- АГНЕЦ
Проскомидия. Агнцы, приготовленные для литургии
Проскомидия. Агнцы, приготовленные для литургиив правосл. богослужении - хлеб, приготовленный для освящения, или св. Хлеб, уже освященный на литургии. Сопоставление Христа с А. (см. Агнец Божий), особенно очевидное при принесении евхаристической жертвы, встречается в текстах большинства литургий как Востока, так и Запада, а также во многих церковных песнопениях (ср. Великое славословие, Agnus Dei). Однако именование А. именно евхаристического хлеба характерно только для вост. традиции, что подчеркивается сравнением его с ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем (см. Агнец пасхальный). Такое сравнение проводит, напр., свт. Иоанн Златоуст в ряде бесед на св. Пасху (PG. 59. Col. 721-755). На католич. Западе хлеб Евхаристии обычно именуется жертвой (см. Гостия).
В греч. литургии апостола Иакова св. Хлеб называется А. в момент преломления, но об особом приготовлении евхаристического хлеба не говорится. В V-VII вв. на Востоке утверждается практика предварительного надрезания хлеба перед литургией (для удобства преломления). В нехалкидонских Церквах, в основном сохраняющих практику V-VI вв., просфоры не надрезают, а пекут в виде лепешек с неглубокими бороздками (также для удобства преломления). В Византии уже в VIII в. из испеченного для Евхаристии хлеба использовали обычно только особую, изъятую копием часть. Патриарх К-польский свт. Герман I в «Сказании о Церкви» связывает изъятие части хлеба из просфоры со словами прор. Исаии: « » (Ис 53. 7). Широкое распространение толкования Патриарха Германа привело к тому, что эти слова прор. Исаии с IX в. включались в выделившийся в визант. литургии самостоятельный чин проскомидии (хотя возможно и обратное: в своем толковании свт. Герман опирался на уже существо вавшую практику - в Яковитской Церкви, напр., при приготовлении просфоры также читается Ис 53. 7). С этого времени слово «А.» становится литургическим термином, а образное сравнение преломляемого евхаристического Хлеба с ветхозаветным А. превращается в священнодействие изъятия А. из просфоры и его заклания. Тем не менее в текстах литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста св. Хлеб по-прежнему называется А. во время преломления («Раздробляется и разделяется Агнец Божий»).
На полной литургии А. вырезается во время проскомидии из самой большой и лучшей просфоры (т. н. агничной) и имеет кубическую форму. Форма А., по свидетельству Симеона, архиеп. Фессалоникийского, была одним из предметов спора православных с латинянами, употреблявшими круглые опресноки (Симеон Солунский. Соч. С. 108; PG. 155. Col. 265-269). В греч. Церквах, где часто служат на одной просфоре с 5 печатями, А. вынимается из центральной части просфоры. Служебник предписывает «изымать» А. из просфоры, т. е. не отрезать, а лишь надрезать стороны просфоры. После изъятия А. крестообразно надрезается снизу («жрется») и прободается копием (Служебник. Т. 1. С. 79-81). Обряд вырезания А. был в целом сформирован уже к XI в.; в XIV в. в результате широкого распространения уставов литургии (в первую очередь «Диатаксиса» Патриарха К-польского Филофея Коккина) он приобрел практически тот вид, какой имеет в наст. время. Оставшиеся части агничной просфоры называются антидором. А. поставляют на дискос, вокруг него полагают частицы, вынутые из остальных просфор,- символически это изображает Церковь, собирающуюся вокруг Христа. Во время литургии А. прелагается в Тело Христово.
Для совершения литургии преждеосвященных Даров А. приготовляется и освящается заранее, на полной литургии. Каждый из А., освящаемых для литургий преждеосвященных Даров, вынимается, надрезается и прободается по обычному чину, после чего все они поставляются на дискос. Во время возношения св. Хлеба (при возглашении «Святая святым» - см. Анафора) возносятся все находящиеся на дискосе А. Затем преломляется только тот А., к-рый предназначен для Причащения на полной литургии; в Чашу влагается его часть и вливается теплота. После этого А. литургий преждеосвященных Даров напояются св. Кровью. Обычай напоения А., приготовленных литургий преждеосвященных Даров, появился достаточно поздно и еще в XII в. не практиковался в храме Св. Софии в К-поле. Принятый в Русской Церкви формуляр литургии преждеосвященных Даров предписывает после напоения св. Кровью хранить приготовленные и освященные А. в хлебоносце (см. Артофорий) на жертвеннике, но в совр. практике они обычно хранятся на престоле, на дискосе под стеклянным колпаком. «Устав о Божественных агнцех», помещавшийся в рус. дониконовских Служебниках, запрещал вкладывать освященные А. обратно в просфоры, из к-рых они были изъяты,- очевидно, такая практика существовала. Во время литургии преждеосвященных Даров А. уже не освящается и не возносится, но только преломляется с обычными словами.
Ист.: Служебник; Герман, свт. Сказание. Гл. 21, 22. С. 54-57; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 7-10; Симеон Солунский. Соч. С. 107-123; Красносельцев. Уставы литургии.
Лит.: Муретов С. Исторический обзор чинопоследования проскомидии. М., 1895; Вениамин. Новая Скрижаль. С. 153-155, 212-215; Карабинов И. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров. Пг., 1915; Galavaris G. Bread and the Liturgy: The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. Madison (Milwakee); L., 1970. P. 62-108; НКС. Т. 4. С. 653; Taft R. Melismos and Communion: The Fraction and its Symbolism in the Byzantine Tradition // Studia Anselmiana. 1988. N 95. P. 151-164.
М. С. Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.