АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ


АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ

(Ан.) и (Ат.), религиеведческие концепции XIX-XX вв., разработанные в научно-философской традиции эволюционизма, основоположниками к-рой были Ч. Р. Дарвин и Г. Спенсер. Теория Ан. предложена брит. антропологом Э. Б. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871). В отличие от Спенсера, утверждавшего, что древнейшей формой религ. сознания был атеизм, Тайлор высказал убеждение, что такой формой была вера в духов, полагая, что для его теории подошло бы название «спиритуализм», но оно было уже использовано философией. Вера в духов, по Тайлору, возникает естественным путем, при размышлении над «пограничными» психическими состояниями сна и бодрствования, обморока и т. д. Во сне человек посещает места, где он до этого бывал наяву, хотя тело его покоится. Умерший приходит живым во снах, хотя тело его давно похоронено. По мнению Тайлора, дикарь делает вывод, что человек есть не только тело, но и нечто иное, более важное, более могущественное и личностное, что бодрствует и свободно перемещается, пока человек спит, и что не гибнет после смерти. Это нечто и есть душа (лат. anima). Такими же личностными душами дикарь наделяет все вокруг: животных, растения, элементы пейзажа, природные стихии. Обращение к человеку есть обращение к его душе, поэтому и обращение к иным сущностям есть обращение к их душам. Такая тотальная спиритуализация мира и представляет собой Ан. Следуя принципу обобщения, души подобных явлений и сущностей соединяются (души всех рек и ручьев - в духа пресных вод, души всех зверей - в духа зверей и т. п.), и так из Ан. возникает политеизм. Обобщение же всех духов приводит к утверждению всевластия над миром единственного духа, и это - монотеизм.

Ан.- умозрительная теория. Хотя Тайлор собрал громадный антропологический материал, он не подтверждал его теорию, к-рая основывалась на неск. априорных допущениях: древний человек во всем подобен совр. дикарю; совр. дикарь подобен ребенку; в человечестве происходит качественное эволюционное развитие от простых форм сознания к более сложным. Ряд известных религиеведов (М. Мюллер, П. Д. Шантепи де ла Соссей, Э. фон Гартман, Р. Г. Лотце) выступили с резкой критикой Ан. вскоре после издания книги Тайлора. Немного позднее Э. Лэнг фактически доказал несостоятельность теории Ан., продемонстрировав в результате полевых исследований наличие монотеистических представлений (правда, заглушенных демонолатрией) у самых социально-экономически слаборазвитых народов - андаманцев и аборигенов Австралии. Однако Ан., давно отвергнутый научным религиеведением, сохраняет значение как популярная модель развития религ. сознания. В советском научном атеизме он был почти догматическим учением, и «Первобытная культура» переиздавалась в СССР много раз.

Сам Тайлор был протестантом (квакером) и искренне был убежден, что его теория объясняет путь человека от полного «затмения» в результате грехопадения к истинному богопознанию. Ан., считал он, «важнейшая часть религиозного мировоззрения, соединяющая в единое пространство сознания и поклоняющегося фетишам дикаря и цивилизованного христианина».

Теорию Ат. предложил в 1900 г. ученик Тайлора Р. Р. Маретт. Он назвал свою теорию преанимизмом, утверждая, что до эпохи личностных духов существовала вера в некую нерасчлененную и безличную духовную силу, к-рая по аналогии с только что описанным тогда феноменом меланезийской религиозности (Codrington R. H. The Melanesians. 1895) была наименована Мареттом мана. Подобное явление Маретт заметил у многих народов: ирокезов (оренда), индусов (брахман) и др., он сравнивал его с электрической энергией, присутствующей и в лампочке, и в электромоторе, что в то время всеобщего восторга перед электричеством казалось крайне убедительным. Аналогичную теорию, построенную на том же материале, предложил и франц. религиевед А. ван Геннеп, назвав ее динамизмом (от греч. δύναμις - сила). Однако более тщательные исследования показали, что т. н. примитивные народы не верят в присутствие безличной сверхъестественной силы. Эта сила всегда персонифицирована в конкретном духе. Идея же неличностного бога хотя и может с рядом оговорок быть реконструирована в древнейших письменных религ. традициях (егип., ведийской), но предполагает сверхличностную божественность, открывающую себя миру всегда личностно, а не безличную силу как таковую.

Появление огромного этнологического и палеоантропологического религиеведческого материала в ХХ в. привело к отказу большинства религиеведческих школ (чикагская, лейденская) от метода прогрессивного эволюционизма в религии, в т. ч. и от Ан. и Ат.

Лит.: Tylor E. B. Primitive Culture. L., 1871 (рус. пер.: 1932, 1989п); Gennep A., van. Les rites de passage. P., 1909; Marett R. R. Pre-animistic Religion // Folklore. 1900. N 11. P. 162-182; idem. The Threshold of Religion. L., 1909.

А. Б. Зубов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ" в других словарях:

  • АНИМАТИЗМ — (от лат. animatus – одушевленный) – вера в безличную одушевленность природы или отд. ее частей, характерная черта первобытных религий. Термин А. введен англ. ученым Р. Мареттом в 1900. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в… …   Философская энциклопедия

  • АНИМИЗМ — (ново лат., от лат. anima душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АНИМИЗМ —         (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… …   Философская энциклопедия

  • аниматизм — Этимология. Происходит от лат. animatus одушевленный. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Основан на идее о безличной, сверхъестественной силе, определяющей все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • аниматизм —         АНИМАТИЗМ (от лат. animatus одушевленный) вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… …   Новейший философский словарь

  • Анимизм —    (аниматизм)    (от лат. anima душа) приписывание свойств живого неживому, одухотворение предметов:    ஐ Ведь такая флюктуация только насмехается над всеми попытками ее персонификации и анимистической интерпретации; этого просто никто и никогда …   Мир Лема - словарь и путеводитель

  • аниматизм — (лат. animatus одушевленный) совокупность представлений о безличной одушевленности всех предметов и явлений окружающей человека действительности; является характерной чертой всех первобытных религий. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, ,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Аниматизм — (от лат. animatus одушевлённый)         вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. А. необходимо отличать от Гилозоизма, Анимизма, от веры в личные нематериальные существа… …   Большая советская энциклопедия

  • Анимизм — (от лат. anima, animus душа, дух)         вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами,… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.