- ЕРАЗГАВОРС
Фрагмент юж. фасада собора Спасителя в Еразгаворсе. Фотография. Нач. XX в. (Архив Государственного музея истории Армении, Ереван)
Фрагмент юж. фасада собора Спасителя в Еразгаворсе. Фотография. Нач. XX в. (Архив Государственного музея истории Армении, Ереван) [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. XX в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян). В Х в. здесь находилась одна из столиц ширакских Багратидов с ц. Спасителя (Аменапркич) - первым из крупных соборов послеараб. возрождения христ. культуры Армении.Собор был построен, согласно католикосу Ованнесу Драсханакертци, царем Смбатом I (890-914) рядом с его дворцом. Рассказывая о торжественном освящении храма, католикос описал красоту и богатство внутреннего убранства, в т. ч. отметил золотую скинию (букв.- арку, «камар») над престолом. Собор, пострадавший от нашествия сельджуков в 1064 г., был восстановлен кн. Гнелем и Анийским еп. Барсегом (впосл. католикос Барсег I Анеци). Надписи 1228 и 1231 гг. на стенах храма сообщают о том, что кн. Иване Закарян и его племянник Шахиншах освободили Е. от налогообложения. В позднее средневековье в соборе заложили окна и восточные ниши и надстроили стены над угловыми участками, превратив его по внешнему виду в крепость. Купол разрушен во время русско-тур. войны 1806-1812 гг. В 50-х гг. ХХ в. церковь была взорвана.
Строительство Е. возрождало традицию дворцовых соборов VII в.: по типологии, пропорциям плана и нек-рым особенностям декора храм напоминал собор в Аруче (уточненная датировка - 2-я пол. 60-х гг. VII в.). Возможно, Е. послужил образцом при возведении в 944 г. однотипного, но построенного в новой стилистике кафедрального собора в соседнем Аргине, владении ширакских Багратидов. Е. относится к типу т. н. купольных залов. К продольным стенам его просторного наоса примыкает 2 пары мощных пилонов, несущих крестово-купольную систему перекрытий. Главное отличие от предшествующих купольных залов заключается в применении на боковых фасадах парных треугольных ниш, аналогичных тем, к-рые традиционно присутствовали на вост. фасаде, по сторонам апсиды. Тенденция к декоративности, характерная для арм. искусства развитого средневековья, отразилась в фасадном убранстве и резных орнаментах. Парные окна под щипцами продольных рукавов украшены прямоугольными резными рамами, арочными бровками оформлены не только остальные окна, но и ниши. Декор бровок содержит орнаменты в неск. рядов; к мотивам, восходящим к VII в., прибавились новые, с более мелкой пластикой. Общий вид собора, вероятно, за счет узости оконных и дверных проемов оказался строже внешнего вида храмов в Аруче и Птгни (3-я четв. VII в.). Стилистически архитектура Е., относящаяся к доанийскому этапу развития арм. зодчества, близка к архитектуре церкви в Огузлу (кон. IX в.).
Ист.: Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1986. С. 186-187 (на арм. яз.).
Лит.: Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 19182. Bd. 1. S. 193-194; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 339-340 (на арм. яз.); Арутюнян В. М. История арм. архитектуры. Ереван, 1992. С. 235 (на арм. яз.); Асратян М. М. Церковь Сурб Аменапркич Ширакавана // Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 824 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.