- ЗАКХЕЙ
[греч. Ζακχαῖος от евр. , лат. Zacchaeus], начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.). Словом «мытарь» (τελώνης) в рим. период называли сборщиков пошлин, к-рые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337). В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греч. слово ἀρχιτελώνης - «начальник мытарей» (Лк 19. 2) - уникально для греч. античной лит-ры (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253). Оно, по-видимому, обозначает не гос. чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, к-рый сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337). Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).
Обращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118)
Обращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118)Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, З. хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. З., невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя. В слове о З., приписываемом свт. Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: [Sp.] // PG. 61. Col. 768). Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал З.: «...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). З. на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32). В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из др. половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22. 1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к к-рой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж. Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021). Свт. Василий Великий, рассуждая о З., говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).В ответ на этот порыв Христос сказал З., что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), З. членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10). Свидетельством этому стало покаяние З. Свт. Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36. Col. 404).
В одной из гомилий, приписываемой свт. Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом З. и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan. Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 [Sp.] // PG. 59. Col. 603). Один из совр. исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).
По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о З. прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей. З. «представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; З. - это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O'Toole. P. 1033).
З. также упоминается в «Псевдоклементинах» как сотрудник ап. Петра, поставленный им в епископы Кесарии Палестинской (Ps.-Clem. Hom. 3. 63-72 // PG. 2. Col. 152-157; Idem. Recogn. 3. 66 // PG. 1. Col. 1311). Климент Александрийский упоминает факт отождествления нек-рыми З. с ап. Матфеем (Clem. Alex. Strom. IV 6. 92), под к-рым автор, судя по тексту, подразумевал ап. Матфея-мытаря (ср.: Мф 9. 9-13).
Коптская Церковь празднует память З. 20 апр. (Angarano. Col. 1457). В сир. Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) под 27 авг. помещена память мытаря З., еп. Кесарии (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 159, 192). Память «святого апостола Закхея» помещена под 21 апр. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 268-269), в греч. печатной Минее (Венеция, 1603) - под 20 апр. (SynCP. Col. 617, 619). В совр. календаре РПЦ память З. отсутствует, в 32-ю Неделю (т. е. воскресенье) по Пятидесятнице за литургией звучит евангельское чтение, посвященное обращению З. (Лк 19. 1-10).
Лит.: Angarano F. A. Zaccheo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1456-1457; Donahue J. R. Tax collector // ABD. Vol. 6. P. 337-338; O'Toole R. F. Zacchaeus // Ibid. P. 1032-1033; Hillyer N. Τελώνης // NIDNTT. Vol. 3. P. 754-764; Nolland J. Luke. 18: 35-24: 53. Dallas (Tex.), 1993. Vol. 3. P. 902-908. (WBC; 35с); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ᾿Αϒιολόϒιον. Σ. 160.
П. Ю. Лебедев
Иконография
Сцена обращения З. представлена на позднеантичных саркофагах и предметах малой пластики, напр. на диптихе из слоновой кости (ок. 400, Кастелло Сфорцеско, Милан; вместе с композициями «Воскрешение Лазаря» и «Явление Христа Марии Магдалине» (Noli me tangere)). В эпоху зрелого средневековья она встречается в визант. книжной иллюминации, напр. в Псалтирях XI в., Хлудовской (ГИМ. Греч. № 129. Fol. 84v) и из мон-ря Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. Cod. 61. Fol. 118). Вероятно, под визант. влиянием образ З. получил распространение на Западе, особенно в оттоновский период: миниатюры из Евангелия имп. Оттона III (X в., школа Райхенау. Сокровищница кафедрального собора в Ахене. Fol. 340); «Perikopenbuch» имп. Генриха II (ок. 1000, школа Райхенау. Monac. lat. 4452. Fol. 200; вместе со сценой трапезы в доме З.). Об использовании арсенала визант. искусства свидетельствует т. н. Фрайбургский лист (ок. 1200, Музей августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау), в верхней части которого воспроизведена фигура благословляющего Иисуса Христа и сидящего на дереве З.
В искусстве Др. Руси изображения З. чрезвычайно редки: извод, иллюстрирующий текст Рождественской стихиры («Что Ти принесем…»); фрески (нач. 60-х гг. или кон. XVI в.) Успенского собора муж. Богородицкого мон-ря в Свияжске: в юж. части зап. стены З. представлен сидящим на дереве, подобно столпнику. В монументальной живописи образ З. традиционно присутствует в повествовании о земной жизни Христа, напр.: в Ярославле - в ц. прор. Илии (1680, артель во главе с Гурием Никитиным), на зап. стене - «Обращение Закхея», «Закхей раздает свое имение рабам»; в ц. Богоявления (ок. 1693), в Ростове - в ц. св. Иоанна Богослова (ок. 1683), в Вознесенской ц. над гробом прав. Исидора (20-е гг. XVIII в., мастера Иконниковы; поновления 1873 г.). Их художественной основой послужили зап. гравюры (Библия Пискатора-Борхта).
Лит.: Wilpert J. I. Sarcofagi cristiani antichi. R., 1929. Vol. 1/2. Tav. 148. N 2; 1932. Vol. 2/2. Tav. 230. N 2; 235. N 3; Goetz O. Die Feigenbaum in der relig. Kunst des Abendlandes. B., 1965. S. 74-80; Dufrenne S. L'illustration des psautiers grecs du Moyen Âge. P., 1966. Vol. 1. P. 31. Il. 18; LCI. 1994. Bd. 4. Sp. 559; Glory of Byzantium, 843-1261: Cat. / Ed. H. Evans. N. Y., 1997. Cat. 318. P. 482.
М. А. Маханько
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.