- ЕННОМОВА ДОЛИНА
[Енном; евр. - долина сынов Еннома], глубокое ущелье к юго-западу от Иерусалима, служившее границей между наделами колен Иуды и Вениамина (Нав 15. 8; 18. 16). Название Е. д. происходит, вероятно, от имени семьи, владевшей землей в долине. Идентифицируется с совр. Вади-эр-Рабаби - долиной, идущей с севера на юг вдоль зап. стен Старого города, а затем у подножия горы Сион резко поворачивающей на восток к Кедронскому потоку. В ВЗ неоднократно упоминаются капища и высоты хананейским божествам Ваалу и Молоху, устроенные вероотступниками в Е. д. (4 Цар 23. 10; 2 Пар 28. 3; 33. 6; Иер 32. 35), что легло в основу ее символического понимания в НЗ как геенны. В Е. д. из города вели Угольные ворота, расположенные в сев.-зап. углу стен, ворота Долины - в юго-зап. углу, а также ворота Черепков (или Навозные) - там, где долина впадает в поток (4 Цар 14. 13; Неем 2. 13; Иер 19. 2). Во времена восстановления Иудейского царства Е. д. служила сев. пределом для поселений изгнанников, вернувшихся из Вавилонского плена и расположившихся «от Вирсавии и до долины Енномовой» (Неем 11. 30). Прор. Неемия спускался в лощину Е. д. ночью, чтобы осмотреть «стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем 2. 13-15).
В юж., наиболее узкой части долины расположена Акелдама - «земля горшечника», купленная первосвященниками за 30 серебреников у Иуды Искариота для погребения странников (Мф 27. 7-10). Археологические исследования юж. части Е. д. показали, что еще во времена Иудейского царства она служила одним из главных некрополей города. Множество гробниц было высечено в скалистых склонах в I в. по Р. Х. Большая часть захоронений была разграблена еще в древности, однако обнаруженный в 1989 г. монументальный погребальный комплекс предоставил исследователям богатейший археологический и исторический материал. Сложная система искусственно вырубленных в камне пещер содержала неразграбленные иудейские захоронения I в. Ученые обнаружили неск. десятков декорированных каменных оссуариев (костниц) с человеческими останками, керамические и стеклянные сосуды, монеты и ювелирные изделия. Согласно надписям на оссуариях, гробницы предназначались для иудеев, прибывших в город издалека, из ливанских и малоазийских городов. Впосл. иудейские гробницы использовались также для захоронения солдат рим. гарнизона. О рим. захоронениях свидетельствуют керамические сосуды с кремированными человеческими останками, нумизматический материал. В ранневизант. эпоху мн. погребальные пещеры в Е. д. были заселены христ. отшельниками. Ряд древних гробниц в V-VII вв. вновь использовался для захоронений. В Е. д. хоронили и духовенство, служившее в ц. Св. Сиона, построенной при имп. Юстиниане I (527-565). В 1143 г. земли в Е. д. были пожалованы ордену госпитальеров, основавшему там кладбище для погребения странников. В последующие века на скалистых склонах Е. д. возникли караимское, арм. и иудейское кладбища. В наст. время Е. д. остается незастроенной и незаселенной. На юж. склоне ущелья расположены греч. правосл. жен. мон-рь прп. Онуфрия Великого и т. н. Пещера апостолов, где, по преданию, отдыхали ученики Спасителя. В сев., наиболее широкой части долины в средние века был устроен обширный пруд для хранения воды, названный «Султанов пруд» в честь отремонтировавшего его в XVI в. тур. султана Сулеймана.
Лит. : Macalister R. A. S. The Rock-Cut Tombs in Wady Er-Rababi, Jerusalem // PEQ. 1900. Vol. 33. P. 225-248; 1901. Vol. 34. P. 145-158, 215-226; Simons J. Jerusalem in the OT. Leiden, 1952. P. 10-12, 52; Vilnay Z. Gay Hinnom // Jerusalem-Encyclopedia. Jerushalaym, 1993. P. 298-301 (на иврите); Avni G. Christian Secondary Use of Jewish Burial Caves in Jerusalem in the Light of New Excavations at the Aceldama Tombs // Early Christianity in Context: Monuments and Documents / Ed. F. Manns, E. Alliata. Jerusalem, 1993. P. 265-275. (SBF. Coll. Maj.; 38); Ussishkin D. The Village of Silwan: The Necropolis from the Period of Judean Kingdom. Jerusalem, 1993; Avni G., Greenhut Z. The Akeldama Tombs. Jerusalem, 1996.
Я. М. Чехановец
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.