- ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (K-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabillа Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена.
Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на cв. воротах мон-ря).
Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Cв. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии.
Константинополь
Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσᾶι Πύλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр (Darrouzès. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до ХII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название ῾Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней).
Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв.
Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв.В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; Mü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было. Перед воротами находился мощеный двор, фланкированный 2 мощными (17×18,3 м в основании) башнями-пилонами, сильно выдвинутыми относительно линии стен; в глубине стояли ворота с 3 арками. Сохранившаяся до нашего времени центральная часть ворот фланкирована 2 античными (вторично использованными) мраморными колоннами, увенчанными капителями эпохи имп. Феодосия II. Они поддерживают центральную арку. Ворота могла венчать аркада на сдвоенных колонках. По обеим сторонам входа на отрезках стен порядовой кирпичной кладки сохранились линии мраморных обрамлений, поставленных через неравные интервалы; резьба их карнизов датируется не ранее VI в. Это фрагменты обрамлений утраченных рельефов классического и ранневизант. периода, к-рые найдены при археологических раскопках. Створки ворот были позолоченными. З. в. К-поля венчались квадригой слонов (как и Триумфальная арка в Риме) с крылатыми символами победы по сторонам; также на них была установлена статуя имп. Феодосия (обрушилась при землетрясении 740 г.). Не только размер, но и материал - светлый мрамор -выделял З. в. из общей системы кирпичных оборонительных стен.Рельефные композиции парадного, внешнего фасада не сохранились, но многократно описаны путешественниками (Мануил Хрисолор, 1411; Пьер Жилль, 1544-1550 и др.). Жилль пишет о 6 рельефах на каждой стороне, размещенных в 2 яруса, с вакхическими и героическими фигурными сценами. На рис. Франческо Скареллы (1685) «Семибашенный замок» З. в. показаны примерно вдвое большей высоты, чем в настоящее время, с рельефами в 4 ряда по сторонам входа; вероятно, они имелись и над воротами. Разные по масштабу рельефы (нек-рые натуралистичны, что нетипично для мифологических и жанровых сцен) явно взяты из роскошных вилл или языческих храмов и соединены с менее масштабными композициями визант. времени. В составе декора отмечают аллегорию победы (Виктория с короной в руке). Рельефы З. в. привлекали внимание европейцев в XVII в. (в 20-х гг. XVII в. их неудачно пытались снять и вывезти в Англию). В связи с этими попытками записаны рассказы о суевериях, существовавших в городе, согласно к-рым неприкосновенность столицы и самой Турции мистически связана с нерушимостью З. в. и их рельефов.
В целом «пропилеи» З. в. представляли огромное, высотой более 12 м, эффектное сооружение, в общих чертах похожее на рим. триумфальную арку. Б. Майер-Плате, A. M. Шнайдер, а за ними В. Мюллер-Винер и С. Бассетт относят последние перестройки ворот к правлению Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) и к 1389-1390 гг., когда о работах на З. в. сообщают источники. К последней из перестроек исследователи относят украшение фасадов описанными выше античными рельефами I-II вв. Но, по мнению С. Манго, в источниках речь могла идти о переделке внутренних ворот; технически тщательное исполнение архитектурных деталей внешней линии заставляет отнести ее к средневизант. периоду. Создание композиции Манго датирует IX-X вв., связывая с одним из последних случаев празднования триумфа (после завоевания Киликии в 965, откуда (из Тарса и Мопсуестии) Никифор Фока мог вывезти эти мраморные трофеи).
После сооружения Мехмедом II Завоевателем внутри города (за З. в.) Семибашенного замка (1457-1458) проемы ворот были заложены.
Иерусалим
Золотые ворота Иерусалима. 20-е гг. VI в.
Золотые ворота Иерусалима. 20-е гг. VI в. Далеко не очевидна связь с восточнохрист. кругом памятников вост. (самых старых, больших и декорированных из сохранившихся) ворот средневек. Иерусалима. Они стоят на линии вост. стены храма Ирода Великого с небольшим сдвигом от центра к северу. Это 2-башенные ворота с 2 куполами на барабанах (по мнению Д. Прингла, помещения под куполами в эпоху крестоносцев использовали как часовни). От них начинался кратчайший путь на Елеонскую гору. Два смежных арочных проема ворот (единственный случай в Иерусалиме) были окончательно заложены камнем в ходе обновления старых стен турками (1539-1542). Вход во внутренние помещения ведет с запада, изнутри города, через особый, привратный, вестибюль (IV-V вв. по Р. Х.?; ныне в нем молитвенный зал и комнаты для изучения Корана), колонны в к-ром - из сполий эпохи Второго храма. Двойной проем украшен арками с широкими опорными колоннами. Ворота упомянуты как перестроенные в «Путешествии в Палестину» Эвлия Челеби, где названы «Железные» (кроме восточных из ворот позднесредневек. Иерусалима заложены ворота Хульды, а также малые проемы на надземных уровнях вдоль юж. части вост. стены).Нынешние 2-башенные ворота относят к ранневизант. эпохе, включая в строительную программу Юстиниана I 20-х гг. VI в., или ко времени Омейядов (совр. авторы Дж. Мёрфи-О'Коннор, Д. Прингл, А. Боас), т. е. к периоду «восстановления» частей храма халифом Абд аль-Маликом (685-705); есть и промежуточная версия - ок. 640 г. по Р. Х. (т. е. в конце правления византийцев или при араб. правлении). В раннеисламское время воротами если и пользовались, то редко; с VIII в. их могли закрыть полностью, т. к. доступ в Харам аш-Шариф («Священный двор») был неверным воспрещен.
Восточные ворота архитектурно выделяются 2-аркадной композицией и декором, очевидно восходящим к декору Двойных ворот храма; и то и другое повлияло на оформление романского 2-башенного портала Гроба Господня храма.
За воротами вдоль дороги, по к-рой проходили процессии в дни Вербного воскресенья и Воздвижения Креста, еще в XIX в. К. Шиком открыты многочисленные однотипные погребения в каменных склепах, без вещей, с обычной для христиан ориентировкой - кладбище крестоносцев, встретивших смерть в Иерусалиме в XII в. Небольшие раскопки 1971-1972 гг., проведенные в воротах, открыли на глубине 2,5 м арку с пролетом, примерно равным 2 нынешним аркам. Точно датировать ее невозможно, но библеисты (У. Г. Маре и др.) относят ее к эпохе царя Ирода (и даже ранее, ко временам храма Соломона), отождествляя с зап. воротами Второго храма, т. е. с Красными воротами в Деяниях св. апостолов. Л. Ритмайер, совр. исследователь Храмовой горы эпохи царя Ирода, допускал, что более древние ворота существуют, но на своих реконструкциях до 2007 г. их не показывал.
Золотые ворота Владимира. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в., перестроены в 1795 г.
Золотые ворота Владимира. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в., перестроены в 1795 г.Полемика по поводу появления, назначения и символики заложенных вост. ворот Иерусалима основана на религ. традиции и письменных источниках. Название ворот «Золотые» (Aurea) не прослеживается ранее VII в. Оно появилось в христ. лит-ре и получило широкое распространение в эпоху крестоносцев. Происхождение названия может быть связано с греч. прилагательным «horaia» (красные), воспринятым зап. паломниками по созвучию как «aurea». З. в. встречаются и на картах крестоносцев, к-рые называли их также воротами Милости. В эпоху правления крестоносцев ворота открывали в Вербное воскресенье, когда в город через них входила процессия пальмоносцев во главе с патриархом, прошедшая предварительно долиной Иосафата (туда она попадала накануне через Иосафатские ворота). Вторично их открывали для процессии в день Возвращения Животворящего Креста (14 сент.). Проемы ворот были тогда закрыты деревянными дверьми, обитыми железом; гвозди, куски дерева и жести от обивки служили евлогией. З. в. Иерусалима стали считать местом встречи праведных Иоакима и Анны.Сведения о вост. воротах храма (в данном случае Старого города Иерусалима) до кон. VI в. носят смутный характер. Их существование даже в эпоху Второго храма сомнительно. Иосиф Флавий, описывая вост. (т. н. Соломонову) колоннаду, не упомянул о воротах в вост. части храмовой платформы. Еще меньше оснований связывать реальные вост. ворота с упомянутыми в пророчестве Иезекииля (Иез 44) символическими воротами. Согласно Деяниям св. апостолов (Деян 3. 2; ср.: Деян 3. 10), ап. Петр исцелил хромого, который ежедневно сидел «при дверях храма, называемых Красными»; этот текст можно трактовать применительно не к воротам в опорной стене храмового участка, а к дверям атриума самого храма. То же можно сказать о Шушан - вост. воротах храма, упоминаемых в Мишне,- как о месте совершения обряда принесения в жертву рыжей телицы (Middoth 1. 3; Числ 19. 1-10).
В ранневизант. период вост. ворота города достоверные источники тоже не выделяют: ранние христиане полагали иудейский храм нечистым местом, его участок использовали как свалку и каменоломни; здесь не проходило дорог и улиц, не было ни одного св. места. В Итинерарии паломника Феодосия (до 518) указано, что в Вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим через ворота Вениаминовы (др. названия: св. Стефана, Львиные). Если имп. Ираклий в 629 или 631 г. входил в город через вост. ворота, значит, они существовали ранее и именно их мог отреставрировать еп. Модест для встречи Животворящего Креста, похищенного персами в 614 г. и возвращенного имп. Ираклием; их же мог видеть в 570 г. пилигрим из Пьяченцы, отметивший, что сев. ворота Иерусалима расположены вблизи от Красных ворот, принадлежавших к храму, чьи порог и антаблемент сохранялись, но он не связывал эти ворота с воротами, о к-рых говорится в Деяниях св. апостолов (это снимает предположение, что ныне существующие вост. ворота города построила имп. Евдокия в сер. V в., чтобы отметить место чудотворения).
Постоянно закрытые восточные ворота города в конце средних веков послужили основанием для множества теологических толкований в христианстве, иудаизме и исламе. Полагали, что именно через эти ворота входил в Иерусалим Иисус Христос в Вербное воскресенье и что в них встречали имп. Ираклия в VII в. Закладку ворот по приказу турок объясняли стремлением мусульман сделать невозможными повторный захват Иерусалима христианами (францисканец Э. Хорн) и Второе пришествие Христа. В одном из рассказов, связанном с З. в. и ранее других (ок. 830) зафиксированном христ. лит-рой, но ставшем популярным лишь при крестоносцах, описано, как имп. Ираклий, явившись к воротам в парадных, великолепных одеяниях, внезапно увидел, как их камни сомкнулись и образовали сплошную стену, а когда он сменил одежды на будничные, перед ним раскрылся проход.
В иудейской традиции вост. ворота - место Божия проникновения, они вновь откроются, когда явится Мессия (Иез 44. 1-3), до этого ворота должны остаться в неприкосновенности. Закладку ворот иудеи объясняли и желанием мусульман воспрепятствовать чаемому явлению (так же как устройство евр. кладбища прямо перед воротами - считалось, что предтеча Мессии коген Илья (Элияху) не сможет миновать некрополь). Иудеи также обращались в сторону этих ворот и молились перед ними как перед самым доступным для них местом храма. Отсюда название «Ворота милости» (Шаар-ха-Рахамим - врата вечной жизни, врата спасения). Арабы называют так юж. проем, северный - «Ворота раскаяния» или «Судные» (Шаар-Тешува), т. к. полагают, что через них Судия войдет для последнего Суда. Названия «Красивые» (Красные) и «Золотые» употребляли в основном христиане. Согласно исламским поверьям, внутри ворот помещаются 2 массивных пилона, принесенные царицей Савской и царем Соломоном.
Русь
Золотые ворота Киева (2-я пол. XI в.). Рекнструкция 1982 г.
Золотые ворота Киева (2-я пол. XI в.). Рекнструкция 1982 г. Главные, парадные зап. городские ворота в системе деревянно-земляных укреплений Киева построены одновременно с Софийским собором или неск. позже, чем он, и названы в списке построек Ярослава Мудрого 1037 г. (Лаврентьевская летопись. 6545 [1037]). Основа их конструкции - 2 параллельные стены из кирпича и камня в технике opus mixtum, перекрытые сводами (ширина проезда 7,5 м, длина 28 м, высота пролета до 14 м). Над сводами стоял 4-столпный крестово-купольный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Разрушенные в 1240 г. и укрепленные в кон. XVII в., они были засыпаны новым валом в XVIII в. Руины ворот раскопаны в 1837 г. К. А. Лохвицким. В 1982 г. над их руинами выстроен макет в натуральную величину, представляющий предполагаемый первоначальный вид памятника (авторы проекта Е. В. Лопушинская, С. А. Высоцкий, Н. В. Холостенко).Черты сакральной топографии Киева или К-поля были воспроизведены и во Владимире, где главные, парадные городские ворота также были встроены в среднюю часть зап. фаса деревянно-земляных укреплений и названы «Золотые». Они построены в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в.; надвратная ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы освящена в 1164 г. Основа конструкции - 2 параллельные стенки, соединенные коробовым сводом на арках и укрепленные снаружи арочными контрфорсами, к к-рым примыкали конструкции вала; высота проема ворот ок. 14 м, ширина ок. 5 м. Кладка из известняка и туфа. В глубине проезда пара лопаток соединялась арочной перемычкой - здесь крепились полотнища ворот. Над аркой лежал уровень боевого настила из балок, на к-рый выводила дверь в юж. пилоне; дверь открывалась на внутристенную лестницу - по ней поднимались на верхнюю площадку ворот. В ее центре стояла надвратная 3-апсидная 4-столпная церковь с крещатыми столбами, одноглавая, с 2-уступчатыми лопатками по фасаду. Перед воротами проходил глубокий ров. Вероятно участие в строительстве мастеров из Галича, ранее построивших церкви в Кидекше и Переславле-Залесском. В 1795 г. ворота были полностью перестроены с добавлением круглых угловых башен. Интерес представляют многочисленные древние граффити в проеме и на уровне настила ворот: кресты, поминальные и молитвенные надписи.
Лит.: Strzygowski J. Das Goldene Thor in Konstantinopel // Jb. des Kaizerlich Deutsch. Archäol. Inst. B., 1893. Bd. 8. S. 1-39; Macridy Th., Casson S. Excavations at the Golden Gate, Constantinople // Archaeologia. L., 1931. Vol. 81. P. 63-86; Meyer-Plath B., Schneider A. M. Die Landmauer von Konstantinopel. B., 1943; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1961. Т. 1. С. 128-148; Маслов В. М. К истории строительства Золотых Ворот во Владимире // Средневек. Русь. М., 1976. С. 201-203; Mü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 297-299; Wheeler M. The Golden Gate of Constantine // Archaeology in the Levant: Essays for K. Kenion. Warminster, 1978. P. 238-241; Раппопорт П. А. Зодчество Др. Руси. Л., 1986. С. 56, 104-105; Mare W. H. The Archaeology of the Jerusalem Area. Grand Rapids (Mich.), 1987; Murphy-O'Connor J. The Holy Land. Oxf., 1998 4. Р. 93-94; Mango C. The Triumphal Way of Constantinople and the Golden Gate // DOP. 2000. Vol. 54. P. 173-186; Boas A. J. Jerusalem in the Time of Crusades. L.; N. Y., 2001; Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. М., 2002; Bassett S. The Urban Image of Antigue Constantinople. Camb., 2004; Ричка В. М. Киïв - другий Єрусалим: З iсторiï полiтичноï думки та iдеологiï середньовiчноï Русi. К., 2005. С. 103-121.
Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.