- ИЕРИХОН
[Ариха; евр. ; араб. ], город, расположен на 250-260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря, в долине р. Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима, в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородны, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать И. как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до рим. эпохи окрестности И. славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн 1. 14; Ios. Flav. De bell. I 6. 6).
И.- древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше егип. пирамид).
В Священном Писании
Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.
Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.В ВЗ И. упоминается многократно, прежде всего в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в т. ч. «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор 34. 1-3). Согласно ВЗ, И. был 1-й крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в И. лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от к-рой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили И. с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав 6. 15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав 6. 19).
Далее рассказывается о разгроме города и об уничтожении его жителей (кроме спасшей евр. лазутчиков блудницы Раав и ее семьи), о посвящении захваченной добычи Богу и о проклятии Иисусом Навином тех, кто попытаются восстановить город (Нав 6. 25). При разделении земли обетованной юж. граница колена Ефремова и северная - Вениаминова проходили близ И., город был отдан последнему (Нав 16. 7; 18. 12, 21).
Вновь И. упомянут в Библии уже в истории царя Давида (2 Цар 10. 5), хотя в это время (X в. до Р. Х.) на месте города были лишь развалины; в 3 Цар 16. 34 сообщается о его восстановлении при царе Ахаве (874-853 гг. до Р. Х.) Ахиилом Вефилянином, во исполнение заклятия поплатившимся первенцем и младшим сыном. Здесь поселились прор. Илия и «сыны пророков» (4 Цар 2. 4, 5, 15), высоко оценившие расположение города, но не воду в его источнике, и 1-е чудо жившего в И. прор. Елисея заключалось в том, что он бросил в воду соль и «сделал воду... здоровою... до сего дня» (4 Цар 2. 19-22; источник поныне почитается вблизи Сорокадневной, или Искушения, горы на Телль-эс-Султане). «Сыны пророков» предсказали вознесение прор. Илии и то, что потом сыны пророков определили как «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар 2. 15). На равнинах Иерихонских вавилонский царь Навуходоносор разбил войско царя Седекии (4 Цар 25. 5).
После возвращения из вавилонского плена жители И. (1 Езд 2. 34) помогали в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3. 2). И. неоднократно упомянут в более поздних, неканонических книгах (Сир 24. 15. ср.: 1 Макк 9. 50; 2 Макк 12. 15 и др.).
В НЗ И. упоминается редко, но ясно, что Иисус Христос посещал его неоднократно (Мф 20. 29; Мк 10. 46; Лк 18. 35; 19. 1), т. к. через И. проходила единственная дорога из Галилеи в Иудею. О дороге из Иерусалима в И. по пустыне Иерихонской говорится в притче о милосердном самарянине (Лк 10. 30-37). По пути в Иерусалим Иисус Христос исцелил здесь слепых (Мф 20. 30-34), обрел нового ученика мытаря Закхея, наставлял апостолов правилам общинной жизни.
История и археология
Башня эпохи неолита
Башня эпохи неолитаАрхеологические памятники древнейшего И. имеют существенное значение для истории всего человечества. Необходимость проведения здесь археологических исследований стала ясна уже в XIX в. (первые раскопки проведены Ч. Уорреном в 1868); в 1907-1909 гг. в И. работала австро-герм. экспедиция (Э. Зеллин, К. Ватцингер); более системные раскопки вел Дж. Гарстанг (1930-1936), достигший древнейших слоев; в 1952-1958 гг. К. М. Кеньон сделала главные открытия. Небольшие раскопки проводились в кон. 90-х гг. XX в. итал. научной экспедицией. В результате археологических исследований было установлено, что поселение на месте библейского И. возникло за 11-10 тыс. лет до Р. Х., в эпоху мезолита. К этому периоду относят прямоугольное сооружение (6,5×3,5 м), обнаруженное у основания холма, рядом с источником. Оно ограждено каменной стеной и столбами. Эту постройку, включающую тщательно очищенную платформу, интерпретируют как святилище и связывают с ним мощные слои сезонного обживания (лагеря охотников?) т. н. натуфийской культуры каменного века.
Слои эпохи докерамического неолита (8500-6000 гг. до Р. Х., в общей сложности ок. 10 м толщиной) показывают процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и началу городской цивилизации. Уже на 1-м этапе этого периода площадь поселения была более 2,5 га, а число жителей оценивают в 1-2 тыс. чел. Они жили в круглых и овальных домах (диаметр 4-6 м) из необожженного кирпича плоско-выпуклой формы или из камня; дома крыли тростником, крышу обмазывали глиной. Поселок окружала стена (возможно, дамба для защиты от горных селей, обычных здесь в сезон зимних дождей) длиной ок. 600 м и толщиной более 2 м из крупных необработанных камней, к ней изнутри была пристроена круглая каменная башня диаметром 9 м (сохр. на высоту до 8,2 м!), на крышу которой вела крутая внутренняя лестница (20 ступеней). Все сооружения докерамического И. не раз перестраивали, увеличивали высоту башни, вырубили перед стеной ров в скале и т. д. Сооружения явно предназначались для общественных целей, однако весь комплекс не город в собственном смысле слова, а скорее культовый и, возможно, адм. центр. Часто встречающиеся здесь орудия указывают на развитие земледелия (серпы, жатвенные ножи, каменные ступки, зернотерки и пестики), найдены и каменные зернохранилища высотой не менее 3 м.
На 2-м этапе докерамического неолита (7500-6000 гг. до Р. Х.) жилища строились по прямоугольному плану; в домах появилось по неск. комнат, в них - очаги и спальные ниши, обмазанные подкрашенной известью стены, циновки на полах. Выделяются подсобные помещения, бассейны для дождевой воды. Во много раз повысилось качество инвентаря для обработки почвы, стали выращивать пшеницу, ячмень, бобовые (чечевицу, горох, вику и др.) и лен, разводить коз и овец, в конце периода - свиней и коров, есть свидетельства того, что люди стали обмениваться предметами и продуктами своего труда.
Интенсивный рост И. в эпоху неолита и бронзового века объясняют обилием растительных культур в юж. части бассейна р. Иордан, богатством ресурсов Мёртвого м. и положением И. на торговых путях.
Жители докерамического И. (локализуется на Телль-эс-Султане) поклонялись силам природы, о чем говорят многочисленные вотивные дары божествам (статуэтки животных, реже людей); в зданиях выделяются комнаты-святилища с нишами, в к-рых имелись каменные пьедесталы с каменными стелами (мацеббот). Ритуальный характер могла иметь и постройка с бассейном в большом (6×3,7 м) центральном помещении.
Погребальная практика, общая для всего докерамического неолита в И., указывает на развитый культ предков. В ранней фазе отмечено вторичное захоронение черепов в особых погребениях. Позднее черепа использовались в качестве основы для создания погребальной маски (обмазывались глиной или гипсом, лицо моделировалось раскраской и украшалось раковинами). Известно более 15 таких находок, причем каждая отличается индивидуальными чертами, что показывает стремление к реализму изображения. В 30-х гг. XX в. в И. была найдена скульптурная группа (сделана почти в натуральную величину из глины на тростниковой основе) - женщина, мужчина и ребенок. Фигуры сильно уплощены и частично раскрашены.
В VI тыс. до Р. Х. в И. сменилось население, здесь появилась давно известная в соседних областях Др. Востока лепная керамика (плоские чаши, кувшины, горшки), в т. ч. тонко орнаментированная и лощеная. К концу эпохи неолита керамика усовершенствовалась. В этот же период построена каменная стена шириной 2-2,5 м.
В III тыс. до Р. Х. (ранний бронзовый век) И.- процветающий город с мощной стеной из сырцового кирпича, которая неск. раз модифицировалась. Плановой застройки улиц и площадей не обнаружено, и только на завершающем этапе бронзового века, когда плотность застройки увеличилась, заметны признаки единой ориентации крупных жилых помещений и зернохранилищ.
Ок. 2000 г. до Р. Х. город разрушили вторгшиеся в Ханаан кочевники, но вскоре он был вновь отстроен и укреплен. Были обнаружены мощные фортификации города: крепостные сырцовые стены, защищенные большими насыпями. Во время борьбы египтян с гиксосами И. подвергался разрушению, но был восстановлен. В среднем бронзовом веке (2000-1550 гг. до Р. Х.), особенно в 1800-1600 гг. до Р. Х., И. достиг расцвета, был окружен мощными двойными стенами; в нем открыты коллективные и индивидуальные погребения в шахтных гробницах с керамическим, костяным и деревянным (в т. ч. художественным) инвентарем и деревянной мебелью, а также здание с алтарями, рассматриваемое как святилище.
Во 2-й фазе позднего бронзового века И. был разрушен. Возможно, это разрушение упоминается в Книге Иисуса Навина, но археологически оно пока не подтверждено. Гарстанг датировал это разрушение 1400 г. до Р. Х., связав с событиями времени Иисуса Навина (см. в ст. Иисус Навин). Кеньон пришла к выводу, что город перестал существовать ок. 1550 г. до Р. Х. Отсутствие городских стен в слоях 1300-1200 гг. до Р. Х. объяснялось результатом действия эрозии, т. к. в последующий период поселение на этом месте не возобновлялось и слои не образовались. Б. Вуд на основе анализа керамики, найденной экспедицией Гарстанга, счел возможным принять его датировку разрушения И. (Wood. 1990).
Возрожденный в IX в. И. не имел укреплений вплоть до VII-VI вв. до Р. Х. В 586 г., после взятия Иерусалима вавилонянами, сюда бежал царь Седекия, здесь он был взят в плен и отправлен в Вавилон. Иудеи вернулись в И. в 538 г. до Р. Х. Позже город играл важную роль в составе персидской пров. Йехуд. Как часть державы Александра Македонского (с 333 г. до Р. Х.) И. считался собственностью правителя, что во многом препятствовало росту города, однако он процветал благодаря широкой торговле финиками и опобальзамами. До 198 г. до Р. Х. И. подчинялся птолемеевской администрации, затем вошел в державу Селевкидов. В 161 г. до Р. Х., во время борьбы с Маккавеями, сир. военачальник Вакхид построил укрепления у выхода горных долин к И.- Трекс и Тавр по берегам Вади-Кельт и Док (Дагон) на вершине горы Искушения.
Изображение Иерихона на мозаичной карте из Мадабы, Иордания. Ок. 565 г.
Изображение Иерихона на мозаичной карте из Мадабы, Иордания. Ок. 565 г.При Хасмонеях (ок. 140-37 гг. до Р. Х.) к западу от И., на сев. склоне Вади-Кельт, был построен комплекс зимних дворцов и создана система акведуков (к источникам - в Вади-Кельт и к северо-западу - в Эд-Дуюк и Эн-Нувайима), завершенная при Ироде и функционирующая по сей день. Ирод первоначально не владел И., подаренным Марком Антонием егип. царице Клеопатре, но получал доходы от продажи опобальзама; он построил большой зимний дворец к югу от комплекса Хасмонеев. Последний из хасмонейской династии, первосвящ. Аристовул III, был утоплен в 36 г. до Р. Х. по приказанию Ирода в одном из бассейнов дворца. Став владельцем И. после падения власти Антония и Клеопатры (30 г. до Р. Х.), Ирод Великий (37-4 гг. до Р. Х.) создал новый дворцовый комплекс по берегам Вади-Кельт. К северу от него были построены ипподром и театр (их руины - в 600 м к юго-западу от Телль-эс-Султана; археологически мало изучены). Ирод также обновил укрепление на юж. стороне входа в Вади-Кельт, назвав его в честь своей матери Кипрос (Телль-эль-Акаба). Ирод скончался в И. в 4 г. до Р. Х., отсюда его тело было перенесено торжественной процессией в Иродион. После смерти Ирода один из его рабов - Симеон - попытался провозгласить себя царем, а затем сжег дворец. Царь Архелай (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) восстановил дворец; при нем город значительно расширился на восток. К северу, рядом с крупнейшей плантацией финиковых пальм, было основано поселение Архелаида (ныне Хирбет-эль-Байюдат), просуществовавшее достаточно долго (обнаружена напольная мозаика церкви, датированная 570). В ходе Иудейской войны имп. Веспасиан разрушил И. и истребил всех его жителей (июнь 68 г. по Р. Х.). В кон. I в. римляне построили рядом с его развалинами военный лагерь. Во время восстания Бар-Кохбы (132-135) его, как считается, захватил отряд повстанцев, двинувшихся отсюда к Иерусалиму (Dio Cassius. Hist. Rom. 69. 12-14).
В IV-VII вв. центр И. сместился на 1,5 км к востоку (совр. местонахождение). И. упоминается в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского (не позже 331) и у т. н. Бордоского паломника (333), на мозаичной карте из Мадабы (ок. 565) он представлен процветающим городом, где существовала христ. община во главе с епископом-суффраганом Кесарии Палестинской (епископы упом. в источниках между 325 и 800). В И. было построено неск. храмов, среди которых - расширенная при имп. Юстиниане базилика Пресв. Богородицы, частично открытая раскопками Д. Барамки в 1934 г. Прокопий упоминает о возведении Юстинианом обширного странноприимного дома (Procop. De aedificiis. 9. 1). Многочисленные монастыри возникают в городе и вокруг него - на месте крепости Док, в Вади-Кельт, к востоку от И. (в частности, раскрыты остатки сир. несторианского монастыря). И. становится важным паломническим центром на пути к месту Крещения на Иордане, в городе возникло почитание сикоморы Закхея (ср.: Лк 19. 1-10) и дома Раав (ср.: Евр 11. 31). Большая часть мон-рей была оставлена после персид. нашествия 614 г. По-видимому, в И. существовала и иудейская община (руины синагоги раскрыты к северу от центра И.), однако основным евр. поселением был соседний Нааран. Он упоминается в ВЗ (Нав 16. 7; 1 Пар 7. 28) и в ряде источников I-VII вв.; обнаружение синагоги подтверждает локализацию Наарана в совр. Айн-эд-Дуюке, к северу от И. В VII в. в И. поселились бежавшие от преследований прор. Мухаммада иудеи племени Бану-Надир.
В раннеараб. период культура получения опобальзама и возделывания финиковых пальм, составлявших основу экономического процветания города, была утрачена.
При Омейядах, Аббасидах и Фатимидах продолжало развиваться ирригационное земледелие, основные доходы город получал от торговли индиго и сахаром. В омейядский период на окраине города находились зимний дворец и охотничьи угодья аль-Валида, наследника халифа Хишама (724-743). В 1033 г. город пострадал от землетрясения, в 1071 г. его разорили сельджуки. В 1099 г. И. захватили крестоносцы. Вскоре он стал собственностью лат. патриарха Иерусалима, с 1112 г.- владением Э. Гарнье, синьора Кесарии и графа Сидона, и его наследников. В 1134 г. владения в И. были конфискованы и вскоре переданы Приорату Четыредесятницы (мон-рю на горе Искушения), а в 1143 г.- монастырю в Вифании. Именно в эпоху крестоносцев гора, где находилась крепость Док, почиталась как место, где Иисус Христос постился 40 дней и был искушаем диаволом. При крестоносцах были восстановлены нек-рые храмы и мон-ри в И. и окрестностях. После взятия И. Салах ад-Дином (1187) крестоносцы оставили город. К 1212 г. оазис уже заселен мусульманами. Хотя араб. источники XIII-XIV вв. говорят о высоком качестве производимого здесь сахара (араб. географ Якут в 1226) и упоминают серные шахты (Абу аль-Фида (XIV в.)), город постепенно приходит в упадок. Паломник Феликс Фабер ок. 1480 г. упоминает дом Закхея, представлявший собой, по-видимому, башню эпохи крестоносцев (сохр. до XIX в.). В период господства Османской империи город превратился в небольшую деревню, здесь было поселение оседлых бедуинов, с кон. XIX в. жили арабы из Судана.
С сер. XIX в. И., как и др. места Палестины, стали изучать европ. археологи, посещать миссионеры. В И. начали восстанавливать некоторые церкви и мон-ри. К нач. ХХ в. население И. составляло 3 тыс. чел., среди к-рых было и неск. евр. семейств, покинувших город в 1936 г. Во время второй мировой войны англичане возвели здесь укрепленный форт (используется до наст. времени). В 1948 г. И. заняли войска Иордании и созванный здесь съезд провозгласил эмира Абадаллу I «королем всей Палестины». В 1950-1967 гг. И. официально являлся частью Иордании. Его население выросло до 80 тыс. чел., в основном за счет беженцев из перешедших под контроль Израиля районов Палестины, лагеря которых разместились в окрестностях города. В период непосредственного израильского управления проводились археологические исследования. По соглашениям в Осло (1993) И. вошел в состав Палестинской автономии, но с началом второй интифады (2000) стал зоной активных выступлений и был вновь взят Израилем под контроль; с марта 2005 г. подчинен Палестинской автономии. Археологические памятники, в т. ч. и храмы И., сохранены (за исключением пострадавшей в 2000 синагоги «Мир над Израилем») и доступны, однако археологические исследования с нач. 90-х гг. XX в. почти не ведутся.
Топография и памятники
Холм Телль-эс-Султан. Аэрофотосъемка
Холм Телль-эс-Султан. АэрофотосъемкаОсновные исторические объекты И. находятся в наст. время вне центра города. Город эпохи ВЗ локализуется на холме Телль-эс-Султан (3,4 га), в 2 км к северо-западу от центра совр. И. Примерно в 300 м к юго-западу от холма открыты стадион на 3 тыс. мест и театр эпохи Ирода Великого (Телль-эс-Самарат, исследован Э. Нецером). Западнее, вдоль обрыва скалы, тянущегося неск. км с севера на юг - от горы Искушения до Вади-Кельт, расположено ок. 120 гробниц, к-рые датируются от 100 г. до Р. Х. по 70 г. по Р. Х. Они были изучены в 70-80-х гг. ХХ в. Рахелью Хахлили, которая обнаружила склепы стандартного типа, деревянные расписные гробы и каменные оссуарии с граффити на древнеевр. и греч. языках; в 1981 г. открыт богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.
Основные сооружения И. новозаветного периода раскрыты в 1,5 км к западу от центра совр. И., в р-не Тулуль-Абу-эль-Алайик, по обоим берегам Вади-Кельт (были исследованы Дж. Причардом в 1951, основные раскопки вел Э. Нецер в 1973-2000). На северном берегу располагался комплекс дворца Хасмонеев. Первоначальный дворец, квадратный в плане, был построен, вероятно, при первосвящ. Иоанне Гиркане I (134-104 гг. до Р. Х.; сохр. фрагменты росписей), для его снабжения был сооружен акведук в верховьях Вади-Кельт. Возможно, при Александре Яннае (103-76 гг. до Р. Х.) его расширили: к северо-востоку создан двойной бассейн с павильоном и построен 2-й акведук - к источникам Эль-Ауджа и Нааран. Позже (93-86 гг. до Р. Х.) квадратный дворец был засыпан, а на холме построили новый укрепленный дворец. При вдове Александра Саломее (76-67 гг. до Р. Х.) к югу от бассейна был возведен двойной дворец для ее наследников - Гиркана II и Аристовула II. Во дворце Хасмонеев открыты древнейшая из известных на территории Палестины синагог и наиболее ранние мозаики. Дворец пострадал во время землетрясения 31 г.; его западная часть (на холме) оказалась заброшенной, а на месте его восточной части в 30-25 гг. до Р. Х. был возведен комплекс зданий, бассейнов и садов (2-й дворец Ирода), расположенных на разных уровнях. Первый дворец Ирода, построенный ок. 35-30 гг. до Р. Х., располагался на юж. берегу: большой (84×45 м) прямоугольник открытого двора (перистиля), окруженный различными помещениями, в т. ч. купальнями, ритуальными бассейнами (микве) и комплексом по получению опобальзама и производству ароматических масел. Наиболее крупным (ок. 200×100 м) сооружением стал 3-й дворец Ирода, возведенный ок. 15-10 гг. до Р. Х. на обоих берегах Вади-Кельт между 1-м и 2-м дворцами. На юж. берегу располагался сад, врезанный в склон горы и оформленный портиками, нишами и экседрой (одеоном?), а также обширный бассейн для увлажнения воздуха. На сев. берегу, куда вел мост, располагался дворец с 2 дворами, обширным залом для приемов и банями. Сохранились колонны, оформленные имитирующим мрамор стуком, полы в технике opus sectile (сочетание мрамора и цветного камня) и мозаики.
Примерно в 1 км к юго-западу, на вершине небольшой скалы Телль-эль-Акаба, находилось укрепление Кипрос, охранявшее выход из долины Вади-Кельт. Раскрыты части голубятни и акведука времени Хасмонеев, руины дворца с банями (сохр. мозаики) времени Ирода и постройки существовавшего здесь позднее мон-ря.
В 1 км к северо-востоку от Телль-эс-Султана в ходе раскопок Барамки (1936) обнаружена синагога. Она ориентирована на Иерусалим и использовалась, по-видимому, с V по VIII в., но точное время ее постройки неизвестно. В синагоге мозаичный пол с изображением ковчега завета, меноры, шофара, лулава и надписью: «Мир над Израилем» - и посвящением по-арамейски. После 1967 г. она была достроена и стала действующей, после 1994 г. сожжена, затем вновь восстановлена. Вторая синагога (VI в.) с богатым мозаичным полом с изображением знаков зодиакального круга открыта в Айн-эд-Дуюке - библейское название Нааран (Нав 16. 7),- в 5-6 км к северо-западу от центра совр. И.
В центре И. (Телль-эль-Хасан) в 1936 г. была раскопана большая (ок. 20×35 м) базилика с 8 столпами и полуциркульной апсидой. Она отождествлена с упоминаемой Прокопием Кесарийским базиликой, которую отремонтировали при имп. Юстиниане. Части надгробия некоего игум. Кириака, умершего 11 дек. 566 г., были найдены при строительных работах на участке, приобретенном начальником РДМ архим. Антонином (Капустиным) в 1874 г. Сейчас здесь расположены 2-этажный дом, дом с часовней и сад. Участок принадлежал РПЦЗ, в наст. время располагается подворье РДМ, обслуживающее паломников. В центре И. находится греч. правосл. ц. св. Закхея.
В центре И., на углу участка иером. Иоасафа (Плеханова), который передан РПЦ и сейчас представляет собой полузаброшенный сад, стоит дерево, почитаемое как сикомора Закхея. Здесь в 1883-1884 гг. иером. Иоасафом были открыты фрагменты полов с мозаиками византийской эпохи, позднее изучавшиеся экспедицией Н. П. Кондакова (раскопки Я. И. Смирнова, материалы фиксации не сохр., но фрагменты мозаик заметны в заросшем котловане). В 2008 г. дендрологическая экспертиза (Ю. Н. Карпун) подтвердила, что возраст сикоморы Закхея может превосходить 2 тыс. лет; Л. А. Беляевым проведена археологическая экспертиза иоасафовского участка (обе в рамках совместного визита офиц. делегации ИППО и МИД 13-17 окт. 2008). Планируется археологическая экспедиция для продолжения раскопок на участке.
В И. также расположено румын. подворье с большой ц. Рождества Христова и Всех Румынских святых и парекклисионом Всех Палестинских святых (освящены в янв. 2000). Подворье представляет собой комплекс (проект С. Василеску и Х. Гавриса, строительные работы начаты в 1999 и не окончены), построенный в традиц. формах румын. архитектуры. Среди др. построек - францисканский храм и приют Доброго Пастыря (архит. А. Барлуцци, 1924-1925); рус. часовня св. Иоанна Предтечи, ц. св. Петра (1894).
К востоку от центра И., в Хирбет-эн-Нитла, в 1954 г. была открыта церковь (5 археологических слоев IV-IX вв.). В 1933 г. восточнее от центра (ок. 4 км) открыта постройка с мозаичным полом с сир. надписью, содержащей имена строителей; Барамки назвал это сооружение монастырем IX в.
В 4 км к северу от центра И. находятся величественные руины дворцового комплекса Хирбет-эль-Мафджир (исследован в 30-х гг. XX в. Р. Гамильтоном), построенного буд. халифом аль-Валидом в правление его отца Хишама (724-743). Дворец не был окончен, возможно из-за землетрясения 747 г. Это одна из многочисленных загородных резиденций Омейядов 1-й пол. VIII в., архитектура и декор к-рых еще соответствуют античной художественной традиции. Наиболее важными частями являются собственно дворец и находящиеся к северу от него бани; между ними расположен двор с мечетью с вост. стороны. Дворец имеет типичный квадратный план - с помещениями вокруг центрального двора, окруженными стенами с полуцилиндрическими башнями и роскошным порталом. Вход в бани осуществлялся через огромный (35×35 м) вестибюль с 12 экседрами по сторонам и 16 многоколонными опорами, поддерживающими, вероятно, купольные своды. В одном из боковых помещений сохранилась напольная мозаика с изображением дерева и животных по его сторонам. Фрагменты великолепного каменного и стукового декора дворца сохранились in situ, но большая их часть (в т. ч. многочисленные антропоморфные скульптуры) находится в Музее Рокфеллера в Иерусалиме.
Ок. 3 км к северо-западу от центра И., за Телль-эс-Султаном, расположена гора Искушения с греч. мон-рем; ок. 5 км к западу, в долине Вади-Кельт,- мон-рь св. Георгия Хозевита (см. Хозива, мон-рь). Ок. 7 км к югу от города находится Наби-Муса, почитавшееся в народной ислам. традиции как место погребения прор. Моисея; к нач. XXI в. здесь расположился обширный караван-сарай (1269, 70-е гг. XIV в., 20-е гг. XIX в.). Ок. 5 км к юго-востоку от центра И. расположен мон-рь прп. Герасима Иорданского (Дейр-Хаджла), к востоку от него - мон-рь Иоанна Предтечи на месте Крещения Господня на р. Иордан (см. Иоанна Предтечи монастырь на Иордане). В Хирбет-эль-Байюдате (ок. 12 км к северу от И.), на месте финиковых рощ, высаженных сыном Ирода Архелаем (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.), раскрыты руины одноапсидного храма V-VI вв. с мозаиками (в т. ч. с датой 570).
Лит.: Sellin E., Watzinger C. Jericho: Die Ergebnisse der Ausgrabungen. Lpz., 1913; Kelso J. L., Baramki D. C. Excavations at New Testament Jericho and Khirbet en-Nitla. New Haven, 1955. (AASOR; 29/30); Kenyon K. M. Digging up Jericho. L., 1957; eadem. Excavations at Jericho. L., 1960-1965. Vol. 1-2; Pritchard J. В. The Excavation at Herodian Jericho, 1951. New Haven, 1958. (AASOR; 32/33); Hamilton R. W. Khirbat al Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordan Valley. Oxf., 1959; Hachlili R. The «Goliath» Family in Jericho // BASOR. 1979. Vol. 235. P. 31-66; eadem. A Jewish Funerary Wall Painting of the 1st Cent. AD // PEQ. 1985. Vol. 117. P. 112-127; Wood B. G. Did the Israelites Conquer Jericho?: A New Look at the Archaeol. Evidence // BAR. 1990. Vol. 16. N 2. P. 45-49, 68-69; Garbrecht G., Netzer E. Die Wasserversorgung der geschichtlichen Jericho und seiner königlichen Anlagen. Braunschweig; Jerusalem, 1991; Scavi a Gericho, 1997: Relazione preliminare sulla prima campagna di scavi e prospezioni archaeologiche a Tell el-Sultan, Palestina / Eds. N. Marchetti, L. Nigro. R., 1998; Hachlili R., Killebrew A. Jericho: The Jewish Cemetery of the 2nd Temple Period. Jerusalem, 1999; Netzer E. A Synagogue from the Hasmonean Period Recently Exposed in the Western Plain of Jericho // IEJ. 1999. Vol. 49. P. 203-221; idem, ed. Hasmonean and Herodian Palaces at Jericho: Final Rep. of the 1973-1987 Excavations. Jerusalem, 2001-2004. 3 vol.; idem. The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Jerusalem, 2001; idem. Jericho // NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1798-1800; Excavations at Jericho, 1998: Prelim. Rep. on the 2nd Season of Archaeol. Excavations and Surveys at Tell es-Sultan, Palestine / Ed. N. Marchetti, L. Nigro. R., 2000; Guidetti M., Macchiarella G. Problemi di ermeneutica nell'iconografia umayyade: Qusayr 'Amra e Khirbat al-Mafgiar // Immagine e ideologia: Studi in onore di A. C. Quintavalle. Mil., 2007. P. 53-64.
Л. А. Беляев, Л. К. Масиель Санчес
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.