- ЗАКУБАНСКАЯ АФОНСКАЯ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Майкопской и Адыгейской епархии, находится близ пос. Победа Майкопского р-на Республики Адыгеи. Располагается на сев. склоне гор Б. Кавказа, на высоте 907 м над уровнем моря. Основана в 1878 г. иером. Мартирием (Островым).
1874-1917 гг.
По преданию, во 2-й пол. XIX в. на горном плато у горы Физиабго Б. Кавказа поселились несколько подвижников. Жители окрестных казачьих ст-ц Даховской, Абадзехской, Царской (ныне Новосвободная), Севастопольской, Каменномостской (Кубанской обл.) решили организовать под горой Физиабго муж. мон-рь, составили «мирские приговоры» о пожертвовании в пользу предполагаемой обители 270 дес. земли и направили кавк. наместнику ходатайство об отводе земель в собственность мон-ря. Помимо этого жители ст-цы Царской пожертвовали здание молитвенного дома бывшей ст-цы Сахрайской, пообещав разобрать эту церковь и перевезти к верховьям р. Фарс. Поселившиеся на плато у Физиабго гос. крестьянин Саратовской губ. И. Трубин и харьковский мещанин И. Безверхов в янв. 1874 г. обратились к Кавказскому и Екатеринодарскому еп. Герману (Осецкому) с ходатайством об учреждении в долине р. Фарс на горе Физиабго муж. мон-ря. В том же месяце еп. Герман благословил Трубина и Безверхова поселиться в Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. «для изучения монашеских правил», а на Физиабго направил насельников той же обители иером. Рувима, схим. Виталия (Расторгуева), послушника Илию «посетить указанную просителями местность» и представить отчет о возможности организации обители. 7 марта 1874 г. иером. Рувим сообщил еп. Герману о том, что «местность удобна» для монастыря, а выстроенный там деревянный дом «не вполне закончен отделкою», но жители соседних станиц предлагают, кроме пожертвованной земли, отдать будущему мон-рю скот, пчел и др. Однако в ответ на обращение еп. Германа к начальнику Кубанской обл. последний письмом от 12 февр. 1876 г. уведомил архиерея о том, что «никакая часть земли, отделенной в общинное пользование станичных жителей, не может переходить из владения станичного общества в чью-либо собственность» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. № 1235, 1878 г.). Т. о., решение «мирских приговоров» станичников о выделении земли для монастыря потеряло законную силу. В нач. 1877 г. собранные для обители пожертвования были переданы в походную ц. Трухменского (Туркменского) приставства Ставропольской губ.
Закубанская Афонская во имя арх. Михаила пустынь. Хромолитография. 1887 г.
Закубанская Афонская во имя арх. Михаила пустынь. Хромолитография. 1887 г.Осенью 1874 г. схим. Виталий (Расторгуев) посетил Афон, где познакомился с пострижеником Бутыринского мон-ря Черниговской губ. насельником Успенской келии афонского мон-ря Кутлумуш иером. Мартирием (Островым Мартином Васильевичем; 10 окт. 1830 - 8 янв. 1909). Решив участвовать в основании кавк. обители, весной 1877 г. о. Мартирий вместе с иером. Маркианом и о. Валерианом прибыл на Сев. Кавказ и осмотрел гору Физиабго. Заручившись благословением еп. Германа и поддержкой станичников, к-рые обещали пожертвовать земли буд. мон-рю, иером. Мартирий с делегацией местного казачества обратился к кавк. наместнику вел. кн. Михаилу Николаевичу с просьбой передать в собственность буд. мон-ря 430 дес. земли на горе Физиабго. В мае 1877 г. вел. князь разрешил устройство обители.12 сент. того же года еп. Герман сообщил начальнику Кубанской обл. Н. Н. Кармалину о благословении, данном казакам ст-цы Царской и др., на устроение «иноческой обители на горе Физиабхо во имя Св. Архистратига Божия Михаила» (покровителя вел. кн. Михаила Николаевича). 19-20 окт. Межевое управление Кубанской обл. отвело для монастыря 350 дес. земли (обещанные 80 дес. ст-цы Каменномостской не были включены в монашеский надел), 8 дек. о. Мартирий был назначен заведующим строительством «новоучрежденной Закубанской Михайловской пустыни» (ГА Ставропольского края. Ф. 153. Оп. 42. Д. 194. Л. 53 об.).
12 июля 1878 г. Святейший Синод благословил строительство З. п. и 16 окт. того же года утвердил иером. Мартирия строителем. По ходатайству братии 13 авг. 1883 г. Синод «учредил... общежительный монастырь под наименованием: Свято-Михаило-Афонская Закубанская пустынь со странноприимным при ней домом для престарелых и больных лиц мужеского пола» (ГА Краснодарского края. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1101. Л. 73). Строитель иером. Мартирий был назначен настоятелем и 8 сент. в Крестовоздвиженской ц. Ставрополя возведен в сан архимандрита. В февр. 1889 - янв. 1895 г. архим. Мартирий являлся благочинным всех мон-рей Ставропольской епархии. После кончины основателя с 28 июля 1909 по 20 мая 1913 г. обитель возглавлял бывш. казначей игум. (с 1911 архимандрит) Амвросий (Татаринский), с 23 авг. 1913 г.- игум. (с 1916 архимандрит) Антоний (Скляров).
В 1878 г. в З. п. проживало 30, в 1881 г.- 101 насельник, в 1884 г.- архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 16 монахов, 5 указных послушников, 94 чел. на испытании, в 1899 г.- 2 архимандрита, 12 иеромонахов, 3 иеродиакона, 26 монахов, 11 указных послушников, 115 чел. на испытании, в 1917 г.- 215 чел. братии. В 1885 г. насельники З. п. во главе с иером. Михаилом (Глушковым) стали строителями Свято-Троицкого миссионерского муж. мон-ря на оз. Иссык-Куль Семиреченской обл. (Туркестанской епархии). Во время первой мировой войны в 1915 г. З. п. приняла 15 раненых воинов; на фронт в качестве полковых священников были мобилизованы неск. насельников, в т. ч. иеромонахи Петр (Базыкин), Иларион (Телега), Фотий (Герасименко).
З. п. посещали архиереи Герман (Осецкий), Владимир (Петров), Агафодор (Преображенский), Варлаам (Лазаренко), епархиальный миссионер свящ. К. А. Попов и др. (1901). Посетившие пустынь ок. 1898 г. иноки Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря добрались до горы Физиабго пешком. Обитель принимала множество паломников, в кон. 80-х гг. XIX в.- 100 тыс. чел. в год, к 1917 г.- ок. 150 тыс. чел. в год, обеспечивая их бесплатными обедами. По числу богомольцев в нач. XX в. З. п. считалась 3-й в России после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры.
Устав
Архим. Мартирий ввел в З. п. общежительные правила (17 пунктов), составленные с использованием нек-рых уставов афонских монастырей. Настоятель избирался из числа братии «по совету умирающего настоятеля и по благословению митрополита». Настоятелю предписывалось иметь 2 помощников для «ведения внешних дел» и для управления обителью во время отъезда. Перед вынужденным отъездом настоятель собирал братию в церкви и разъяснял цель поездки, а по возвращении рассказывал насельникам о ее результатах. Братии рекомендовались келейная практика Иисусовой молитвы, чтение Свящ. Писания, творений свт. Иоанна Златоуста, прп. Симеона Нового Богослова, св. Диадоха, еп. Фотикийского, и др., а также рукоделие. Запрещалось иметь собственность, предполагались обязательное присутствие на богослужениях, общая трапеза с единой для настоятеля и братии пищей («кроме недуга или крайней старости»). Приносимое послушниками при поступлении в мон-рь имущество настоятель хранил до пострига, после мог «обратить его на общемонастырские нужды». Ушедшему из мон-ря до пострига имущество возвращалось, «чтобы не было никакого смущения ни брату, ни обители». В правилах архим. Мартирия также заповедовалось устроение в мон-ре больницы, странноприимного дома для нищих и мастерских.
Постройки
В 1877-1878 гг. из материалов разобранного молитвенного дома бывш. ст-цы Сахрайской в З. п. был сооружен и 10 окт. 1878 г. освящен деревянный храм во имя арх. Михаила с кельями, просфорней, трапезной, кухней. Иконостас и утварь для церкви были устроены на пожертвования жителей станиц Кужорской, Урупской, Тихорецкой.
Храм во имя Св. Троицы. 1884–1902 гг. Фотография. 2007 г.
Храм во имя Св. Троицы. 1884–1902 гг. Фотография. 2007 г.9 сент. 1880 г. был заложен, 20 окт. 1885 г. освящен каменный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (архит. И. Хлебников). Сочетавший формы рус. и русско-визант. стилей, одноглавый храм с западной стороны имел обширную трапезную (57×15,6 м), над к-рой возвышалась 2-ярусная колокольня.В 1884-1902 гг. в той же стилистике был построен 2-этажный одноглавый каменный храм во имя Св. Троицы (длина 93 аршина) с вытянутой трапезной, нижний этаж занимали келии, хлебопекарня, печь. Все 3 входа в храм находились с сев. стороны (юж. стеной храм был обращен к склону холма), к ним вели широкие лестницы. Потолок и стены были расписаны фресками, пол украшала мозаика. В примыкавшей к храму с юга 2-этажной постройке (кон. XIX в.) располагались кухня и склады, а после 1914 г. был освящен престол во имя свт. Николая Чудотворца, в к-рый был отдельный вход с улицы с высокой лестницей. На 2-м этаже игуменского корпуса (1880) 25 мая 1881 г. была освящена ц. во имя прп. Александра, игум. обители неусыпающих (18×8 аршин). В игуменском корпусе располагались также 10 комнат с прихожей, отведенные для настоятеля, и 7 келий для братии.
По приглашению архим. Мартирия активное участие в благоустройстве обители принимали паломники. Каждый прибывавший приносил с собой камень для строительства. Практически руками паломников заготавливался строительный лес для постройки на горе Физиабго белокаменной ц. в честь Преображения Господня (1885 - осень 1902). Маленький одноглавый храм в русском стиле, перекрытый высоким сомкнутым сводом, имел небольшую трапезную и высокую колокольню. Многочисленные богомольцы стремились подняться к храму, чтобы полюбоваться красотой горного ландшафта с «заоблачной» колокольни Преображенской ц. По нек-рым сведениям, под алтарем храма имелся подземный ход, по к-рому проползали те, кто приносили обеты схимника при постриге. Рядом с храмом располагался 2-этажный дом для братии и посетителей на 20 келий. На соседней горе Острах была возведена близкая по стилистике одноглавая ц. во имя Всех святых Афонских (1902-1917; не освящена). К 1902 г. на территории мон-ря имелись 2 подземные часовни, настоятельский, 6 братских 2-этажных корпусов (всего более чем на 200 келий), др. постройки. Обитель украшали фонтаны, липовые, тополиные и кленовые аллеи, цветники и палисадники. По благословению архим. Мартирия близ монастыря на горных хребтах устраивались пещерные кельи для стремившихся к отшельничеству иноков, в т. ч. Успенская келия (в неск. км от З. п.), кельи на горе Шахан, в долинах рек Фарс и Губс.
За оградой З. п. находилось 4 странноприимных корпуса для посетителей. При обители были устроены кожевенный, свечной, кирпичный, алебастровый и известковый заводы, переплетная, иконописная, столярная, токарная, кровельная, малярная, портняжная, сапожная мастерские. На рыбном заводе пос. Ачуево при войсковой ц. во имя свт. Григория Богослова в 1887 г. был учрежден особый причт из братии З. п. Наказной атаман Кубанского войска предоставил войсковой дом при заводе для проживания священнослужителей обители.
По инициативе архим. Мартирия с 1881 г. действовала лавка для продажи книг и икон, с 1896 г.- одноклассная церковноприходская школа для детей из ближних селений, к-рые обучались иконописи, живописи, портняжному, сапожному, слесарному, плотницкому и др. ремеслам. Школьный курс преподавал выпускник семинарии Д. Гонарюк, иконописи обучал иером. Амвросий (Татаринский).
Святыни
Почитались икона Успение Божией Матери в сребропозлащенной ризе - дар митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского). Игумен афонского Пантелеимонова монастыря Макарий передал З. п. ковчежец с частицей Креста Господня, а также частицы мощей 36 святых, в т. ч. святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, сщмч. Харалампия, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, мц. Параскевы, прп. Нила Афонского и др.
Материальное положение
Отведенные З. п. в 1878 г. 350 дес. земли, согласно протоколу землемера Кубанской обл., находились «в сильно гористой местности, изрытой крутыми оврагами», и были «неудобны» для возделывания и не приспособлены «для домашней промышленности» (ГА Краснодарского края. Ф. 318. Оп. 2. Д. 2605. Л. 63, 89, 99). Поэтому наиболее рентабельным братии представлялось развитие скотоводства и коневодства. В марте 1882 г. иером. Мартирий обратился к начальнику Кубанской обл. С. А. Шереметеву с прошением обеспечить пустынь «возможно большим земельным наделом» для развития коневодства (Там же. Ф. 574. Оп. 1. Д. 2441. Л. 2-3).
Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г.
Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г.Обитель приобрела близ ст-цы Гиагинской Майкопского отдела Кубанской обл. участок земли Метоха Колхида с усадьбой и постройками (1543 дес. 1550 кв. саж.), на к-ром была устроена монастырская экономия с ц. во имя вмч. Пантелеимона. 30 марта 1907 г. на экономию было совершено разбойное нападение, преступники (крестьяне Г. Литвиненко, А. Шевляков, С. Овчаров и др.) переданы военно-окружному суду и приговорены к смертной казни, к-рая после ходатайств родственников осужденных заменена на каторжные работы (Там же. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3676. Л. 20-20 об., 68-69 об.). В 1914 г. с земель экономии было снято 8 тыс. пудов пшеницы, 1 тыс. пудов ржи, 100 пудов кукурузы, 200 пудов овса, 2 тыс. пудов ячменя. Часть урожая отправлялась в мон-рь, другая продавалась, и деньги тратились на нужды братии. На скотном дворе экономии содержалось 122 быка, 50 коров, 48 телят, 109 лошадей, 17 жеребят, 150 овец, 100 ягнят, 36 верблюдов, ок. 200 свиней. На территории монастырской экономии с 1896 г. работал сыроваренный завод, приносивший пустыни 5-6 тыс. р. в год.На хуторе Фарсовом (Фарсовском) были устроены сад, монастырский двор, где братия содержала скот, пчельники, выращивала виноград. Посетивший З. п. с ревизией прот. Д. Успенский писал, что «продукция сада и виноградника расходуется исключительно на монастырь. В 1901 г., например, из своего сбора винограда изготовлено вино лучше, чем «Прасковейское». Площадь виноградника ежегодно увеличивается новыми насаждениями лучших сортов» (ГА Ставропольского края. Ф. 153. Оп. 61. Д. 1689). В верховьях р. Фарс, в 2 прудах, разводили рыбу. В 1888 г. отставной сотник П. И. Семенихин передал З. п. 100 дес. 600 саж. земли при ст-це Грушевской Ставропольской губ. Обитель имела подворья, с 1881 г. в Майкопе (с домом, усадьбой в 606 саж. земли, надворными постройками, а впосл. храмом), в 1896-1901 гг.- в Екатеринодаре (ныне Краснодар) (с каменным 2-этажным домом).
С 1885 г. почетным ктитором З. п. был вел. кн. Михаил Николаевич. Значительные пожертвования в обитель делали основатель архим. Мартирий (55 тыс. р.), еп. Кавказский свт. Иеремия (Соловьёв), свящ. И. Говоров, ставропольские купцы Н. и А. Дёмины, Л. Л. Молкоедов, старооскольский купец Н. М. Винников, майкопский купец Ф. Я. Ростовцев, ейская купчиха А. Ипатова, крестьянин К. Савенко и др. К нач. XX в. мон-рь владел 2046 дес. и 1475 саж. земли. В Гос. банке З. п. имела денежные средства и именные билеты. В 1906 г. капитал обители составлял наличными 1566 р. 8 к., билетами 128 690 р. (ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 61. Д. 391. Л. 41).
1917-2008 гг.
После 1917 г. З. п. возглавляли архимандриты Феодосий (Проценко) и Моисей (Астахов). Обитель находилась под защитой войск Кубанской армии, но в кон. 1920 г. была занята частями Красной Армии. Мн. насельники были расстреляны, оставшиеся (ок. 70 чел.) жили за счет пожертвований и треб, богослужения совершали в Преображенской ц. на горе. В 1923 г. Михаило-Архангельский храм сгорел, остальные церкви были закрыты. У З. п. были национализированы земли, заводы, мастерские, подворья, скот и др., вывезена ценная церковная утварь.
В 1926 г. в З. п. разместился дом отдыха ГПУ, в 1927 г.- коммуна «Владилен» на 300 чел. (занимались разведением свиней, огородничеством, садоводством), Дом инвалидов детства. В Троицкой ц. открыли клуб. В 1927 г. на территории обители проходили съемки атеистического кинофильма «Иуда». На базе монастырского хутора Фарсовый была организована артель им. Ворошилова, построен спиртопорошковый завод, земли экономии Метоха Колхида переданы совхозу № 23 Гиагинского р-на.
Братский корпус. Фотография. 2007 г.
Братский корпус. Фотография. 2007 г.Весной 1927 г. были арестованы 7 насельников, проживавших к тому времени за стенами обители, на хуторах и станицах. В февр. 1928 г. в ст-це Абадзехской состоялся показательный судебный процесс, приговоривший (ст. 130 и 168 УК) архимандритов Антония (Склярова), Моисея (Астахова), иеромонахов Петра (Базыкина), Климента (Алексеенко), монахов Иннокентия (Кухарёва) и Леонтия (Осипенко) к лишению свободы на 6 месяцев с последующей высылкой за пределы края на 3 года; архим. Феодосий (Проценко) был осужден на год тюрьмы с последующей высылкой на 3 года. Дальнейшая их судьба неизвестна. В 1928 г. оставшуюся братию выселили из мон-ря, разрешив взять с собой лишь ручную кладь. Некоторые насельники поселились близ станиц Даховской, Темнолесской, Севастопольской и др., в окрестных хуторах и пещерах, в т. ч. в Успенской келии близ ст-цы Царской. В 1929 г. проживавший в пещере близ ст-цы Севастопольской мон. Афанасий (Косенко Андрей) был замучен (четвертован) отрядом ЧОН (частей особого назначения). Верующие погребли его останки в лесу, впосл. на месте захоронения поставили крест.В нач. Великой Отечественной войны на территории обители был создан Дом инвалидов, 77 находившихся в нем пациентов расстреляли фашисты в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи от нем. захватчиков с 1943 г. на территории З. п. располагались госпиталь для инвалидов-фронтовиков, колония, с 1947 г.- детская трудовая воспитательная колония, с 1965 г.- спецшкола для малолетних преступников. Успенский собор, храм во имя Всех святых Афонских, Преображенская ц. и большая часть построек были взорваны или разобраны, др. здания перестроены и в 1972 г. переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям, к-рый организовал на территории обители турбазу «Романтика». Сохранившийся Троицкий храм был перестроен, захоронение архим. Мартирия осквернено. Останки основателя погребены местной жительницей на поселковом кладбище.
С 1992 г. правосл. общественность боролась за возвращение Церкви построек З. п. Выполняя Постановление Кабинета Министров Республики Адыгеи от 4 июня 2001 г. «О поэтапной безвозмездной передаче РПЦ части зданий Свято-Михайловского... монастыря», турбаза передала Церкви Троицкий храм и нек-рые постройки. 21 июля 2001 г. еп. Майкопский и Адыгейский Пантелеимон (Кутовой) освятил установленный в З. п. поклонный крест и совершил богослужение в Троицкой ц.
В 2003 г. здания З. п. были окончательно переданы РПЦ. Построены собор во имя арх. Михаила (освящен 9 авг. 2008), колокольня и ограда с башнями, восстановлены трапезная теплая ц. во имя Св. Троицы, 2-этажный келейный корпус, гостиница, устроены хозяйственный двор, пасеки, столярная, слесарная, швейная мастерские. В с. Новопрохладное (Сахрай) организован скит во имя св. Иоанна пророка, в с. Хамышки - подворье с храмом во имя святых Гурия, Самона и Авива. Останки архим. Мартирия перенесены с поселкового кладбища в мон-рь. К нояб. 2008 г. в З. п. проживали ок. 20 насельников, настоятель - игум. Герасим (Буняев Александр Николаевич).
Ист.: Собр. узаконений и распоряжений Правительства, изд. при Правительствующем Сенате. СПб., 1883. № 90. Ст. 1698; 1885. № 44. Ст. 365; Извлечение из отчета обер-прокурора Свят. Синода за 1883 г. СПб., 1884. С. 311; То же, за 1885 г. 1886. С. 195; Правосл. Церковь на Кубани (кон. XVIII - нач. XX в.): Сб. док-тов. Краснодар, 2001. С. 100, 134, 194, 365-378, 389, 396.
Лит.: О вновь учрежденном в Кавказской епархии муж. мон-ре для жительства рус. иноков, переходящих из Афона // Кавказские ЕВ. 1877. № 21. С. 742-749; Мартирий (Остров), иером. Закладка часовни близ ст. Царской в память имп. Александра Николаевича // Там же. 1881. № 13. С. 470-473; 1882. № 3. С. 79, 81; Мишунин Д., диак. Паломничество учеников церк.-приходской школы ст. Ярославской, Кубанской обл., в Св.-Михайловскую Закубанскую пуст. // Ставропольские ЕВ. 1894. № 15. С. 688-692; Открытие 1-кл. церк.-приходской школы при Михаило-Афонской общежит. пуст. // Там же. 1896. № 19. С. 1181; 1899. № 11. С. 502-507; Св.-Михайловская Афонская Закубанская пуст.: (Сост. по личным восп. участников в построении обители). Од., 1902; Тихомиров В. Р. Горное Закубанье. Краснодар, 1981; Раздольский С. А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX - нач. XX в. Краснодар, 1993; Мазурик В. Михайловская-Афонская Закубанская муж. общежит. пуст. // Лит. Адыгея. 1997. № 2. С. 86-93; Шевченко Н., Ескина Н. Святыня земли Адыгейской: Из прошлого в будущее // Майкопский церк. вестн. 2002. № 5; Прокопий (Леонов), мон. История Св.-Михайло-Афонской Закубанской общежит. пуст. Майкоп, 2007.
Д. Б. Кочетов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.