ИЛИОДОР

ИЛИОДОР

[Гелиодор; лат. Heliodorus] († после 405), св. (пам. зап. 3 июля), еп. г. Альтин (ныне Альтино, Италия), адресат посланий блж. Иеронима Стридонского. И. входил в число клириков, принадлежавших к кругу Аквилейского еп. Валериана, к-рых Иероним называл «хором блаженных» (Hieron. Chron. An. 2390 // Euseb. Chron. Vol. 2. P. 198); был другом св. Хроматия, буд. преемника Валериана, и, так же как он, аскетом. Ок. 370 г. И. познакомился с блж. Иеронимом, когда тот посетил Аквилею, в 373 г. отправился за ним на Восток. Вероятно находясь в Антиохии, И. получил от Иеронима послание с просьбой навестить его в пустыне Халкида; в послании были рассуждения о пользе пустынножительства (Hieron. Ep. 14). В сент. 381 г. И. уже как епископ Альтинский присутствовал на Соборе, проходившем в Аквилее под рук. святителей Амвросия Медиоланского и Валериана Аквилейского. Участники Собора рассматривали дело Иллирийских епископов Палладия из Ратиарии (близ совр. сел. Арчар, Болгария) и Секундина из Сингидуна (ныне Белград), которых обвинили в арианской ереси и лишили сана. Др. сведений о деятельности И. в качестве епископа не сохранилось.

И. поддерживал переписку с блж. Иеронимом. Летом 398 г. тот просил Хроматия и И. прислать средства для оплаты трудов переписчиков и переплетчиков. В прологе к переводу Книг Соломона блж. Иероним с благодарностью сообщает, что на их средства завершил перевод Притчей Соломоновых, Екклесиаста и Песни Песней. Хроматий и И. просили его составить толкование на Книги пророков Осии, Амоса и Малахии, блж. Иероним обещал сделать это позднее (Biblia Sacra Vulgata. Prologus in Libris Solomonis; ср.: Hieron. Apologia adversus libros Rufini. II 31). Он начал работу над толкованием на книги малых пророков еще в 374 г., однако полный корпус комментариев был окончен к 406/7 г. Блж. Иероним посвятил Хроматию и И. также перевод Книги Товита. В нач. 394 г. Иероним направил племяннику И. Непотиану послание, в к-ром одобрил его решение об оставлении военной службы ради церковного служения (Hieron. Ep. 52). Когда через неск. месяцев Непотиан скончался, Иероним послал И. составленный им панегирик в честь усопшего (Hieron. Ep. 60). Хроматию и И. приписывается подложное послание к Иерониму о чествовании памяти святых, сохранившееся в качестве пролога к т. н. Мартирологу блж. Иеронима.

В XII-XIII вв. было составлено легендарное Житие И., известное в XIV в. Петру Наталису (Petr. Natal. CatSS. VI 46). Составитель Жития был знаком с перепиской блж. Иеронима, актами Аквилейского Собора, «Историей лангобардов» Павла Диакона. Почерпнутые из этих источников сведения он дополнил преданиями. Согласно Житию, И. был уроженцем Альтина и 1-м епископом города, боролся с язычниками. Во время паломничества в Иерусалим он познакомился с блж. Иеронимом. Тогда же некие галльские епископы прибыли к имп. Феодосию I Великому и попросили разрешить перенести в Галлию мощи ап. Иакова Зеведеева, к-рый мученически скончался в Иудее, но проповедовал в их странах. Император позволил им это сделать, в Палестине епископов встретил И., получил от них часть мощей и привез их с собой в Альтин.

Престарелый И. созвал клириков и предложил им избрать др. епископа. Был избран некто Амвросий, а И. удалился в окрестности Альтина, где жил аскетом вместе с подвижником Маркеллианом. Здесь И. построил церковь и вскоре похоронил там Маркеллиана. Впосл. в храме был погребен и сам И. Перед кончиной он призвал к себе альтинских клириков во главе с еп. Амвросием и предсказал бедствия, к-рые в скором времени обрушатся на Альтин. Далее автор Жития описывает разрушение города Аттилой (452) и притеснения со стороны лангобардов. Во времена имп. Ираклия († 641) и его преемников Ираклиона и Константина III Альтинский еп. Павел с нек-рыми горожанами переселился на остров в Венецианской лагуне, где был основан т. н. Нов. Альтин, получивший название Торцелл (ныне Торчелло). Из старого города были перенесены мощи местных святых: мучеников Феониста, Тавры и Тавраты, исп. Либерала, а также ап. Иакова. Второй преемник Павла, Деусдедит, поместил эти мощи в новом кафедральном соборе, посвященном Пресв. Богородице. Спустя много лет из ц. св. Маркеллиана, находившейся за городской стеной, были украдены и перенесены в Торцелл останки этого святого. Тогда же не названный по имени епископ, получив во сне увещание Божие, решил перенести в новый собор и мощи И.: по свидетельству автора, их уже неоднократно пытались украсть из пришедшей в упадок старой церкви. Мощи И. были помещены под главным алтарем собора.

Иначе эти события представляет историк Венеции А. Дандоло (сер. XIV в.), к-рый приписывает перенесение в Торцелл мощей всех святых, в т. ч. И., еп. Деусдедиту и датирует это событие 697 г. (ActaSS. Iul. T. 1. P. 651).

Ист.: BHL, N 3801; ActaSS. Iul. T. 1. P. 645-651; Hieron. Ep. 14, 52, 60 // Labourt J. Saint Jérôme. Lettres. P., 1949. T. 1. P. 33-45; 1951. T. 2. P. 172-173; 1953. T. 3. P. 90-109; Hieronymus. Apologia adversus libros Rufini. II 31 / Ed. P. Lardet. Turnholti, 1982. (CCSL; 79); Gesta Consilii Aquileiensis / Ed. M. Zelzer. Vindobonae, 1982. P. 325-326, 362. (CSEL; 82/3); MartRom. Comment. P. 267-268.

Лит.: Paschini P. Le vicede politiche e religiose del territorio friulano da Costantino a Carlo Magno // Memorie Storiche Forogiulesi. 1912. Vol. 8; idem. Eliodoro di Altino // BiblSS. Vol. 4. Col. 1076-1077; Lanzoni. Diocesi. P. 887.

О. И. Ф., Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИЛИОДОР" в других словарях:

  • Илиодор — (в миру Сергей Труфанов) иероманах, русский духовный и политический деятель, по происхождению донской казак; окончив Санкт Петербургскую духовную академию, постригся в монахи; в Смутное время 1905 06 гг. был иеромонахом в Почаевской лавре;… …   Биографический словарь

  • Илиодор — а, муж.; прост. к Лиодор, а.Отч.: Илиодорович, Илиодоровна; разг. Илиодорыч.Производные: Илиодорка; Дора; Иля.Происхождение: (От греч. helios солнце и doron дар.)Именины: 22 июня, 2 сент., 11 окт., 2 дек. Словарь личных имён. Илиодор См …   Словарь личных имен

  • Илиодор — Илиодор  имя: Илиодор, библейский Илиодор (Чистяков) Илиодор (Труфанов)  иеромонах расстрига. Спи …   Википедия

  • ИЛИОДОР — (в миру Сергей Михайлович Труфанов) (1880 после 1914), иеромонах, один из руководителей черносотенцев. С 1905 член Союза русского народа . Поддерживал связь с Г. Е. Распутиным, затем боролся с его влиянием. В 1912 заточён во Флорищеву пустынь… …   Русская история

  • илиодор — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Илиодор — (Чистяков) воспитанник Московской духовной академии, в 1820 х гг. настоятель в Рязани, в 1832 г. И. хиротонисан во епископа, а 1844 г. в архиепископа курского и белогородского; уволен по прошению в 1860 г. Ум. 1861 г. в Белгородском м ре. Оставил …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Илиодор — (2Мак.3:7 и др.) один из сановников Селевка Филопатора, упоминаемый во 2 Маккавейской книге …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Илиодор — в миру Сергей Михайлович Труфанов (1880  после 1914), один из лидеров «Союза русского народа» (1905). Поддерживал связь с Г. Е. Распутиным, затем боролся с его влиянием. В 1912 заточён во Флорищеву пустынь Владимирской губернии, сложил с себя сан …   Энциклопедический словарь

  • Илиодор — Илиод ор (Илиод орович, Илиод оровна) …   Русский орфографический словарь

  • Илиодор — русск. мужское имя отч. Илиодорович, Илиодоровна …   Словарь личных имён и отчеств

  • Илиодор — (Труфанов Сер. Мих.) (1880 1952) скандально изв. в нач. 20 в. в России иеромонах рус. правосл. церкви, один из организаторов Союза рус. народа . Происходил из донского казачества. Окончил С. Петерб. дух. акад. (1905). Там же принял монашество… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ИЛИОДОР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»