- ЗАРА ЯКОБ
(1399, Тельк, обл. Фатагар - 26.08. 1468, Дэбрэ-Бырхан), эфиоп. царь из династии Соломонидов (с 19/20 июня 1434). Тронное имя - Константин I. В Эфиопской Церкви почитается как святой (пам. эфиоп. 3 пагумена (26 авг.)). Сыграл важную роль в становлении Эфиопии как христ. монофизитского гос-ва с местной спецификой в сфере церковной обрядности.
З. Я., 4-й сын царя Давида II, род. в одной из царских ставок. Мать Эгзиэ Кэбра, 3-я жена Давида II, отдала его в обучение своему родственнику, монаху из обл. Тигре, к-рый отвел его в Аксум. Там З. Я. неск. лет изучал богословие, а после смерти наставника ушел в мон-рь Дэбрэ-Аббай, откуда его отправили на гору Амба-Гешен, в тюрьму для царских родственников. После случайной гибели Давида II Эфиопией правили братья З. Я., Феодор I (1412-1413) и Исаак (1413-1430), в 1430 г. 4 месяца - сын Исаака Андрей, его сменил 3-й сын Давида II Хэзбе Нань (1430-1433). Смерть последнего привела к смуте, в ходе которой различные придворные группировки возводили на престол сначала еще одного сына Исаака, а затем 2 сыновей Хэзбе Наня; младший из них, Бадль Нань, был еще младенцем. Тогда царское войско, не желавшее продолжения распрей, возвело на трон З. Я.
Царь Зара Якоб. Рисунок. Худож. Б. Л. Резников. ХХ в.
Царь Зара Якоб. Рисунок. Худож. Б. Л. Резников. ХХ в.Царствование З. Я. принято разделять на 2 периода: 1-й был посвящен упорядочению царской власти в Эфиопии, 2-й - проведению гос. и церковных реформ. Фундаментальное богословское образование и многолетнее знакомство с бытом монашества повлияли на личность З. Я. и на характер реформ. Правление З. Я. во многом отличалось от правления др. эфиопских царей. После коронации в Даго в обл. Шоа (1434) З. Я. занялся упрочением власти в собственном домене, награждая сторонников и принимая клятвы верности от вассалов. В 1436 г. З. Я. отправился в Аксум для торжественного помазания на царство и пробыл в обл. Тигре 3 года. Там он впервые учредил должность бахр-нагаша (букв.- правитель моря), на которого в дальнейшем была возложена обязанность управления Тигре и поддержания контактов Эфиопии с внешним миром через Красное м. Серьезным испытанием для З. Я. стала война с султаном Адаля Ахмадом Бадлаем, но победа над его войском и гибель самого Бадлая в 1445 г. привели к подчинению мусульман Адаля христ. эфиоп. монархии.Ок. 1439-1441 гг. З. Я. отправил делегацию во главе с диак. Петром на Ферраро-Флорентийский Собор (вероятно, от эфиоп. послов картографы флорентиец Пьетро дель Массайо и венецианец мон. Фра Мауро получили сведения, необходимые для точного изображения Эфиопии на своих картах), а в 1450 г. во главе с сицилийцем Пьетро Ромбуло - к Римскому папе Николаю V и кор. Альфонсу V Арагонскому.
Стремясь подчинить себе Церковь, З. Я. предпринял действия, направленные на ослабление власти Эфиопского митрополита. В 1438 г., в период относительного улучшения отношений Эфиопии с мамлюкским Египтом, он послал щедрые дары султану Барсбаю и во многом благодаря этому из Египта в Эфиопию был направлен не 1 митрополит, как прежде, а 2 - Гавриил и Михаил. Царь выделил им епархии соответственно в Шоа и Амхаре. В 1454 г. к ним присоединился Иоанн, ставший епископом Аксума. В 1441 г. З. Я. получил от копт. патриарха Иоанна послание, где сообщалось о разрушении мамлюками коптского мон-ря, находившегося на пути эфиоп. паломников на Св. землю и известного под арабским названием Дейр-эль-Магтис или Дейр-эль-Мигтас ( - монастырь купели). Узнав об этом, З. Я. основал в местности Тэгулет на северо-востоке Шоа царскую церковь и мон-рь при ней, назвав их Дэбрэ-Метмак ( ; перевод на геэз наименования уничтоженной обители). Новый монастырь вошел в состав Дэбрэ-Либаносской конгрегации, а его настоятелем стал эччеге обители Дэбрэ-Либанос; последние сведения о мон-ре относятся к 70-м гг. XV в.
15 февр. 1450 г. в ц. Дэбрэ-Метмак З. Я. открыл церковный Собор, на к-ром был поднят вопрос о почитании субботы по ветхозаветным правилам, к-рое отстаивалось монашеским движением евстафиан. По настоянию царя, председательствовавшего на Соборе, почитание субботы было признано соответствующим церковным канонам, а обоим митрополитам, Гавриилу и Михаилу, пришлось одобрить это решение и довести его до сведения копт. клира в Египте. Т. о. произошло окончательное примирение царской власти в лице З. Я. с евстафианами, к-рые к тому времени отошли от строгого нестяжательства и подчинились царю в обмен на его готовность признать каноничность субботствования. Вскоре после этого З. Я. начал преследование стефанитов. В качестве предлога было использовано якобы недостаточное почитание ими Пресв. Богородицы. В 1454 г. в одну из царских ставок доставили неск. десятков стефанитов, к-рых подвергли изощренным пыткам, а затем казнили. Это место, находящееся на севере Шоа, царь назвал Дэбрэ-Бырхан ( - гора света) и учредил там постоянную резиденцию.
Лестница и ворота, ведущие в тюрьму на горе Амба-Гешен. XIV в.
Лестница и ворота, ведущие в тюрьму на горе Амба-Гешен. XIV в.После Дэбрэ-Метмакского Собора начался 2-й период правления З. Я. Он попытался заменить прежнюю, военно-адм. систему управления, в основе к-рой лежал сбор дани царем в ходе его регулярного перемещения по подвластным землям, новой, дворцово-вотчинной системой, при к-рой царь поручал управлять отдельными частями и отраслями гос-ва уже не личным слугам и военачальникам, а специальным чиновникам-министериалам. Это вызвало основание в Дэбрэ-Бырхане столицы (не стала настоящим городом в силу господства в Эфиопии того времени натурального хозяйства); учреждение придворной канцелярии, разделенной на 2 палаты со строгим разграничением функций (Верхний и Нижний Фит); активное использование для нужд гос. управления монастырской организации и кадров. Хотя отдельные представители клира оказывались в числе противников З. Я., Эфиопская Церковь в целом стала его единственным надежным союзником в проведении реформ. Отношение Церкви к З. Я. демонстрирует один из эпизодов Жития Маба Сиона (пам. эфиоп. 21 тэкэмта (18 окт.)), к-рому Господь показал бездну, где пребывало множество людей, прежде злословивших по поводу З. Я. В высшей степени положительная оценка деятельности З. Я. со стороны Церкви отражена в вошедшем в эфиоп. Синаксарь саламе в его честь.Ревностно следивший за благочестием окружающих З. Я., как и др. эфиоп. цари, был многоженцем. Это явное отступление от канона объяснялось гос. целесообразностью, заключавшейся в необходимости скреплять брачными узами политические союзы.
З. Я. вполне заслужил оценку, которую дал ему Б. А. Тураев, охарактеризовав его как «африканского Филиппа II, царя-богослова, палача еретиков и радетеля церковного благочиния» (Тураев. 1902. С. 173-174). Как и др. средневек. самодержцы, стремившиеся к построению централизованного гос-ва при отсутствии необходимых для этого экономических условий, З. Я. в конечном счете потерпел неудачу. Постоянно сталкиваясь с сопротивлением подданных, которое нередко находило выражение в заговорах и мятежах, и не осознавая его глубинных причин, З. Я. стал мнительным и болезненно жестоким. По его приказу подверглись пыткам и были казнены его сыновья Клавдий, Амда Марьям, Зара Абрэхам, Батра Сион, а также неск. дочерей и одна из жен, Сион Могаса, а ее сына Баэда Марьяма, к-рому суждено было сменить З. Я. на престоле, спасла от неминуемой гибели только скоропостижная кончина отца. З. Я. испытывал болезненный страх перед черной магией, священники постоянно кропили св. водой царские покои и читали там Свящ. Писание и молитвы. Согласно одному из повелений З. Я., все подданные должны были иметь на лбу надпись: «Отца, Сына и Святого Духа», на правой руке - «Отрицаюсь диавола Христом Богом», а на левой - «Отрицаюсь Дасака проклятого я, раб Марии, Матери Творца всего мира» (Дасак - один из языческих идолов, с культом к-рого боролся З. Я.). Исследователи видят в этом своеобразное восприятие царем текста Откр 14. 1 и 22. 4, что заставляет их усомниться в его психическом здоровье, к-рое было особенно сильно подорвано в последние годы его жизни.
Появление 2 основных дошедших до нас сочинений З. Я.- «Книги света» ( ) и «Книги Рождества» ( ) - объясняется прагматическими целями реформатора. В 1-й книге он изложил предписания, направленные на упорядочение церковной обрядности, определил взаимоотношения между духовенством и мирянами, Церковью и царской властью. 2-я книга направлена против ересей. З. Я. приписывается также авторство «Книги Троицы» и 2 сборников - «Славословия небесным и земным» и «Господь воцарися», представляющих собой собрание песнопений в рифмованных стихах на каждый день церковного года.
Соч.: Das Mashafa Milad (Liber Nativitatis) und Mashafa Sellase (Liber Trinitatis) des Kaisers Zar'a Ya‘qob / Hrsg., übers. K. Wendt. Louvain, 1962-1963. 2 vol. in 4. (CSCO; 221-222, 235-236. Aethiop.; 41-44); Mashafa Berhan: Il libro della Luce del Negus Zar'a Ya‘qob / Ed., trad. C. Conti Rossini, L. Ricci. Louvain, 1964-1965. 2 vol. in 4. (CSCO; 250-251, 261-262. Aethiop.; 47-48, 51-52).
Ист.: Les chroniques de Zar'a Yâ‘eqôb et de Ba'eda Mâryâm, rois d'Éthiopie de 1434 à 1478 / Éd., trad., introd. par J. Perruchon. P., 1893. P. 3-103. (BEHE.Ph; Fasc. 93); Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. / Пер. с эфиоп. под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1936. С. 55-83. (Тр. Ин-та востоковедения; 18); Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e srotico dell'Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 438-440 [синаксарное Житие]; Le Synaxaire éthiopien. P., 1913. Pt. 3: Les mois de Nahasê et Pâguemên / Trad. S. Grébaut. P. 453-454. (PO; N 9. Fasc. 4) [салам].
Лит.: Dillmann A. Über die Regierung, insbesondere die Kirchenordnung des Königs Zar'a-Jacob // Abhandl. der Königl. Akad. der Wiss. B., 1884. Bd. 15. S. 1-79 [пересказ «Книги света» с пер. извлечений]; Болотов В. В. Несколько страниц из церк. истории Эфиопии // ХЧ. 1888. Ч. 2. № 7/8. С. 35-39; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. Passim; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. Passim; Isaac E. A New Text-Critical Introduction to Mashafa Berha n: With a transl. of Book I. Leiden, 1973; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 99-136; он же. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 106-144; он же. Эфиопская литургия как источник нац. ист. чувства и знания: Случай царя Зара-Якоба // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2007. № 1(7). C. 114-122.
С. А. Французов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.