. время Е. д. остается незастроенной и незаселенной. На юж. склоне ущелья расположены греч. правосл. жен. мон-рь прп. Онуфрия Великого и т. н. Пещера апостолов, где, по преданию, отдыхали ученики Спасителя. В сев., наиболее широкой части долины в средние века был устроен обширный пруд для хранения воды, названный «Султанов пруд» в честь отремонтировавшего его в XVI в. тур. султана Сулеймана.

Лит. : Macalister R. A. S. The Rock-Cut Tombs in Wady Er-Rababi, Jerusalem // PEQ. 1900. Vol. 33. P. 225-248; 1901. Vol. 34. P. 145-158, 215-226; Simons J. Jerusalem in the OT. Leiden, 1952. P. 10-12, 52; Vilnay Z. Gay Hinnom // Jerusalem-Encyclopedia. Jerushalaym, 1993. P. 298-301 (на иврите); Avni G. Christian Secondary Use of Jewish Burial Caves in Jerusalem in the Light of New Excavations at the Aceldama Tombs // Early Christianity in Context: Monuments and Documents / Ed. F. Manns, E. Alliata. Jerusalem, 1993. P. 265-275. (SBF. Coll. Maj.; 38); Ussishkin D. The Village of Silwan: The Necropolis from the Period of Judean Kingdom. Jerusalem, 1993; Avni G., Greenhut Z. The Akeldama Tombs. Jerusalem, 1996.

Я. М. Чехановец


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ЕННОМОВА ДОЛИНА" в других словарях:

  • Енномова долина — евр. Гехинном (Неем. 11:30), называемая также «долиною сынов Енномовых» (И. Нав. 15:8; 4 Цар. 23:10), плодоносная долина к югу от Иерусалима, на границе колен Иудина и Вениаминова (И. Нав 18 16; Неем. 11:30). Долина начинается к западу от города… …   Словарь библейских имен

  • Енном, Енномова долина, Долина сынов Енномовых — (Нав.15:8 , 4Цар.23:10 , Иер.2:23 и др.) было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова, имевшего здесь свои владения. На дне долины …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Долина сыновей Еннома — В Нав 15:8; 18:16 это место названо долиной сына Енномова , а в 4Цар 23:10; 2Пар 28:3; Иер 7:32 долиной сыновей Еннома . Долина (араб. Вади эр Рабаби) находится юж. Иерусалима. Здесь был расположен см. Тофет, место, где идолопоклонники сжигали… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Енномова сына долина — Енн’омова с’ына дол’ина см. Еннома долина …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Енномова\ сына\ долина — Енн’омова с’ына дол’ина см. Еннома долина …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ГЕЕННА — [греч. γεέννα; арам. ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада. Арам. термин (букв. долина Хинном) восходит к евр. («к долине Енномовой» Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от &n …   Православная энциклопедия

  • Геенна —  • English: Gehenna    Ад. Это еврейское слово значит долина Енномова . Евреи верили, что в этой долине произойдёт последний суд. Поскольку Енномова долина была мусорной свалкой, то она представляла собой идеальную аналогию для описания места… …   Словарь богословских терминов

  • ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… …   Энциклопедия Кольера

  • долины — дол’ины в Писании упоминаются следующие долины: Авен (Ам.1:5 ), Аиалонская (Нав.10:12 ), Ахор (Нав.7:24 ,26; Нав.15:7 ; Ис.65:10 ; Ос.2:15 ), благословения (2Пар.20:26 ), видения (Ис.22:1 ,5) (Иерусалим, см.), Гаваонская (Ис.28:21 ), Гадова (2Цар …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • долины — дол’ины в Писании упоминаются следующие долины: Авен (Ам.1:5 ), Аиалонская (Нав.10:12 ), Ахор (Нав.7:24 ,26; Нав.15:7 ; Ис.65:10 ; Ос.2:15 ), благословения (2Пар.20:26 ), видения (Ис.22:1 ,5) (Иерусалим, см.), Гаваонская (Ис.28:21 ), Гадова (2Цар …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии