- АЮРВЕДА
[Санскр. - наука о долголетии], инд. традиц. медицина, истоки к-рой восходят к ведийской эпохе.
Первоначально А. была тесным образом связана с «белой» и «черной» магией, но постепенно происходила ее относительная «секуляризация»: расширялось экспериментальное поле и увеличивался приток общефилософских идей, прежде всего со стороны санкхьи и буддизма. Основными памятниками А. являются неск. монументальных и авторитетных трактатов. «Чарака-самхита» приписывается придворному врачу инд. царя Канишки Чараке, ядро ее сложилось ок. II в., в VIII-IX вв. текст был отредактирован и дописан (видимо, Дридхабалой). Трактат включает общие пролегомены в медицинскую науку, 8 традиц. разделов медицины (хирургия, терапия, педиатрия, токсикология и т. д.), диетологию (диететику), анатомию, диагностику и прогностику, а также 3 заключительных раздела по терапии. Незначительный удельный вес хирургии в «Чарака-самхите» восполняется в др. трактате - «Сушрута-самхита» (не ранее VII в.). К этому же времени относится и 3-й из основных трактатов - «Аштангасанграха» (Конспект восьмичастной [медицинской науки]), написанный прозой и в стихах буддистом Вага-бхатой. В VIII-IX вв. Мадхавакарой был составлен «Ругвинишчая» - «учебное пособие» по патологии и диагностике. Среди основных натурфилософских постулатов А. можно выделить учение о 3 гуморах, базовых составляющих организма - ветре ( ), желчи ( ) и флегме ( ), соответствующих основным макрокосмическим началам, дисгармония между к-рыми является главной причиной всех расстройств организма и на к-рые должна быть направлена лечебная терапия. Школы А. дискутировали о соотношении внутренних и внешних причин физиологических отклонений. «Сушрута-самхита» выделяет влияние на человека наследственности и повреждений организма матери во время беременности, внешних природных факторов (климата, травм, отравлений, укусов животных и т. д.), а также внешних сверхприродных факторов (воздействия богов и демонов).
А. во многом повлияла на развитие персидско-араб., цейлонской и в еще большей степени тибет. медицины. С собственно медицинскими распространялись и алхимические познания индийцев.
Лит.: Mukhopadhyaya G. N. History of Indian Medicine. Calcutta, 1922-1929. Vol. 1-3; Filliozat J. La doctrine classique de la médicine indienne. P., 1949; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
В. К. Шохин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.