- ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов (кроме суточного богослужебного круга, тексты к-рого являются неизменяемыми частями богослужения): седмичным кругом богослужения, годовым неподвижным богослужебным кругом, годовым подвижным богослужебным кругом. Гимнографические тексты седмичного богослужебного круга помещаются в Октоихе, годового неподвижного богослужебного круга - в Минее, годового подвижного богослужебного круга - в Триоди постной и цветной. Гимнографические тексты разделяются на песнопения разных жанров: стихиры, тропари, седальны, каноны, кондаки, икосы, светильны (ексапостиларии), блаженны - и исполняются в положенных местах согласно Уставу (Типикону): стихиры на вечерне - на «Господи, воззвах», на литии, стиховные стихиры, стихиры на утрене - по Пс 50, на хвалитех, на стиховне утрени; тропари на вечерне - по «Ныне отпущаеши», на повечерии и на полунощнице - по Трисвятом, на утрене - на «Бог Господь» и по «Благо есть», на часах - после «Слава, и ныне» и «Аллилуия», на литургии - после входа с Евангелием; седальны на утрене - после кафизм и после 3-й песни канона; канон - на повечерии, полунощнице, утрене; кондак на повечерии и полунощнице - по Трисвятом, на утрене - по 6-й песни канона (вместе с икосом), на часах - по Трисвятом, на литургии - после входа с Евангелием, в случае совершения изобразительных - по Трисвятом; светилен (ексапостиларий) - на утрене по 9-й песни канона; блаженны - на литургии. В будние дни Великого поста и особые дни года можно выделить и др. И. ч. б.: тропарь пророчества на 6-м (иногда на 1-м) часе, тропари между паремиями в Великую субботу, в навечерие Рождества Христова и в Крещение Господне, замена Херувимской песни на литургии др. песнопениями ( ).
Именно гимнографические песнопения служат соединительным звеном между суточным и др. богослужебными кругами, т. к. их содержание соотносится с богослужебной темой дней седмицы (седмичным богослужебным кругом, это же характерно для ряда песнопений годового подвижного круга из Триоди постной), или же с праздником, или памятью того или иного святого из годового круга.
Тексты из Свящ. Писания могут содержать прославление того или иного праздника, памяти святого или же темы дня седмицы: это вечерние паремии, утренние прокимны, Евангелие, литургийные прокимны, Апостол, аллилуиарии, Евангелие и причастны дней годового богослужебного круга; прокимны, аллилуиарии и причастны седмичного годового круга; 11 воскресных утренних Евангелий. Если тексты Свящ. Писания не связаны с темами и памятями седмичного и годовых богослужебных кругов, то они распределяются по определенному периоду времени с целью прочтения той или иной книги Свящ. Писания (целиком или большей ее части). Так, Псалтирь прочитывается за седмицу, а в Великий пост - дважды за седмицу (чтение кафизм на вечерне и утрене), Апостол и Евангелие - за год (рядовые чтения на литургии), Книга прор. Исаии (на 6-м часе в будние дни Великого поста), кн. Бытие и Книга Притчей Соломоновых (на вечернях будних дней Великого поста) - за Великий пост. Тексты Свящ. Писания находятся в следующих книгах: богослужебных Евангелии, Апостоле и Псалтири; паремии (чтения из ВЗ и в нек-рых случаях из НЗ) в наст. время распределены по книгам годового богослужебного круга - Минее, Триодях постной и цветной, но до XIV в. существовал отдельный сборник паремий - Паремийник, или Профитологий (греч. термин).
Богослужебные особенности суточного круга, связанные с совершением их в будние или праздничные дни, но не предполагающие прочтение тех или иных текстов, входящих в суточный и годовой богослужебные круги, не являются И. ч. б.
Лит.: Никольский. Устав; Розанов. Устав. 1998; Скабалланович. Типикон. Вып. 2-3; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 2000.
А. А. Лукашевич
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.