ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ

ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ

Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание)

Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание)


Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание)

[Алавердели; груз. იოსები ალავერდელი] († 570), свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский, один из 12 сир. отцов - основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского. Сведения об И. А. сохранились в соч. католикоса Картли (Мцхетского) Арсения II (955-980) «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183), где было указано, что «один из них (учеников прп. Иоанна.- Авт.) построил Алаверди, из которого по сегодняшний день исходят великие чудеса и исцеления...» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 247), а также в 2 метафрастических редакциях «Жития святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (1-я ред.: НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470; 2-я ред.: НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.). Отдельное синаксарное Житие И. А. (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 403-406) было создано в 1-й пол. XVIII в. дочерью царя Картли Ираклия I мон. Макриной (Багратиони) (1697/98-1744). Поскольку исторических сведений об И. А. сохранилось очень мало, мон. Макрина при написании Жития использовала предания и сказания о нем.

Вместе с прп. Иоанном и его учениками И. А. во 2-й пол. VI в. прибыл из Антиохии в Вост. Грузию. Монахи много проповедовали, затем прп. Иоанн избрал для подвижничества гору Задени близ Мцхеты и основал там мон-рь Зедазени. Спустя нек-рое время прп. Иоанну во сне явилась Пресв. Богородица и повелела отправить учеников в разные места Вост. Грузии проповедовать и укреплять народ в вере. И. А. отправился в Кахети и в окрестностях Алаверди на месте языческой молельни основал малую ц. во имя вмч. Георгия и мон-рь, ставший кафедрой Алавердских епископов. Постройки не сохранились: в 30-х гг. XI в. на месте церкви мтавар (князь) Кахети Квирике выстроил кафедральный Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня, остававшийся до недавнего времени самым высоким храмом в Грузии. И. А. стал первым предстоятелем Алавердской епархии. В Житии он назван «цветом чистоты и целомудрия», аввой. Вслед за ним всех Алавердских архиереев стали называть Амба (от евр. «авва») Алавердели.

И. А. был погребен в древней ц. во имя вмч. Георгия, справа от алтаря, затем гробница была перенесена в новую церковь. В дек. 2009 г., во время проведения археологических работ в Алаверди, выяснилось, что гробница пуста. В сев. стене храма была обнаружена настоящая усыпальница святителя. По сведениям руководителя Агентства национального достояния Грузии Н. Вачеишвили, усыпальницу можно датировать XI в.; в XV в. мощи И. А. были перепрятаны, «дабы во времена набегов неприятеля и смуты они не были бы подвергнуты осквернению». Каменную усыпальницу И. А. Вачеишвили характеризует как могилу царского ранга; усыпальница имеет вставки из разноцветного поделочного камня и украшена барельефом. К мощам был открыт доступ для паломников.

Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, к-рые просветили страну эту северную [кименная ред.] // Какабадзе С. Архетипы «Жития Сирийских отцов» // Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми [1-я метафрастическая ред.] // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; То же [2-я метафрастическая ред.] // Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же // Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 3-68; То же // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [cинаксарная ред.] // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392.

Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов» // Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 1-18; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. IX-XVIII; Kекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Католикос Арсений II // Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163; он же. Житие прп. Иоанна Зедазнели // Там же. С. 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников // Мацне: Сер. языка и лит-ры / АН Грузии. Тбилиси, 1982. № 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 427; www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31342 [Электр. ресурс].

Э. Габидзашвили, Н. Т.-М.

Гимнография

Мон. Макрина подвизалась в Алавердском мон-ре, где занимала должность энкратиссы (от греч. ἐγκρατής - воздерживающийся). Помимо синаксарной версии Жития она создала также посвященные И. А. 2 гимнографических канона и ряд гимнов малой формы. Песнопения сохранились в агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и в Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.). Нек-рое время их приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). Впервые они были опубликованы в «Праздничном сборнике» католикоса-патриарха Антония I, выдержавшем 3 издания (М., 1805, 1865; Цеси, 1811). В 1936 г. произведения мон. Макрины вошли в сб. Л. Асатиани «Древнегрузинские поэтессы», в 1946 г.- в «Хрестоматию» С. Кубанеишвили. Академический текст впервые был опубликован в монографических работах акад. прот. К. Кекелидзе (по рукописи Антония I) (Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 26-55) и М. Кавтария (по ркп. H 1672) (Кавтария. 1977. С. 225-242).

Мон. Макрина продолжила творческие традиции гареджийской лит. школы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). Кавтария обратил внимание на особый патриотический настрой, с к-рым написаны ее гимны, что ученый объяснил периодом политических трудностей в грузинской истории, когда «национальное настроение является главным стимулятором духовной литературы, церковной письменности» (Там же. 1977. С. 219).

Один из гимнографических канонов имеет акростих «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Каждая песнь в обоих канонах состоит из 4 тропарей, 4-й посвящен Пресв. Богородице.

Мон. Макрина сравнивает сир. отцов, к-рые пришли в Грузию, чтобы «вспахивать обращенные в луг» сердца верующих, засевая их семенами служения Господу, с 12 апостолами. Они - «проповедники Истины», «реки мудрости», «перекладины Креста». И. А. назван «блаженным святым отцом», к-рый, следуя словам Евангелия, пришел в «северную страну» (Грузию) и вместе с 12 соратниками обратил ее в новую - христианскую. Гимнограф отмечает, что сначала Грузию освятила св. Нина, а 12 монахов, «убегавших от беспокойства, ссоры, смут, возмущений» и «искавших спокойствия, утешения и уединения», послужили Господу в деле просвещения народа вслед за ней и обрели покой уже в Царствии Небесном. Мон. Макрина сравнивает И. А. со «столпом и утверждением истины», «скрижалью Нового Завета», называет его «украшением Кахети» и «просветителем Алаверди». Бог «украсил» И. А., «облачил ризой, подобной ризе Господней», «представил светилом небесным». Автор описывает тяготы и трудности, к-рые И. А. претерпел и преодолел, пока не «добрался до Господа»: трудом и лечением больных «проложил дорогу мирной жизни», держа в руках крест, мужественно переносил каждое испытание и стал ходатаем за людей. Мон. Макрина сравнивает И. А. с прав. Моисеем и прп. Антонием Великим. Преподобный с юности соблюдал 10 синайских заповедей и 9 заповедей блаженств, стал отшельником и «отсек в себе все земные страсти, поселился в тесной и темной келье, где приобрел духовное совершенство». Гимнограф называет Алаверди «обителью богословского учения» и «созвездием святых отцов». Мон. Макрина просит И. А. сделать ее достойной наследницей Царствия Небесного, духовно защитить и избавить от страданий.

Одно из посвященных И. А. песнопений, по исследованию Кавтарии, использовалось на литургии в день памяти прп. Иоанна Зедазнели, а также исполнялось в качестве тропаря ему.

Ист.: Древнегрузинские поэтессы / Сост.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 35-54; Кавтария М. Из истории древнегрузинской поэзии. Тбилиси, 1977. С. 225-242 (на груз. яз.).

Лит.: Рухадзе Т. Из истории древнегруз. лирики. Тбилиси, 1954. С. 150 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; 1974. Т. 13. С. 26-35; он же. Монахиня Макрина // Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343-346; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-225 (на груз. яз.).

Н. Сулава


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ" в других словарях:

  • ИОСИФ Алавердский — (ум. 570), епископ Алавердский, ученик преподобного Иоанна Зедазнийского (см. ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ), пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии. Один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая и …   Энциклопедический словарь

  • ИОСИФ Алавердский — (ум. 570) епископ Алавердский, ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии. Один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая и 15 (28) сентября …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… …   Православная энциклопедия

  • АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. ალავერდის ეპარჟია] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети, граничившая на северо востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго востоке с р. Турдо, на западе и юго западе с Кахетинским и… …   Православная энциклопедия

  • грузинская православная церковь — одна из древнейших христианских церквей. Самостоятельна с 487, когда вышла из подчинения антиохийского патриарха. В 1811 1917 экзархат в составе Русской православной церкви. В 1917 провозглашена автокефалия, признана Синодом Русской православной… …   Энциклопедический словарь

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ — Прп. Иоанн Зедазнийский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн Зедазнийский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели; груз. იოანე ზედაზნელი] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник… …   Православная энциклопедия

  • Давид Гареджийский — (груз. დავით გარეჯელი; † 604)  восточно христианский …   Википедия

  • Фаддей Степанцминдский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фаддей. Фаддей Степанцминдский (VI век) каппадокийский монах VI века, преподобный, ученик Иоанна Зедазенского. В числе двенадцати учеников Иоанна, так называемых каппадокийских подвижников, пришёл с …   Википедия

  • Шио Мгвимский — груз. შიო მღვიმელი …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»