- ЗЕВС
[греч. Ζεύς], в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. принадлежит к 3-му поколению богов, свергших 2-е поколение (титанов). Имя З. имеет индоевроп. происхождение (ср. индоевроп. deiuo - дневное сияющее небо, древнеинд. deva - бог, dyaus - небо) и означает «светлое небо». В античности этимология имени З. связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «то, через что все существует». Сын титанов Кроноса (отсюда вариант имени З.- Кронид, Кронион) и Реи (Hes. Theog. 457). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого рожденного Реей ребенка. При рождении З. Рея обманула мужа, дав ему вместо родившегося младенца завернутый камень, а ребенка тайно отправила на о-в Крит, на гору Дикта (Ibid. 453-491). По др. варианту мифа, Рея родила З. в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), к-рые вскормили младенца молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1. 5-7). Они заглушали плач ребенка ударами копий о щиты, игрой на тимпанах, плясками и криками. На о-ве Крит сохранились древнейшие символы почитания З. Критского, или З. Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) - магического оружия, убивающего и дарующего жизнь. Главным местопребыванием З. Критского, отождествляемого с Минотавром, считался лабиринт. В Дельфах почитался архаический фетиш омфал (пуп земли) - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца З. (Pausan. Descript. X 16. 3; Strabo. Geogr. IX 3. 6).
Возмужав, З. вывел своих братьев и сестер из утробы отца (Hes. Theog. 493-496, 501). З. опоил его зельем (Apollod. I 2. 1), после чего Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и др. титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата, З., Посейдон и Аид, разделили власть между собой: З. досталось господство на небе (он получил имена Громовержец и Тучегонитель), Посейдону - на море, Аиду - царство мертвых (Ibidem). В древнейшие времена З. считался прародителем всего живого, он также владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (отсюда один из его эпитетов - Хтоний - подземный) (Hes. Opp. 465; Homer. Il. IX 457). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он начал именоваться Олимпийским (от горы Олимп, где он постоянно пребывал) или Фессалийским. З. почитали как хранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.
Атрибутами З. были эгида, скипетр, иногда орел. Как дарующий победу на войне и в состязаниях З. изображался с богиней победы Нике (Никой) (рим. Виктория). З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Ареса, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев (Геракла, Персея и др.). К нему возводили свое происхождение знатные греческие роды. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где в честь З. устраивались Олимпийские игры. В римской мифологии З. соответствовал Юпитер.
Ист.: Гомер. Илиада / Пер.: Н. Гнедич. М.; Л., 1935 и след. изд.; То же / Пер.: В. В. Вересаев. М., 1949; Аполлодор. Мифологическая б-ка / Изд. подгот.: В. Г. Боухович. Л., 1972; Гесиод. Труды и дни: Теогония / Пер.: В. В. Вересаев // Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э. / Изд. подгот.: М. Гаспаров, В. Ярхо, П. Цыбенко. М., 1999. С. 29-49.
Лит.: Cook A. B. Zeus: A Study in Ancient Religion. Camb., 1914-1940. 3 vol.; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее ист. развитии. М., 1957.
А. А. Тахо-Годи
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.