АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА

АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА

(† 312 или 313), мученики (пам. 10, 9 или 12 июня, 3 или 2 мая). Согласно актам, св. Антонина происходила из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался во Фракии или М. Азии; происхождение А. В. неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ. веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп. Максимина, была отправлена им в публичный дом. Один из воинов Феста, молодой человек 22 лет А. В., к-рому ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику. А. В. исповедал перед ним христ. веру, за что был подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни года, ни места мученичества, акты точно сообщают его день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.).

Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент


Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Далее сообщается, что правитель Фест умер через неск. дней, после чего гонение на христиан прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10 июня может рассматриваться как дата перенесения мощей мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что А. В. и Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I. Канон в честь этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем.

Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. жития включены под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 217, 223).

Иконография

Мученичество А. В.- усекновение рук и ног - представлено в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., где святой имеет облик средовека с темными волосами и бородой. В нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия), 1348-1350 гг., представлена мученическая кончина святых - их сожжение. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. 10 июня), говорится о том, что «Александр, с бородою едва показавшеюся, и Антонина, юная, лишенные рук и ног, были сожжены». Изображение А. В. имеется на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); оба святых представлены на храмовой иконе XVIII в. из ц. Александра Воина и Антонины в Костроме.

Ист.: BHG, N 50; ActaSS. 1680. Maii. T. 1. P. 379-382; 744; SynCP. Col. 739-742; 748; ЖСв. Июнь. С. 194-202.

Лит.: DHGE. T. 2. Col. 180-181; Janin. Églises et monastères. P. 323; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 217.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 212; Миjовић. Менолог. С. 280, 339.

М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА" в других словарях:

  • ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ — преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»