АЭТИЙ

АЭТИЙ

[Греч. ̓Αέτιος] (ум. ок. 370), еретик IV в. Представитель строгого арианства, основатель ереси аномеев. Сведения о его жизни приводятся Филосторгием (Hist. eccl. III 15-20) и Сократом Схоластиком (Hist. eccl. II 35).

А. был родом из Келеcирии (по Филосторгию) или из Антиохии (по Сократу Схоластику). Он добывал себе средства на жизнь в качестве золотых дел мастера, затем врача. В зрелом возрасте приступил к изучению риторики, философии и богословия. В целях самообразования А. объехал мн. города Сирии, посетил Египет. В Антиохии был посвящен в диакона арианином Леонтием, еп. Антиохийским (Socr. Schol. Hist. eccl. II 35; Philost. Hist. eccl. III 17). В дальнейшем под давлением Флавиана Антиохийского и Диодора, еп. Тарсского, Леонтий запретил А. священнодействовать. А. был близок с цезарем Галлом, что, по-видимому, послужило причиной его изгнания из Антиохии после казни Галла в 354 г. В 356 г. в Александрии А. начинает проповедовать аномейство; его учеником становится Евномий. В Антиохию А. вернулся, когда после смерти Леонтия Антиохийскую кафедру занял арианин Евдоксий, к-рый сделал попытку восстановить А. в диаконском сане (Болотов. С. 71, 74). А. не изменял строгому арианству, поэтому отказался принять рукоположение во епископа от арианина еп. Секунда Птолемаидского вследствие общения того с никейцами (Philost. Hist. eccl. III 19). После Анкирского Собора 358 г., анафематствовавшего аномеев, А. был отправлен в ссылку в Пепузу (Ibid. IV 8), но вскоре ему и др. аномеям позволено было возвратиться. Вторично был осужден после Аримино-Селевкийского Cобора, когда к имп. Констанцию II для выработки единой вероисповедной формулы прибыли делегаты 2 противоборствующих партий вост. епископов, присутствовавших на Селевкийском Соборе: омиусиан (сторонников подобосущия Сына Отцу) и омиев (сторонников подобия, но не по существу). Омиусиане, чтобы привлечь на свою сторону императора, отрицательно относящегося к аномеям, представили ему исповедание веры Евдоксия, в к-ром ясно говорилось о неподобии Сына Отцу. Евдоксий сослался на то, что автором текста является А., и был вынужден произнести анафему на аномейскую доктрину. А. был вызван Констанцием и признался в авторстве. После подтверждения осуждения на К-польском Соборе 360 г. был отправлен императором в ссылку во Фригию, откуда возвращен имп. Юлианом Отступником (Sozom. Hist. eccl. V 5). В 362 г. состоялся Антиохийский Собор, на к-ром сторонники арианского еп. Евзоия Антиохийского сняли обвинения с А.

Из жизнеописания Филосторгия можно сделать вывод, что богословские взгляды А. унаследовал от лукианистов - Павлина, еп. Тирского, еп. Леонтия Антиохийского, Афанасия, еп. Аназарбского, и Антония Тарсского. Неглубокий мыслитель, но тонкий софист, А. смотрел на христ. учение как на философский материал для диалектических упражнений, не связывал с ним никаких религ. переживаний и хотел достигнуть в догматике одной только ясности и определенности. Свт. Афанасий I Великий говорил о нем: «Аэтий, прозванный безбожником» (De synod. 6). Так, учение о Боге он стремился излагать при помощи геометрических фигур: «С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составить определения о Боге посредством геометрии и фигур» (Epiph. Adv. haer. 76. 2). А. также принадлежит известная фраза, к-рую любили повторять его ученики: «Я так хорошо знаю Бога, как не знаю самого себя» (ὥστε μὴ εἰδέναι ἐμαυτὸν μᾶλλον ὡς θεὸν ἐπίσταμαι - Ibid. 76. 4). Епифаний Кипрский приводит 37 силлогизмов А. о «рожденном и нерожденном Боге» (Ibid. 76. 11), а также говорит о 300 составленных им догматических положениях (Ibid. 76. 13).

А. мог оказаться опасным распространителем аномейства, если бы намеренно искал себе последователей. Но он довольствовался тем, что одерживал победу на диспутах с такими сильными умами, как Василий, еп. Анкирский, или Евстафий, еп. Севастийский (Philost. Hist. eccl. III 16), и в серьезную борьбу за свои воззрения не вступал.

Лит.: Спасский А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 352-355, 361-363, 408-409; Quasten. Patrology. T. 3. P. 136; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 583; idem. Aetius of Antioch // EEC. Vol. 1. P. 13; Kopecek T. A. A History of Neo-Arianism. Camb., 1979; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 71-74, 80.

Свящ. Владимир Шмалий


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АЭТИЙ" в других словарях:

  • Аэтий — я, муж. Редк.; стар. Аетий, я.Отч.: Аэтиевич, Аэтиевна и Аэтьевич, Аэтьевна.Производные: Аэтя; Этя.Происхождение: (От греч. aetos орел.)Именины: 19 марта, 22 марта, 30 июня Словарь личных имён. Аэтий См. Аэций …   Словарь личных имен

  • АЭТИЙ —         , согласно концепции Г. Дильса автор единственного сохранившегося полностью доксо графич. (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и реферирующего «Физич. воззрения» греч. философов от Фалеса до Ксенарха… …   Философская энциклопедия

  • АЭТИЙ —     АЭТИЙ Ἀέτιος), согласно концепции Г. Дильса автор единственного сохранившегося полностью доксографического компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и реферирующего «Физические воззрения» греческих философов от Фалеса до перипатетика… …   Античная философия

  • Аэтий — У этого термина существуют и другие значения, см. Аэтий (значения). Аэтий  персонаж древнегреческой мифологии. Сын Анфа. Правил в области Трезена. Переименовал Анфию в Посейдониаду. Построил храм Зевса Сотера[1]. В его землю пришли Трезен и… …   Википедия

  • Аэтий (значения) — Аэтий: Аэтий  персонаж древнегреческой мифологии Аэтий (доксограф)  предполагаемый в концепции Дильса доксограф …   Википедия

  • Аэтий (доксограф) — Аэтий Ἀέτιος Направление: эклектизм Аэтий (др. греч. Ἀέτιος; I или II в.) греческий философ эклектик и доксограф. Сочинения Аэтия не сохранились, но он помог разгадать тайну двух выборок. Существуют дв …   Википедия

  • ВСЕЛЕНСКИЙ IV СОБОР — [Халкидонский]. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены… …   Православная энциклопедия

  • Аномеи — (от греч. ἀνόμοιος  неподобный)  крайние ариане, настаивавшие на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии. Аномеи не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему антиохийской… …   Википедия

  • АНОМЕИ — [аномии; от греч. ἀνόμοιος неподобный], крайние ариане (см. Арианство), настаивавшие на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии. А. не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему… …   Православная энциклопедия

  • Аетий — я, муж. Стар. форма имени (см. Аэтий).Отч.: Аетиевич, Аетиевна. Словарь личных имён. Аетий См. Аэций. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»