- АНТИМАРИАНЕ
[антикомариане, антидикомарианиты], последователи ряда еретических учений, отрицавших приснодевство Богоматери. Первыми среди них были эбиониты (I в.), утверждавшие, что Иисус Христос был плотским сыном Иосифа Обручника и Марии. Позднее появились и другие, к-рые в отличие от эбионитов хотя и допускали девственное рождение Христа, зачатого Пресв. Богородицей от Св. Духа, но своевольно перетолковывали евангельское изречение о «братьях Иисуса». Они учили, что после рождения Христа Иосиф и Мария состояли в брачном общении, ссылаясь на то, что так считал Тертуллиан (в известных сочинениях Тертуллиана подтверждений этому мнению не находится; ср., напр.: De carne Christ. 23 - «non Virgo quantum a partu»). Противниками приснодевства Богородицы стали ариане Евдоксий Германикийский и Евномий Кизический (IV в.). К кон. IV в. существовал целый ряд приверженцев данного лжеучения, среди них известны Гелвидий, Иовиниан и Боноз; в Аравии возникла секта, о к-рой подробно сообщает св. Епифаний Кипрский в своем сочинении против ересей («Adversus Haereses»). Ее адепты богохульно учили, что якобы после рождения Христа Пресв. Богородица рождала детей Иосифу. Данное мнение разбирают и опровергают святые Епифаний (Haer. 78, 1033), Иоанн Златоуст (In Matth. V 3), Иоанн Дамаскин (De fide orth. IV 14). На Поместных Соборах в Риме под председательством папы Сириция (384-399) и в Медиолане под председательством свт. Амвросия Медиоланского (330 или 339-397) лжеучение А. было осуждено.
Лит.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 71-75; Филарет (Гумилевский). Учение. С. 147; Сильвестр [Малеванский], еп. Богословие. Т. 4. Ч. 1. С. 96-101.
Свящ. Владимир Шмалий
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.