- ИОАКИМ И АННА
[греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы. И. и А., как и др. библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к И. и А. употребляется во мн. ч. (θεοπάτορες; слав. ) в отпусте после главных церковных служб.
Ковчег-реликварий в кафедральном соборе св. Сальвадора в Овьедо. 1101–1130 гг.
Ковчег-реликварий в кафедральном соборе св. Сальвадора в Овьедо. 1101–1130 гг.Благовестие Иоакиму. Благовестие Анне. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.
Благовестие Иоакиму. Благовестие Анне. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.Древнейшим источником, в к-ром содержатся сведения о жизни И. и А., являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия, христ. апокрифа, относящегося к периоду ок. 150 г.- нач. III в. Согласно Протоевангелию, И. и А. были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников И. хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим И., что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, И. ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). А. также предалась скорби, к-рая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, А. продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру прав. Сарры, жены родоначальника евр. народа прав. Авраама. В 4-й гл. описывается явление А. ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ А. обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, к-рому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.
Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны, матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).
Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)
Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)Церковь праведных Иоакима и Анны в Можайске. 1867–1871 гг. Архит. К. В. Гриневский
Церковь праведных Иоакима и Анны в Можайске. 1867–1871 гг. Архит. К. В. ГриневскийПосле рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).
В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).
В сир. версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI в.) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греч. текстом «Протоевангелия»: И. назван Ионакир (сир. ); в гл. 2 перед обращением к Богу А. надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресв. Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об И. и А. содержится в сир. апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в т. ч. в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII вв. (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146). Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок ( - праведный), был сыном Маттана/Натана ( / ), сына Елеазара ( ) (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресв. Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина ( ) (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна ( ) (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресв. Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и А. родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита ( ) и к-рая стала отрадой для родителей. Ионакир и А. сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресв. Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя свящ. Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Т. о., 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресв. Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносир. писателем Соломоном Басрским (XIII в.) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).
Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника, мужу Девы Марии (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3 // PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβή) была матерью прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3 // PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4 // PG. 120. Col. 192b).
Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г.
Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г.Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.
Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л.)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» (Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1 // PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron [Sp.] // PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae // CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae [georgice] // CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare [Sp.] // CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare // CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione // CPG, N 8224).
П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова
Почитание в православной традиции
Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда, к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита, где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны.
В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).
Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II, из Иерусалима в К-поль (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш, левая рука - в мон-ре Ставроникита. Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп. мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти. Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике.
Сон прав. Иоакима. Роспись капеллы дель Арена в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг.
Сон прав. Иоакима. Роспись капеллы дель Арена в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг.Погребение прав. Анны. Шитая пелена. 2-я пол. XV в. (СПГИАХМЗ)
Погребение прав. Анны. Шитая пелена. 2-я пол. XV в. (СПГИАХМЗ)Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено (Al-Birouni Abou Rîhân. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани (Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. (Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы (Garitte. P. 132).
Косма Веститор (VIII-IX вв.) написал Гомилию об И. и А. (BHG, N 828), свт. Георгий Никомидийский (IX в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 131) и 3 Слова на праздник Зачатия Богородицы (BHG, N 1102, 1111, 1125z), прп. Петр Аргосcкий (кон. IX - нач. X в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 133) и Слово о празднике Зачатия (BHG, N 132), свт. Евфимий II (I) (IX - нач. X в.), патриарх К-польский,- 3 Слова о празднике Зачатия (BHG, N 134a - c), мон. Иаков Коккиновафский, визант. писатель XII в.,- Слово о празднике Зачатия А. (BHG, N 1126), Георгий Ритор - Похвальное слово в честь И. и А. (BHG, N 828c). Из анонимных сочинений известны Житие И. и А. (BHG, N 828b) и Похвальное слово в честь А. (BHG, N 134d). Феодор Иртакин (1-я пол. XIV в.) составил на основе «Протоевангелия Иакова» и др. источников, включающих Гомилии и Похвальные слова, соч. «Описание сада св. Анны», где рассказывается о месте, в к-ром молилась А. о даровании ей потомства (BHG, N 134; Dolezal M.-L., Mavroudi M. Theodore Hyrtakenos' Description of the Garden of St. Anna and the Ekphasis of Garden // Byzantine Garden Culture / Ed. A. Littlewood e. a. Wash., 2002. P. 105-159).
Сиро-мелькитские Минеи содержат службы 2 праздников - 9 сент. и 25 июля (Codices syricacos, carshunicos, mendaeos, complectens / Ed. R. Payne-Smith. Oxonii, 1864. Pt. 6. P. 313, 359. (Catalogi codicum manuscriptorum Bibliothecae Bodleianae; 6); Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum / Ed. W. Wright. L., 1870. Vol. 1. P. 319).
А. Н. Крюкова
Почитание на Руси (в России)
Придел во имя родителей Пресв. Богородицы был устроен не позднее нач. XII в. в новгородском Софийском соборе (упом. в НПЛ под 1108 в связи с погребением в соборе свт. Никиты Новгородского). В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается, что еще в 988 г. 1-й Новгородский епископ, свт. Иоаким Корсунянин (Ɨ 1030), поставил храм во имя этих святых в Новгороде (НовгорЛет. С. 173-174), однако достоверность этого сообщения вызывает сомнения.
Имя Анна было одним из самых распространенных жен. княжеских имен на Руси, однако в нек-рых случаях его получение могло быть связано со св. Анной пророчицей. Определенно можно говорить, что в честь св. А., матери Пресв. Богородицы, была наречена Анна Юрьевна - жена вел. кн. Киевского Рюрика Ростиславича. В Ипатьевской летописи под 1199 г. говорится, что она была «тезоименьна сущи Анне родителници Матери Бога нашего» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 710). В 1196 г., при св. блгв. вел. кн. Владимирском Всеволоде (Димитрии) Юрьевиче Большое Гнездо, во Владимире была заложена каменная ц. во имя святых И. и А. «на воротех святое Богородици» (во дворе Успенского собора?) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412). Известно также, что Иоаким было схимническим именем Олега (Иакова) Иоанновича, вел. кн. Рязанского (в иночестве Иона). В честь св. И., очевидно, получили свои иноческие имена рус. преподобные XVI-XVII вв. Иоаким Опочский, Иоаким Сийский и Иоаким Шартомский.
Крипта правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы в Иерусалиме
Крипта правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы в ИерусалимеПринесение даров. Роспись жертвенника ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г.
Принесение даров. Роспись жертвенника ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г.В 1493 г. в Москве был построен придел во имя И. и А. у Благовещенской ц. (от придела в кон. XVII в. получила название ул. Якиманка). В Можайске до 1764 г. существовал Якиманский мон-рь (возник при храме святых И. и А. 90-х гг. XIV в.; ныне действующая церковь возведена в 1871). Имя Иоаким носил один из патриархов всея Руси XVII в.- Иоаким (Савёлов) (1674-1690).
26 окт. 2008 г. частица мощей А. была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя И. и А.
М. В. Печников
Почитание на Западе
Память И. и А. под 9 сент. впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.), отчасти отражающем вост. литургическую практику. С XIV в. память А. появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля (PL. 124. Col. 299-302). Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не ранее XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают основания для утверждения о том, что речь идет о матери Пресв. Богородицы. Распространение культа А. во 2-й пол. XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С 1-й пол. XIV в. известны ранние лат. гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона - Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 360-361) и секвенции в честь А. (Ibid. P. 370-371). Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание А. 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку кор. Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 дек.- день Зачатия прав. А. Пресв. Богородицы. В XIV в. культ А. получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности св. Биргитты Шведской († 1373). Не позднее нач. XV в. в доминиканской среде был составлен 1-й известный рифмованный оффиций А. (Ibid. P. 351-352). В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503-1513) учредил 20 марта особый день памяти И. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535), а затем из Бревиария папы Пия V (1568) по той причине, что тексты, сообщающие об И., были признаны апокрифическими. Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание И. 20 марта, а 26 июля отмечался день успения А.; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кард. Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.) (MartRom. Comment. P. 104, 306). Полная служба праздника в честь И. 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV, а в 1623 г. он придал празднику в честь А. статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе имп. Карла VI перенес празднование в честь И. на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресв. Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь И. до двойного 2-го класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенес празднование И. на 16 авг. Общий праздник в честь И. и А. (26 июля) стал отмечаться только после реформ II Ватиканского Собора. \tab
В эпоху раннего средневековья почитание И. и А. не получило широкого распространения, поскольку апокрифическое «Протоевангелие Иакова» не принималось уже блж. Иеронимом (Hieron. Adv. Helvid. I 8) и было впосл. включено в декрет запрещенных книг, приписываемый папе Геласию I (492-496). Первым агиографическим памятником на Западе, повествующим о рождении А. Девы Марии, можно считать поэму «История рождества и похвального жития непорочной Богородицы» (Historia nativitatis laudabilisque conversationis infactae Dei Genitricis // PL. 137. Col. 1065-1080) мон. Гросвиты (X в.). К апокрифическим преданиям об И. и А. обращался в проповедях и Фульберт Шартрский в X в. (PL. 141. Col. 320-325). В XIII-XVII вв., после эпохи крестовых походов, появляются посвященные И. и А. лат. агиографические произведения, в основе к-рых были сюжеты из «Протоевангелия Иакова» (BHL, N 483-493), в т. ч. сборники чудес (BHL, N 494-505). Самой распространенной версией стало повествование из «Золотой легенды» (XIII в.) Иакова из Варацце. Тогда же начали появляться литургические гимны в честь И. и А. Жития А. и посвященные ей панегирики создавались как на латыни, так и на местных языках. В кон. XV в. распространению культа А. на западе Германии способствовал аббат Иоганн Тритемий, который составил панегирик «Похвалы св. Анне» (De laudibus sanctissimae Annae - BHL, N 492), а также сборник ее чудес, особый розарий из 50 строф, оффиций и ряд гимнов и секвенций в ее честь. Из поэтических произведений известна лат. «Похвальная песнь св. Анне» (Carmen in laudem S. Annae) герм. гуманиста Рудольфа Агриколы (1485). В 1496 г. приор Румольд Лаубах велел высечь эту поэму на мраморных плитах и поместить их в церкви кармелитского мон-ря во Франкфурте-на-Майне. Мн. ремесленные цеха и купеческие корпорации избирали А. своей покровительницей. А. стала св. патронессой горняков в основанном в 1496 г. в Саксонии г. Аннаберге. Народные песни об А. получили распространение в Провансе и Бретани, а также на герм. землях. И. и А. были персонажами франц. мистерии «Страсти Иисуса Христа», впервые разыгранной в 1402 г. в Париже. В XVI-XVII вв. агиографические сочинения об А. издавались преимущественно во Франции (напр., кармелит Жан Тома из Сен-Сириля составил монументальный труд «Матерь почитаемая» (Mater honorificata, 1657), в котором в т. ч. собрал свидетельства отцов Церкви и ранних церковных писателей об А.).
Благовестие Анне. Аворий. VI в. (ГЭ)
Благовестие Анне. Аворий. VI в. (ГЭ)Прав. Анна с младенцем Марией. Икона. XIV в. (СПГИАХМЗ)
Прав. Анна с младенцем Марией. Икона. XIV в. (СПГИАХМЗ)Одним из регионов, где почитание А. появилось раньше всего, была Сев. Испания. Согласно выполненному, вероятно, при еп. Пелагии (1101-1130) описанию ковчега-реликвария (испан. Arca Santa) в Овьедо, среди святынь находилась частица мощей А. Изображения А. находятся на чеканных рельефах ковчега и среди росписей Пантеона королей в базилике св. Исидора в Леоне в составе композиций «Благовещение» и «Бегство в Египет» (Harris J. A. Redating the Arca Santa of Oviedo // The Art Bull. N. Y., 1995. Vol. 77. N 1. P. 90-91).
В 1199 г. архиеп. Гартвик доставил часть мощей А. в Бремен. В Германии особым почитанием пользовалась глава А., по преданию привезенная в XIII в. из Вифлеема и хранившаяся в коллегиальной ц. св. Стефана в Майнце. В 1501 г. реликвия была похищена и доставлена в г. Дюрен. Спор за обладание святыней, возникший между 2 городами, папа Римский Юлий II решил в пользу последнего (1506). С этого времени Дюрен стал крупным центром паломничества. Культ А. стремительно распространялся в Германии вплоть до Реформации. Впосл. почитание А. было преимущественно связано с культом Девы Марии, а также сосредоточилось в отдельных центрах - в Апте (Франция), Сент-Ан-д'Оре (Бретань), Сент-Ан-де-Бопре (Канада).
Одним из главных центров почитания А. на Западе стал г. Апт. Согласно местной легенде, сохранившейся в Бревиарии Аптского еп-ства (BHL, N 493), мощи А. были перенесены в Галлию в I-II вв. В 162 г., узнав о том, что имп. Марк Аврелий собирается разорить христ. общины в Галлии, еп. Авспиций спрятал мощи в подземной пещере; впосл. он претерпел мученическую кончину. Мощи А. были чудесным образом обретены при имп. Карле Великом, когда Реймсский архиеп. Турпин освятил новый кафедральный собор в Апте. В ризнице собора находился резной ларец из слоновой кости, в к-ром были обретены мощи А. На ларце было написано: «Это тело блаженной Анны, матери Девы Марии» (Hic est corpus beatae Annae, matris Virginis Mariae). Ларец изготовлен на Востоке или в араб. Испании в XI-XII вв. (Golvin L. Note sur quelques objets en ivoire d'origine musulmane // Rev. de l'Occident musulman et de la Méditerranée. Aix-en-Provence, 1973. Vol. 13/14. P. 427-436). Шелковая ткань, в к-рую была завернута святыня, изготовлена в кон. XI в. в Египте и, вероятно, вместе с мощами А. была привезена в Апт с Востока после 1-го крестового похода (1096-1099). В Аптском лекционарии (1664) сокрытие мощей А. связывалось с гонением имп. Траяна, упоминания об архиеп. Турпине отсутствуют. Согласно др. преданию, мощи А., к-рые хранились в Риме, были подарены 1-му Аптскому еп. Авспицию папой Климентом I. В поздних источниках обретение мощей А. датировано 790, 792 или 801 гг. Болландисты высказывали сомнения в истинности этих преданий, к-рые не подтверждаются более ранними источниками (ActaSS. Iul. T. 6. P. 254). В 1407 г. еп. Жан Фийе даровал отпущение грехов всем, кто окажут помощь в строительстве новой капеллы для хранения мощей А. В 1501 г. в Апте было основано братство св. А. В 1533 г. папа Климент VII даровал отпущение грехов тем, кто совершили паломничество к мощам А. Кор. Анна Австрийская в надежде на исцеление от бесплодия приобрела частицу мощей А. (1623). После рождения сына, буд. кор. Людовика XIV, королева совершила паломничество в Апт. На ее средства была построена новая капелла (1664) для хранения бюстов-реликвариев с мощами А., св. Авспиция и мч. Кастора. В 1879 г. собору в Апте был присвоен титул малой базилики. Частицы мощей А., в основном происходившие из Апта, находились в различных церквах Европы, США и Канады (Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 222-234).
В XVII в. центром почитания А. стала Бретань. В 1623-1625 гг. А. неоднократно являлась крестьянину Ивону Николазику из прихода Плюнре (еп-ство Ван), указала место, где была закопана ее древняя статуя, и повелела возвести капеллу в ее честь. После канонического расследования еп. Себастьен де Росмадек признал факт явления и разрешил построить капеллу, к-рая впосл. была передана кармелитам, основавшим там мон-рь. В 1639 г. кор. Людовик XIII и его супруга Анна Австрийская в благодарность за рождение сына прислали в мон-рь частицу мощей А., что способствовало увеличению числа паломников. Селение, возникшее при капелле и мон-ре, получило название Сент-Ан-д'Оре. В 1793 г. капелла была закрыта, монашеская община распущена, статуя А. сожжена. В 1802 г. по инициативе еп. Пьера Фердинана Боссе-Рокфора вновь открыт мон-рь. В 1822 г. была изготовлена новая статуя А., в ее основание вложен уцелевший фрагмент древней статуи. В 1858 г. Сент-Ан-д'Оре посетил имп. Наполеон III. В 1865-1877 гг. на месте капеллы была сооружена новая базилика в честь А. В 1914 г. А. была провозглашена покровительницей Бретани. Базилика была включена в маршрут традиц. паломничества к местам почитания 7 святых - покровителей Бретани (бретон. Tro Breizh). В 1996 г. паломничество в Сент-Ан-д'Оре совершил папа Римский Иоанн Павел II.
Моление прав. Иоакима. Роспись ц. Санта-Мария ин Граделис в Риме. Кон. IX в.
Моление прав. Иоакима. Роспись ц. Санта-Мария ин Граделис в Риме. Кон. IX в.Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.
Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.Благодаря переселенцам из Бретани А. стала почитаться в Канаде уже в XVII в. Капелла св. А. в сел. Пти-Кап была построена в 1658 г. франц. колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, еп. Квебека, из Франции была прислана частица мощей А. (1670). В 1676 г. на месте капеллы была возведена каменная ц. во имя А. Благодаря деятельности кард. Э. А. Ташрё, архиеп. Квебекского (1871-1898), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 г. А. была объявлена покровительницей пров. Квебек, было основано периодическое изд. «Анналы благой св. Анны» (ныне «Вестник св. Анны» - «Revue de Ste. Anne») на франц. и англ. языках. В «Анналах...» публиковались в т. ч. свидетельства исцелений по молитве к А. В 1876 г. была освящена новая церковь, получившая в 1887 г. статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 г. (освящена в 1976). В 1960 г. папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) А., происходящую из г. Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник св. А., функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в др. странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания А. в католич. мире.
Д. В. Зайцев, А. А. Королёв
Почитание в дохалкидонских Церквах
Сирийская яковитская Церковь следует визант. традиции почитания И. и А. в день попразднства Рождества Богородицы. Однако в позднесредневек. сир. Минологиях их память отмечалась в самый день праздника, к-рый приходился либо на 8, либо на 9 сент. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 86, 106, 124, 131. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В сир. Минологии 1547 г. из Халеба (Алеппо) встречается особая память И. 2 апр. (Ibid. P. 75; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 160, 194).
В Коптской Церкви 11-го хатора (7 нояб.) празднуется успение А., 7-го пармуте (2 апр.) - успение И., 7-го месоре (31 июля) - благовестие И. о рождении Пресв. Богородицы. Под соответствующими числами имеются сказания в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) (SynAlex. Vol. 2. P. 278; Vol. 4. P. 290-291; Vol. 5. P. 708-709). В копто-араб. Минологиях при Евангелиях встречается также общая с Византийской Церковью память А. 1 месоре (25 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 208 (not.). (PO; T. 10. Fasc. 2)).
В Эфиопской Церкви дни памяти И. и А. те же, что и в Коптской. Существует эфиоп. Житие А. (BHO, N 60; Legends of Our Lady Mary, the Perperual Virgin and Her Mother Hannâ / Transl. E. A. W. Budge. L., 1922. P. 1-53). Написанное на основании «Протоевангелия Иакова» в форме панегирика, оно предназначалось для уставного чтения седмичного богослужебного круга. В Житии содержится рассказ о чудесном зачатии Марии (на А. сошел голубь, и через 30 дней она зачала Пресв. Богородицу), возможно восходящий к лат. «Книге о Рождестве Святой Марии».
В Армянской Апостольской Церкви память И. и А. переходящая, празднуется во вторник 2-й седмицы после Успения Пресв. Богородицы, к-рое отмечается в воскресенье, ближайшее к 15 авг.
В Маронитской католической Церкви помимо традиц. даты 9 сент. память И. и А., согласно древнейшему календарю (1673), праздновалась также 20 нояб. (Al-Birouni Abou Rîhân. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 349. (PO; T. 10. Fasc. 4)).
С. A. Моисеева
Гимнография
Память И. и А. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 22) 9 сент. (на следующий день после праздника Рождества Пресв. Богородицы); на Пс 50 указан тропарь «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа Χαῖρε, κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε̇ ( ); на литургии на 3-м антифоне поется богородичен «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа ῾Αϒιωτέρα τῶν Χερουβίμ̇ ( ), назначаются прокимен из Пс 31, Апостол - Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие - Лк 8. 16-21, причастен из Пс 32.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 280-281), 9 сент. последование И. и А., состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службой попразднства Рождества Пресв. Богородицы; на литургии назначаются те же, что и в Типиконе Великой ц., прокимен, аллилуиарий и Евангелие, а также иной Апостол - Гал 4. 22-27 (Типикон ссылается на Послание к Евреям, но указаны начальные слова Гал 4. 22). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 266) 9 сент. также соединяются службы И. и А. и попразднства; последование И. и А. неск. отличается от известного по Студийско-Алексиевскому Типикону: указаны иной цикл стихир-подобнов, седален, на литургии читается иной Апостол - Евр 9. 1-7. Последование И. и А., согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 19-20), состоит из канона, цикла стихир-подобнов (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), стихиры-самогласна, седальна; на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол - Евр 9. 1-7, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие -Лк 8. 16-21.
Согласно одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 162-163), служба И. и А. совершается так же, как и в Типиконах студийской традиции; на литургии назначаются те же чтения, что и в Мессинском Типиконе, за исключением прокимна - из Пс 67. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 9 сент. также празднуется память мч. Севериана, последование к-рого поется на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах его последование поется вместе со службой И. и А. и попразднства Рождества Пресв. Богородицы); указан отпустительный тропарь И. и А. 2-го гласа Τῶν δικαίων σου̇ ( ).
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 9 сент. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); указаны отпустительный тропарь И. и А. 4-го гласа кондак 2-го гласа на литургии назначается прокимен из Пс 67, Апостол - Гал 4. 22-27, аллилуиарий и Евангелие - те же, что и в Типиконах студийской традиции. С момента издания первопечатного Типикона устав совершения службы И. и А. в слав. богослужебных книгах существенно не изменился.
Последование И. и А., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Τῶν δικαίων Θεοπατόρων σου̇ ( [ ] ), 4-го гласа (только в славянских); кондак 2-го гласа Εὐφραίνεται νῦν ἡ ῎Αννα̇ ( этот кондак известен уже по греч. Кондакарию XII-XIII вв. (Амфилохий. Кондакарий. С. 55) и по рукописным слав. Минеям нач. XV в. (напр., РГБ. Троиц. № 465)) с икосом; канон, в нек-рых греч. рукописях приписываемый гимнографу Феофану (в совр. Минеях автор не указывается), 2-го гласа с акростихом Τοὺς σοὺς ϒονεῖς Πάναϒνε μέλπω προφρόνως (Твоих родителей, Всечистая, пою целомудренно), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ ( ), нач.: Τὴν λαμπάδα τὴν τὸν νοητὸν ἥλιον ἀστράψασαν̇ ( ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее их 2); седален; светилен.
По рукописям известны песнопения И. и А., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, предположительно составленный Андреем Критским, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа без акростиха, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ ( ), нач.: Τὴν ἀξιέπαινον ξυνωρίδα (Достохвальную двоицу), канон содержит 2-ю песнь (Ταμεῖον. Σ. 40); дополнительные икосы (Амфилохий. Кондакарий. С. 160-161).
Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 77-80; Iul. T. 6. P. 233-253, 261-279; La forme plus ancienne du Protévangile de Jacques: Rech. sur le papyrus Bodmer V avec une édition crit. du texte grec et une traduction annotée / Éd. E. de Strycker. Brux., 1961; Libellus de nativitate sanctae Mariae // BHL, N 5343-5345; Idem // CANT, N 52; Pseudo-Matthaei Euangelium // BHL, N 5334-5342b; Idem // CANT, N 51.
Лит.: Bernard E. Les gloires de Sainte Anne d'Auray: Son culte, son histoire, son couronnement. P., 1869; Charland P.-V. Le Culte de Sainte Anne en Amerique, ou Sainte-Anne de Beaupré. Levis, 1898; idem. Les trois légendes de Madame Saincte Anne. Montréal, 1898. Vol. 1: La légende hagiographique; idem. Madame saincte Anne et son culte au Moyen Âge. P., 1911-1913. 2 vol.; idem. Le Culte de Saint Anne en Occident: Seconde période. Québec, 1921. Vol. 2: De 1400 (environ) à nos jours; idem. Sainte Anne: Sa fête liturgique et son culte dans l'Église latine universalite, anciennete. Québec, 1933; Bannister M. H. The Introduction of the Cultus of St. Anna in the West // EHR. 1903. Vol. 18. P. 107-112; Gordini G. D. Anna // BiblSS. Vol. 1. Col. 1269-1276; idem. Gioacchino // Ibid. Vol. 6. Col. 465-470; Asselin J. P. Anne and Joachim, SS // NCE. Vol. 1. P. 468-470; Viller M. Anne // DSAMDH. Vol. 1. Col. 672-673; Leclercq H. Anne // DHGE. T. 1. Col. 2162-2174; Zender M. Anna // TRE. Bd. 2. S. 752-755; Newport K. G. Matthew, Gospel of Pseudo- // ABD. Vol. 4. P. 641-642; Vorster W. S. James, Protevangelium of // Ibid. Vol. 3. P. 629-632; Ronan M. V. S. Anne, her Cult and her Shrines. L., 1927; Kleinschmidt B. Die heilige Anna: Ihre Verehrung in Geschichte, Kunst und Volkstum. Düsseldorf, 1930; Lefebvre E. La bonne Sainte Anne. Québec, 1950; Keyes F. P. St. Anne, Grandmother of Our Saviour. N. Y., 1955; Interpreting Cultural Symbols: Saint Anne in Late Medieval Society / Ed. K. M. Ashley. Athens, 1990; Dorfler-Dierken A. Die Verehrung der heiligen Anna in Spatmittelalter und fruher Neuzeit. Gött., 1992; Kühne H. Ostensio reliquiarum: Untersuchungen über Entstehung, Ausbreitung, Gestalt und Funktion des Heiligtumsweisungen im römisch-deutschen Regnum. B.; N. Y., 2000. S. 465-477; Мещерская Е. Н. «Протоевангелие Иакова» в сир. традиции: Тексты, издания, версии // ВИД. 2007. Т. 30. С. 13-274; она же. «Протоевангелие Иакова» в составе сир. компиляции «История благословенной Девы Марии» (в печати).
Е. Е. Макаров
Иконография
И. и А. представлена как единоличными изображениями, так и образами в композициях на сюжеты апокрифического «Протоевангелия Иакова». В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об облике И. и А. сказано: «Праведный Иоаким, отец Богородицы, с проседью в круглой бороде», «Святая Анна, мать Богородицы, престарелая» (Ерминия ДФ. С. 81). Рус. иконописные подлинники сводной редакции XVIII в. также указывают на зрелый возраст святых, особо подчеркивая преклонные лета А.: «Иоаким средний, брада вчерне седина, аки Николина, риза верх вохра или дымчата, испод киноварь или лазорь, Анна верх риза киноварь, испод празелень или лазорь, Анна Пресвятую младенца держит в руках» (под 9 сент.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 28), «Анна… подобием стара» (под 9 дек.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 209) или «…подобием стара, лицем морщиновата» (под 25 июля; Там же. С. 398). Однако строгого следования указаниям иконописных подлинников в памятниках изобразительного искусства не наблюдается. Так, И. чаще изображается черноволосым средовеком или средовеком с начинающими седеть волосами, редко старцем. Еще более очевидными являются расхождения описаний подлинников с сохранившимися образами А., изображаемой в большинстве ранних памятников юной. Одежды И. составляют хитон (зеленого или голубого цвета) с клавом и гиматий (как правило, цвета темной охры); мафорий А., как правило, красного цвета, платье зеленое или голубое. Одним из атрибутов А. могут быть иногда встречающиеся изображения звезд (розеток или крестиков) на ее мафории, расположенные, подобно звездам на мафории Пресв. Богородицы, на челе и плечах, поскольку, сохранив целомудрие, А. родила Пречистую Деву, явившую миру Христа. А. изображают также с крестом в руке, что отмечено в иконописном подлиннике: «…рука молебна, в правой крест» (Большаков. С. 123). Крест в руке, в христ. иконографии обычно указывающий на мученичество святого, в данном случае рассматривают как «символ Распятия и Воскресения», тем самым подчеркивается участие А. в спасении человечества (Смирнова. 1995. С. 302). Обе отмеченные детали присутствуют в росписи ц. Спаса на Нередице (1199): образ А. помещен в медальоне в подкупольном кольце, на мафории 3 крупные розетки, в правой руке крест, левая перед грудью ладонью вовне. С крестом А. изображена на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056) и в эмалевом медальоне на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в., б-ка св. Марка, Венеция).
Единоличные изображения
родителей Пресв. Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос - в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах И. и А.; на мозаиках в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) - медальоны с оплечными образами; в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), в конхе апсиды - Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением»,- ростовые фигуры И. и А. в легком развороте к центру, в правой руке А. крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука И., левой он придерживает край гиматия; на мозаиках ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), полуфигуры И. и А. в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресв. Богородицы (не сохр.); в росписях ц. Спаса на Нередице - полуфигурные изображения в медальонах И. и А. на сев. и юж. подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1322) над входом в храм И. и А. представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник».
Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23)
Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23)Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г.
Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г.В визант. Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сент., в день памяти И. и А., может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращенными друг к другу (на миниатюре Минология имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 13, 976-1025 гг.; на одной из 6 икон т. н. синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре греко-груз. рукописи - РНБ. O. I. 58. Л. 77, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием - Vat. gr. 1156. Fol. 248r, 3-я четв. XI в.; на минейной иконе-диптихе (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в росписи ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386; в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1350); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология - Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 8r, 1327-1340; в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320).
Поясные прямоличные изображения И. и А. сохранились в эмалевых медальонах на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в. б-ка св. Марка, Венеция) - в руке А. крест. На нижнем поле иконы «Богоматерь Киккотисса на престоле, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) фигуры И. и А. представлены в рост, в 3/4-ном развороте. Их руки молебно вытянуты, взгляды обращены вверх в молении Пресв. Богородице с Младенцем Христом в среднике. Образы родителей Богородицы соотнесены с парными им фигурами прародителей Адама и Евы, представленными в тех же позах. 2-й четв.- сер. XII в. датируется 2-сторонняя икона «Богоматерь Знамение» из Знаменского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ, Софийский собор), на оборотной стороне которой, как убедительно доказала Э. С. Смирнова, представлено парное изображение И. и А. (Смирнова. 1995. С. 300-304). Св. чета показана в 3/4-ном развороте к центру в молитвенном предстоянии Спасителю, представленному в небесном сегменте, Который благословляет их обеими руками. Иконографическим элементом, подтверждающим атрибуцию образов, является золотой ромбик c крестиком на мафории А. (на правом плече). Еще одна икона такой же иконографии происходит из собрания С. П. Рябушинского и датируется посл. четв. XVI в. (ГТГ). Поясные изображения И. и А. в молении перед медальоном с образом Богородицы «Неопалимая Купина» сохранились на правой створке диптиха «Св. Прокопий, Богородица Киккотисса, со святыми на полях» (ок. 1280, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В русской иконописи на уникальной северной иконе из г. Шенкурска Архангельской обл. И. и А. изображены предстоящими Спасителю на престоле (2-я пол. XVI в., ГТГ): святые представлены в рост в легком повороте к центру, И. справа от престола Спасителя, А. слева, руки в жесте моления перед грудью. На иконах «Св. София Премудрость Божия» И. и А. предстоят Св. Софии. Так, на сольвычегодской иконе из собрания Г. К. Рахманова (1-я четв. XVII в., ГТГ) их фигуры показаны слева от трона Св. Софии, сразу за Богородицей.
О раннем примере размещения изображений И. и А. на церковных облачениях свидетельствует Liber Pontificalis, где упоминается, что папа Лев III (795-816) передал в рим. ц. Санта-Мария Маджоре одеяние с шитыми образами И. и А. и со сценой «Благовещение».
В отличие от практически неизвестных отдельных образов И. сохранилось достаточно много самостоятельных изображений А. Одно из ранних дошло от 1-й пол. VIII в., этим временем датируется фрагмент фрески из кафедрального собора в Фарасе, Сев. Нубия (Национальный музей, Варшава), с изображением покрытой мафорием головы юной А., ее глаза преувеличенно большие, с темной обводкой. Интересной иконографической деталью является жест правой руки - палец прикасается к устам, что придает и без того юному образу А. детскую трогательность. Этот жест трактуют как намек на буд. непорочное зачатие Девы Марии. В росписи ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VII в.) известна уникальная композиция, включающая фронтальное в рост изображение А., стоящей с младенцем Марией на руках справа от трона Богоматери с Младенцем Христом. Слева от трона представлена фигура прав. Елисаветы с младенцем Иоанном на руках. Изображения этих ветхозаветных прав. жен в иконографии уподоблялись друг другу. На правой створке диптиха «Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем, с 28 святыми на полях» (между 1367 и 1384, мон-рь Преображения Господня в Метеорах, Греция) - поясное изображение А. на верхнем поле, над образом Богоматери с Младенцем в среднике; она облачена в красный мафорий с изображениями четырехугольников, расположенных на челе и плечах (Byzantium: Faith and Power (1261-1557). N. Y., 2004. P. 51-52. Cat. 24B). По образцу первого в Метеорах или в К-поле был создан диптих из Музея кафедрального собора в Куэнке, Испания (1382-1384),- А. изображена в красном мафории, из-под к-рого видна горловина, проработанная ассистом, четырехугольники на мафории заменены золотыми звездами в виде крестиков (Ibid. P. 52-53. Cat. 24C).
Известны изображения одной А. в минейных циклах под 25 июля, когда отмечается день успения святой. Соответствующая композиция «Успение прав. Анны» имеется на т. н. синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. На миниатюре в греко-груз. рукописи под тем же днем памяти помещено изображение А. с крестом в правой руке (РНБ. O. I. 58. Л. 122, XV в.). Под 9 сент., в празднование Зачатия А. Пресв. Богородицы, вместо сцены «Встреча у Золотых ворот» на миниатюре той же рукописи дано единоличное изображение А. в профиль, с воздетыми руками, обращающейся в молении к Господу («Моление Анны о чадородии») (Там же. Л. 89 об.).
Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент нижнего поля иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент нижнего поля иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Введение во храм Пресв. Богородицы, с житием Богоматери, праведных Иоакима и Анны. Икона. XVI в. (ГТГ)
Введение во храм Пресв. Богородицы, с житием Богоматери, праведных Иоакима и Анны. Икона. XVI в. (ГТГ)Сохранилось уникальное изображение погребения А., представленное отдельным сюжетом на шитой пелене (2-я пол. XV в., СПГИАХМЗ). Архитектурный фон с башней и 3-главым храмом ограничен справа высокой горкой; на переднем плане на земле стоит гроб с телом А. Святая изображена с нимбом, облачена в красный мафорий и синее платье, руки крестообразно сложены на груди, изображение имеет подпись. Слева, склонившись над А., первосвященник Захария читает свиток и совершает каждение; он изображен с нимбом, его имя читается в подписи. Справа отрок держит крышку гроба, готовясь накрыть его. За гробом в центре показаны 2 фигуры скорбящих жен с нимбами - небольшая, стоящая впереди фигурка отроковицы Богородицы в коричневато-вишневом мафории и лазоревом платье и позади Нее жена, очевидно Елисавета (без подписи), в ало-красном мафории и охристом платье. Их головы склонены, скрытые мафорием руки прижаты к лицу. Справа за гробом - жен. и муж. фигуры, среди к-рых выделяется человек преклонных лет (без нимба, подпись отсутствует), с седой средней длины клиновидной бородой, в белом головном уборе, в коричневом гиматии и охристом хитоне.
Изображениям Богородицы с Младенцем Христом уподоблена иконография материнства А., где она представлена с младенцем Марией на руках. Иконописные подлинники упоминают подобный тип иконографии (Большаков. Подлинник иконописный. С. 28). В монументальной живописи самое раннее изображение этого типа сохранилось в росписи ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191): в ряду образов святых подле равноапостольных имп. Константина и имп. Елены, держащих крест, представлены И. и А. (подчеркнуто преклонного возраста). Младенец Богородица, обхватив протянутую в молении правую руку Своей матери, выглядит совсем маленькой в сравнении с ростовой, вытянутой по пропорциям фигурой А. Фреска того же типа известна в ц. праведных И. и А. (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314). В иконописи наиболее ранней считается мозаичная икона кон. XIII в. из мон-ря Ватопед на Афоне, где величественная фигура А. представлена в рост по типу «Одигитрия» с младенцем Марией на левой руке, на правом поле басменного оклада - ростовой образ И. (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 247; Лазарев. 1986. Табл. 429). Др. тип изображения, близкий к образам Богоматери типа «Умиление», представлен на предположительно серб. иконе «Св. Анна с младенцем Марией» из ризницы Троице-Сергиевой лавры (XIV в., СПГИАХМЗ); на иконе XV в. с образом А. и младенца Марии (Музей Бенаки, Афины) - в руках Марии белый цветок, вероятно символизирующий Иисуса Христа (см.: From Byzantium to el Greco: Greek Frescoes and Icons. L., 1987. P. 102). В западноевроп. искусстве с нач. XIV в. в связи с усилением почитания А. тема материнства получила развитие в отдельной иконографии (нем. Anna Selbdritt), отражающей также идею Боговоплощения: на лоне А. изображена отроковица Мария, держащая Младенца Христа. С XVII в. эта иконография, напоминающая композицию рус. икон «Отечество», известна в поствизант. иконописи, напр. икона XV в. из ц. свт. Николая в г. Закинтос на о-ве Закинф (Музей г. Закинтос), где А. сидит на престоле, придерживая обеими руками у себя на коленях Марию. Младенец Христос показан на коленях Божией Матери со свитком в левой руке, правой благословляет.
Среди избранных патрональных святых А. изображена, напр., на иконе письма Кузьмы Бабухина «Избранные святые, предстоящие Христу Вседержителю» из собора Ризоположенского мон-ря в Суздале (1681, ГВСМЗ) - слева, первая во 2-м ряду.
Циклы
История родителей Пресв. Богородицы в протоевангельском цикле включает сюжеты от событий, предваряющих Рождество Пресв. Богородицы, до Введения Ее во храм: принесение даров И. и А., отвержение даров, плач И. и А., И. укоряет А., моление И., моление А., испытание писаний, благовестие А., благовестие И., встреча И. и А. у Золотых ворот (зачатие Пресв. Богородицы), Рождество Пресв. Богородицы (со сценами купания и пеленания Марии), ласкание Марии, кормление Марии А., первые 7 шагов Марии, благословение Марии иереями, введение во храм. История И. и А. в составе Богородичного цикла подробно иллюстрировалась уже в VI в. Так, состав рельефных изображений на колонках кивория в ц. Сан-Марко в Венеции (XIII в., выполнены по иконографическому образцу VI в.) свидетельствует об интересе к подробному иллюстрированию текста «Протоевангелия Иакова» в части истории И. и А.: «Отвержение даров. Изучение Иоакимом книг 12 колен Израилевых», «Благовестие Иоакиму. Упреки служанки Анне», «Благовестие Анне», «Иоаким и пастухи», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Кормление Анной младенца Марии. Слуги готовят пиршественного тельца. Первые шаги Марии», «Иереи благословляют Марию. Радостная песнь Анны», «Введение во храм Богородицы». Одним из ранних сохранившихся изображений этого времени является происходящая из собрания М. П. Боткина часть диптиха со сценой «Благовестие Анне» на резной пластине слоновой кости сир. или егип. происхождения (VI в., ГЭ).
Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент сцены «Введение во храм Пресв. Богородицы». Роспись ц. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и вмч. Георгия в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. Х в.
Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент сцены «Введение во храм Пресв. Богородицы». Роспись ц. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и вмч. Георгия в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. Х в.Праведные Иоаким и Анна. Роспись ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония. 1191 г.
Праведные Иоаким и Анна. Роспись ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония. 1191 г.В монументальной живописи наиболее ранние фрески цикла с образами И. и А. известны в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VIII в.), они сохранились в 2 сценах: «Отвержение даров» и «Рождество Богородицы». Пространное изложение протоевангельского цикла в IX в. представлено фресками каппадокийского храма, освященного во имя И. и А. в Кызылчукуре (850-860): «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму. Изучение Иоакимом книг 12 колен Израилевых», «Упреки служанки Анне», «Благовестие Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Зачатие Богородицы», «Рождество Богородицы», «Первые шаги Марии», «Введение во храм Богородицы». С кон. X в. сюжеты Жития Богородицы вошли в систему декоративной росписи визант. храмов. Наибольшее распространение получили сцены «Рождество Богородицы» и «Введение во храм»: в ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) - обе сцены («Рождество Богородицы» не сохр.); в Сарыджа-килисе в Кепезе (Каппадокия) (сер. XI в.) - обе сцены и т. д. Включение в роспись истории родителей Богородицы и сцен Ее детства, как правило, было обусловлено посвящением храма Богородице (напр., цикл в нартексе посвященного Богородице кафоликона мон-ря Дафни, Греция, ок. 1100), а также освящением его престола во имя И. и А. (напр., придел И. и А. в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). В соборе Мирожского мон-ря в Пскове (40-е гг. XII в.) в юго-зап. компартименте под хорами располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизант. периода циклов, состоящий из следующих сюжетов: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу прор. Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм». К примерам пространного цикла поздневизант. периода относятся фрески ц. Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1294-1295) и мозаики кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). Число сцен в цикле варьировалось, их состав мог быть обусловлен как желанием подробно проиллюстрировать апокрифический текст, так и необходимостью выявить литургико-богословскую значимость композиций в контексте росписи. Так, для ц. Спаса на Нередице (1199) были выбраны сцены, подчеркивающие жертвенную тематику росписи: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма», «Иоаким у стад своих» («Моление Иоакима»). Литургической значимостью цикла обусловлено размещение росписи в ряде рус. храмов XIV в.: в соборе Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове (см.: Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205) и в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363) (см.: Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007. С. 128).
В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др.
В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. № 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».
В иконописи сцены Богородичного цикла входят в состав клейм икон Божией Матери или Богородичных праздников. На створках триптиха с центральным изображением Богоматери Виматариссы (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлено 12 сцен, из которых 8 включают образы И. и А.: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма», «Моление Иоакима в пустыне», «Моление Анны в саду. Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии», «Введение во храм». На 2-сторонней болг. иконе из с. Болгарово Бургаско «Богородица Одигитрия, с клеймами жития. Распятие» (2-я пол. XVI в., ЦИАМ) на боковых полях изображены сцены детства Марии, соответственно в 7 клеймах из 8 (кроме сцены «Питание Марии. Молитва Захарии») показано житие И. и А. Иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах получили особое распространение в рус. искусстве XV-XVI вв., их примеры многочисленны: «Богоматерь Одигитрия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (сер. XVI в., ГТГ); «Богоматерь Тихвинская, в раме с житием» (50-60-е гг. XVI в., ГТГ); «Успение Пресв. Богородицы, с житием» (кон. XVI в., ГТГ) и мн. др.
Памятником средневекового лицевого шитья является запрестольная пелена «Евхаристия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (т. н. Суздальский воздух; 1410-1416, ГИМ) московской работы, шитая «Константиновою Огрофенаю». На каймах пелены помимо образов евангелистов по сторонам размещены 18 сюжетных подписных клейм, в к-рых подробно изложены сюжеты от событий, связанных с Рождеством Пресв. Богородицы, до Благовещения Пресв. Богородицы (единственная сцена, где нет И. и А.).
Описание отдельных сцен
«Принесение даров». И. и А. приближаются к Иерусалимскому храму, в ограде - священник. В покровенных руках родителей Богородицы жертвенные дары, как правило 2 ягненка (редко горлицы), которых они протягивают священнику. Так эта сцена показана в жертвеннике ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167); мафорий А. украшен розетками на челе и плечах, возрастная характеристика подчеркнута особенно резкими тенями в лике А., И. изображен с темной бородой.
«Отвержение даров». И. и А. отходят от храма, в проеме к-рого видна спина удаляющегося священника (напр., роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде).
«Упреки Иоакиму». Эта сцена, очевидно, основывается на словах «Протоевангелия Иакова» «…и не пошел он [И.] к жене своей» (Protev. Jac. 1. 7). Сюжет встречается гл. обр. в памятниках с пространным изложением Жития И. и А., напр. на иконе «Рождество Богородицы, с клеймами земной жизни» из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне (нач. XVI в., УКМ; 3-е клеймо): И. и А. изображены на фоне гористого, с редкими деревьями пейзажа, вполоборота, словно отходящими друг от друга. Поворот головы и жестикуляция обоих указывают на беседу между ними.
Праведные Иоаким и Анна. Оборотная сторона иконы «Богоматерь «Знамение»». 2-я четв.— сер. I в. (НГОМЗ, Софийский собор)
Праведные Иоаким и Анна. Оборотная сторона иконы «Богоматерь «Знамение»». 2-я четв.— сер. I в. (НГОМЗ, Софийский собор)«Моление Иоакима». Согласно «Протоевангелию Иакова», И. «…ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей» (Protev. Jac. 1. 7). Он изображается внутри палатки молящимся коленопреклоненно, как, напр., на фреске ц. Санта-Мария ин Граделис в Риме (кон. IX в.) или на синайском триптихе (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).
«Моление Анны». Плач бездетной А. иллюстрируется по тексту («Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи» - Protev. Jac. 3. 5) изображением сада или обозначающего его дерева с птицами, вьющими на нем гнезда (Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря в Пскове, рубеж 30-х и 40-х гг. XII в., мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Иногда птицы показаны не на деревьях, а в водоеме, напр. плавающими в высоком бассейне, как в росписи ц. Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Отзвук этого изобразительного мотива сохранился и в поздней иконописи, напр. на иконе «Рождество Богородицы» из Старого Симонова в честь Рождества Богородицы монастыря в Москве (нач. XVII в., ГМЗК), где на поле справа также изображен фонтан с птицами, напоминающими лебедей (изображение соотносится также с текстом из Книги прор. Исаии, читаемым на службе Рождеству Пресв. Богородицы: « » - Ис 35. 7). Сцена моления нередко совмещается со сценой благовестия А. Так, в протоевангельском цикле на хорах в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (1378) А. изображена с протянутыми в молитве руками, пальцев к-рых едва не касается благословляющая десница слетающего с небес ангела.
«Благовестие Иоакиму» изображается аналогично сцене благовестия А., с той лишь разницей, что действие происходит не в саду, а на фоне пустынного или гористого пейзажа.
«Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Анны»). И. и А. представлены в полный рост, в 3/4-ном развороте, устремленными навстречу друг другу. Их руки сомкнуты в объятиях, лики соприкасаются. В архитектурное окружение композиции с видом города с воротами и храмом, особенно в рус. иконописи с XVI в., может вводиться изображение ложа, а в верхней зоне справа и слева соответственно фигурам И. и А.- сцены благовестия. Этот тип извода встречается на иконах кон. XVI в. из Зачатьевской ц. с. Лопасня (ныне г. Чехов Московской обл.) (ЦМиАР), 2-й пол. XVI в. (КГОИАМЗ).
«Рождество Пресв. Богородицы» см. ст. Рождество Пресв. Богородицы.
«Введение во храм Пресв. Богородицы» см. ст. Введение во храм Пресв. Богородицы.
«Успение Анны». Иконописный подлинник под 25 июля содержит описание А., а не сцены ее успения: «…успение святыя Анны, матере Святыя Богородицы, риза багор, испод лазорь, рука молебна, в правой крест» (Большаков. С. 123). Сцена довольно редко встречается в составе минейных циклов, напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320 г. Традиционно для композиций данного типа А. изображена лежащей на ложе, вокруг к-рого склонившиеся жен. фигуры.
Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l'enfance de la Vierge dans l'Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 1-2; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Византия, Балканы, Русь. Иконы кон. XIII в.- 1-й пол. XV в.: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991 / ГТГ. М., 1991. Кат. № 75; LCI. Bd. 5. Sp. 168-190; Bd. 7. Sp. 60-66; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ. М., 1995. [Вып.:] Балканы. Табл. X. С. 71, 75; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст. / Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 62. B-25; София Премудрость Божия: Кат. выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 19. С. 92-93; Кат. 51. С. 162-163; Кат. 52. С. 164-165; Логвин Г. Н. Собор Святоï Софiï в Києвi. К., 2001. С. 117. Ил. 70, 205.
Э. В. Шевченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.