- ЗАЛОГ
[греч. παρακαταθήκη], св. Агнец или его часть, вручаемые ставленнику при его хиротонии во священника. Происхождение термина связано не с букв. значением греч. слова παρακαταθήκη, а с тем, что в визант. литургической терминологии этим словом помимо проч. обозначались Дары Святые (см.: Неселовский. 1906. С. 183-184. Примеч. 33).
Рукоположенный иерей с Залогом в руках
Рукоположенный иерей с Залогом в рукахСогласно совр. правосл. изданиям богослужебных книг, вручение З. происходит после освящения Даров: в совр. рус. традиции - перед словами эпиклезы в совр. греч. традиции - после окончания эпиклезы и 1-й ч. intercessio, перед возгласом ᾿Εν πρώτοις μνήσθητι, Κύριε̇ ( ) (см.: Θουντούλης. 1977. Σ. 21). Архиерей вручает З. (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подается уже на нем) ставленнику, говоря: (Чиновник. Кн. 1. С. 97-98; в греч. традиции текст неск. отличается, см.: Дмитриевский. 1904. С. 103; Τρεμπέλας. Μικρὸν Εὐχολόϒιον. Τ. 1. Σ. 235). Получив З., новорукоположенный священник держит его в руках до возгласа когда З. вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос.Согласно первоначальной византийской практике, отраженной в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в т. ч. в их древнейшем слав. переводе; см.: Желтов. 2005. С. 150, 155), З. вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения З. состоял в том, что новорукоположенному священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в др. церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу - Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии - Св. Чаша, и он причащал из нее народ Св. Кровью (впосл. эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Св. Телом и Св. Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположенный епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был 1-м возгласом предстоятеля на литургии, перед Апостолом). Вручавшийся новорукоположенному неосвященный хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохр. практика совершения литургии по мере необходимости на мн. Агнцах и Чашах; см.: Taft. Great Entrance. P. 208); архиерей подавал его новорукоположенному в молчании (см.: Θουντούλης. 1977. Σ. 22), и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору.
В XV в., однако, в качестве З. ставленнику стали вручать уже освященный Агнец, и тогда же появились те слова при его вручении, которые сохраняются до наст. времени (см.: Неселовский. 1906. С. 179-180; Τρεμπέλας. Μικρὸν Εὐχολόϒιον. Τ. 1. Σ. 205-206). Классическое толкование новой практике дает свт. Симеон Солунский: «Когда архиерей запечатлеет и совершит Святые Дары призыванием Божественного Духа, тогда рукоположенный [пресвитер] опять призывается к нему. И, взяв второй, совершенно освященный, Хлеб правой рукой, архиерей дает его рукоположенному, сложившему руки крестообразно, в знамение божественного страдания и того, что Распятый пригвожден за нас руками, и говорит: «Прими сей Залог и сохрани его до пришествия Господа, ибо Он востребует его от тебя». Это исполнено всякого страха, ибо показывает, что [пресвитер] делается строителем Таин Божиих и принимает для священнодействия не иное что, но живой Хлеб - Иисуса, и священство Его, и что в виде Залога вверяется ему Сам Христос, и поэтому посвящаемый должен блюсти сие, а именно - священство и самого себя - непорочным, потому что именно это востребует от него Сам Господь» (Sym. Thessal. De sacris ordinationibus. 182 // PG. 155. Col. 389-392; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 237). А. З. Неселовский подвергал критике как само изменение практики, так и процитированное толкование, поскольку из них следует, что «священнодействие совершается над «живым Хлебом», над Самим Иисусом Христом. Но... хлеб становится «живым Хлебом»... лишь после совершения священнодействия, другими словами, «Хлеб живой» есть следствие священнодействия, но вовсе не над таким хлебом оно совершается» (Неселовский. 1906. С. 180-181). Тем не менее можно отметить, что схожая с установившейся в XV в. практика зафиксирована уже в «Апостольских постановлениях», составленных ок. 380 г.: здесь говорится о том, что после хиротонии во епископа один из рукополагавших его архиереев вручает ему в руки Жертву (Const. Ap. VIII 5), т. е., видимо, освященный Хлеб, т. к. совершать литургию предписывается только на следующий день (др. литургико-канонические памятники той эпохи говорят о совершении литургии сразу после епископской хиротонии). Причины изменения практики, происшедшего в XV в., неясны; можно предположить, что они были как-то связаны с правосл. реакцией на особенности лат. богослужения: свт. Симеон Солунский прямо сравнивает визант. обычай вручения З. с лат. практикой помазания рук новорукоположенного священника св. миром, утверждая превосходство первого (см.: Sym. Thessal. De sacris ordinationibus. 183 // PG. 155. Col. 392; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 238), а слова напоминают слова во время traditio instrumentorum (вручения предметов [служения] - обряда, заключающего лат. чины рукоположений), к-рые в эпоху Флорентийского Собора мн. католич. богословы считали тайносовершительными (см.: Неселовский. 1906. С. 184). Описанное предположение не имеет окончательного подтверждения, однако можно отметить, что описания порядка вручения З. в южнорусских источниках XVI-XVII вв., очевидно, опираются на лат. традицию: здесь говорится о вручении новорукоположенному священнику не только Хлеба, но и Чаши, а в формулах при вручении подчеркивается, что через это действие ставленник получает «власть» священнодействия (см.: Там же. С. 209-210; Дмитриевский. 1904. С. 103-104. Примеч. 2).
Совр. рус. порядок вручения З. окончательно сложился в сер. XVII в. под влиянием «Чина Божественных литургий...», написанного патриархом К-польским св. Афанасием III Пателларием по просьбе патриарха Московского Никона (см.: Там же. С. 102-103). В отличие от греч. традиции, доныне сохраняющей древний обычай вручения в качестве З. отдельного Агнца (который в случае совершения во время литургии пресвитерской хиротонии заранее приготовляется во время проскомидии; см.: Там же. С. 92; Θουντούλης. 1977. Σ. 22), в рус. традиции принято отделять часть Агнца в качестве З. (а именно часть с именем Христа: ХС - Чиновник. Кн. 1. С. 97; подобная практика была известна и в Византии, но подверглась запрету на К-польском малом Соборе (σύνοδος ἐνδημούσα) 1276 г.; см.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 305). Рус. архиерейский Чиновник предписывает священнику в то время, как он стоит с З. в руках, читать покаянные молитвословия (Чиновник. Кн. 1. С. 98). Свт. Симеон Солунский описывает практику, более близкую к первоначальной: он говорит о том, что священник, держа З., должен поминать «и себя самого, и рукоположившего его иерарха, и всех священных и мирских людей, испрашивая спасения всем, воспоминая и о живых православных, и об умерших» (Sym. Thessal. De sacris ordinationibus. 183 // PG. 155. Col. 392; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 238) - иными словами, вместе с предстоятелем принимать участие в intercessio анафоры.
Лит.: Habert I. ᾿Αρχιερατικόν... P., 1643, 17262. Hertford, 1970r. P. 152-153, 426-427; Goar. Ευχολόϒιον. P. 242-249; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 92, 101-104; Неселовский
Свящ. Михаил Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.