- ИЕХОНИЯ
Иехони́я [евр. , - «Господь [Яхве] основал»; греч. ᾿Ιεχονίας], иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев (598-597 гг. до Р. Х.), сын и преемник царя Иоакима. Возможно, основное имя (вар. ) было дано И. при вступлении на трон, а другое ( или - 1 Пар 3. 16-17; Иер 27. 20; 29. 2) было получено им при рождении (Berridge. P. 660). Современник пророков Иезекииля и Иеремии. После смерти отца И. в 18 лет стал царем (4 Цар 24. 8). Его мать Нехушта, дочь Елнафана из Иерусалима, была весьма влиятельна при дворе, об этом свидетельствует неоднократное упоминание о ней в Библии (4 Цар 24. 8, 12, 15; Иер 22. 26).
Точные даты правления И. устанавливаются благодаря Вавилонской хронике (впервые опубл. в 1956), согласно к-рой конец его правления приходится на 2-й день месяца адара в 7-й год правления Навуходоносора (Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. L., 1956. P. 73; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley (N. Y.), 1975. P. 102). Эта дата соответствует 15/16 марта 597 г. до Р. Х. И. правил 3 месяца и 10 дней (2 Пар 36. 9), поэтому дату его восшествия на престол можно уверенно отнести к 9/10 дек. 598 г. до Р. Х.
После того как отец И. умер при осаде Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, его мать и приближенные решили сдаться в надежде, что вавилоняне отведут войска (4 Цар 24. 12). Осада была снята, однако И. был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (ср. также: Иер 13. 18-19). Вместо И. Навуходоносор возвел на престол дядю И.- Маттафию, получившего впосл. имя Седекия (4 Цар 24. 17).
Положение И. и его семьи в плену описано в вавилонских адм. источниках. На неск. клинописных табличках, датируемых временем правления Навуходоносора, сообщается в т. ч. о поставках масла для И. (аккад. Ia-ú-kinu) и его 5 сыновей (ANET. P. 308). Одна из табличек уверенно датируется 13-м годом правления Навуходоносора (т. е. oк. 592/1 г. до Р. Х.), когда И. было 24 года. Эти документы демонстрируют, что И. в плену получал достаточное содержание для своего семейства и свиты. Мн. ученые разделяли мнение, что И. продолжал считаться легитимным царем как в Вавилонии, так и в Иудее. Вероятно, вавилоняне рассматривали И. в качестве замены царя Седекии в случае необходимости. Еще одним возможным подтверждением статуса И. являются кувшины, найденные в р-не Бейт-Шемеша (Вефсамис) и Тель-Бейт-Мирсима, на ручках к-рых отчетливо прочитывается клеймо: («[Принадлежит] Елиакиму, управляющему Йокина»). Мн. ученые отождествляют упомянутого правителя с И., указывая, что, несмотря на пленение, царь продолжал владеть имуществом или угодьями в Иудее, к-рыми он управлял при помощи посредников (см., напр.: Albright W. F. Archaeology of Palestine and the Bible. N. Y., 1935. P. 125; Berridge. P. 661; существуют и др. т. зр., относящие эти находки к более позднему периоду - см.: Malamat. 2001. P. 314-315).
Существовавшее политическое противостояние между 2 царями нашло отражение в Книгах пророков. В первые годы правления царя Седекии прор. Анания предсказывал, что через 2 года И. возвратится в Иудею и вернет захваченные храмовые сосуды (Иер 28. 1-4). Прор. Иеремия, поддерживавший позицию непротивления Вавилонскому царству, выступал против подобной перспективы, объявив, что И. никогда не вернется на родину (Иер 22. 27). Он также предостерегал народ от влияния пророков, придерживающихся сходной с Ананией политической идеологии (Иер 29. 8-10). Кроме того, согласно его пророчеству, никто из потомства И. не сядет на престоле Давида (Иер 22. 30). Некоторые комментаторы полагают, что, оплакивая горькую участь иудейских правителей, прор. Иезекииль в повествовании о молодом льве изображал И., с которым он связывает мессианское обетование (Иез 19 - см., напр.: Blenkinsopp J. Ezekiel. Louisville (Kent.), 1990. P. 85). Особое расположение к И. подтверждается тем, что прор. Иезекииль датирует свою книгу годами пленения И. (Иез 1. 2; в МТ - ) и, кроме того, нигде не упоминает его преемника - Седекию.
На 37-м году пленения (ок. 561/60 г. до Р. Х.) И. был освобожден из уз новым вавилонским царем Амель-Мардуком (в Библии - Евилмеродах), вероятно, по амнистии при восшествии нового царя на престол (4 Цар 25. 27-30; Иер 52. 31-34). И. получил главенствующее место над др. пленными царями и был обеспечен содержанием при царском дворе до конца жизни (ср.: Иер 52. 34). Возможно, упоминание о том, что «царь говорил с ним дружелюбно» ( ) (4 Цар 25. 28; ср.: Иер 52. 32), указывает на заключение договора между И. и Амель-Мардуком, к-рый, вероятно, намеревался сделать И. или одного из его сыновей вассальным царем, но вскоре, в 560 г. до Р. Х., Амель-Мардук умер. У И. было 7 сыновей (1 Пар 3. 17-18) и неск. жен (4 Цар 24. 15). Внук И.- Зоровавель встал во главе первых переселенцев из плена.
И. дважды упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 11, 12). По мнению блж. Августина, это подчеркивает судьбоносное переселение евреев в Вавилон и предобразует появление «Христа, имевшего перейти от обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вавилонию, и там и здесь - краеугольного камня для верующих в Него из тех и других» (Aug. De cons. evang. II 4. 10). Иосиф Флавий прославляет И. за то, что тот «сам покинул город и вместе со своим семейством сдался в добровольный плен для того, чтобы не быть вынужденным отдать это святилище врагу и спасти храм Божий от сожжения» (Ios. Flav. De bell. VI 1. 2).
Лит.: Weidner E. F. Jojachin, König von Juda, in Babylonischen Keilschrifttexten // Mélanges syriens offerts à monsieur R. Dussaud. P., 1939. Vol. 2. P. 923-935; Berridge J. M. Jehoiachin // ABD. Vol. 3. P. 660-663; Malamat A. History of Biblical Israel: Major Problems and Minor Issues. Leiden etc., 2001; Liver J. Jehoi achin // EncJud. Vol. 11. P. 106-107.
Э. С. П.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.