- ИЕРОВОАМ II
13-й израильский царь (ок. 793-753 гг. до Р. Х.), сын царя Иоаса из династии Ииуя. В Свящ. Писании он упоминается как одаренный полководец и правитель, при к-ром Северное царство стало могущественным и процветающим. Вероятно, И. был назначен соправителем еще при жизни его отца, передавшего ему командование израильской армией в войне с арамеями (4 Цар 14. 28). Ослабление господства арамеев в регионе после поражений от ассирийцев в Сев. и Центр. Сирии позволило И. не только отвоевать ряд территорий, но также взять под контроль новые земли. И. «...восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни [ Галилейское море] , по слову Господа, Бога Израилева» (4 Цар 14. 25; ср. Ам 6. 14). Военная экспансия И. в районе Емафа (ныне Хама, Сирия) в Центр. Сирии, возможно, осуществлялась с согласия Ассирии (Cogan M., Tadmor H. II Kings // AYBC. 1988. Vol. 11. P. 164). Многие исследователи сомневаются в исторической достоверности сообщения в МТ о взятии И. Дамаска, предлагая различные варианты прочтения этого текста (4 Цар 14. 28 - Bright J. History of Israel. L., 19664. P. 428; Hayes J., Miller M. Israelite and Judean History. L.; Phil., 1977. P. 308-309). В результате успешных военных действий И. восстановил границы Северного царства, существовавшие при Соломоне. Хотя отношения И. с Южным царством были осложнены победой Иоаса над иудейским царем Амасией, они тем не менее носили мирный характер. Об этом косвенно свидетельствует упоминание о совместной переписи населения, проведенной на территории восточнее Иордана (1 Пар 5. 17).
Религ. оценка правления И. в исторических книгах Библии неоднозначна. С одной стороны, И. был осужден как царь, который «делал... неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех» (4 Цар 14. 24). С др. стороны, известно, что политика И. получила одобрение прор. Ионы, сына Амафиина, предсказавшего ему победу над врагами, «...ибо Господь видел бедствие Израиля» (4 Цар 14. 25-27). Почитание И. Яхве проявляется в теофорном значении имени его сына Захарии, которое означает «Господь [ Яхве] вспомнил».
И. распределял земли покоренных территорий среди верных ему соратников, в Заиорданье появился класс крупных землевладельцев и новая богатая аристократия. В книгах пророков Амоса и Осии с осуждением говорится о благосостоянии городской элиты, основанном на социальном неравенстве и эксплуатации народа (Ам 2. 6-7; 3. 15; 6. 1-6). Период стабильности и экономического роста привел к падению нравственных норм и вероотступничеству в израильском обществе (Ам 4. 4; 5. 21-24). Прор. Осия критикует культ Ваала, распространившийся в правление И. ( Ос 2. 8, 13, 17). Прор. Амос, послав к царю Амасию, священника из Вефиля, предсказал И. гибель от меча, падение его династии, «а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей» (Ам 7. 10-11).
Ко времени И. относят найденную в нач. XIX в. в Мегиддо нем. археологом Г. Шумахером печать из яшмы с изображением льва и надписью: «Шемы, раба Иеровоама» ( , принадлежавшую царскому чиновнику.
Лит.: Evan C. D. Jeroboam // ABD. Vol. 3. P. 745-746; Halevy E. E. Jeroboam II // EJud. Vol. 11. P. 141-142.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.