АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ это:

АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ

Шамс ар-Риаса ибн Кабар [араб.      ] († 10.05.1324), копт. арабоязычный писатель, монофизит. Его труды - вершина «золотого века» копто-араб. лит-ры. Род. в богатой копт. семье, получил блестящее для своего времени образование; одинаково хорошо знал копт. и классический араб. языки, владел также греч., евр., сир. По профессии врач. Состоял в клире храма Пресв. Богородицы (аль-Муаллака) в Ст. Каире. До 1283 г. служил секретарем у мамлюкского эмира Рукн ад-Дина Байбарса аль-Мансури.

Основные труды: «Светильник во тьме, книга изложения церковной службы» (Китаб мисбах аз-зулма фи идaх аль-хидма) - богословская энциклопедия в 24 частях (с многочисленными дополнениями), призванная дать как мирянам, так и священникам целостное представление о догматике, канонах и богослужении Коптской Церкви. Первая часть, посвященная вопросам триадологии и христологии, составлена на основе трудов Яхьи ибн Ади и Севира ибн аль-Мукаффы. Затем следует история христианства, списки апостолов и Александрийских Патриархов. Каноническая часть содержит помимо соборных определений библейские правила, а также перечень арабоязычных церковных авторов. Литургическая часть включает список литургических книг и описание церковных таинств и священнодействий (освящение храма, мира, посвящение во диакона и иерея, постриг, крещение, брак, погребение и др.). Затем следует описание уставной молитвы, порядка постов и церковного года. 22-й главой является т. н. Календарь А. Б., содержащий краткие упоминания на каждый день года о праздниках и святых, почитаемых как на всем христ. Востоке (среди них Антоний Великий, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Григорий Богослов), так и только в Коптской и др. инославных Вост. Церквах (напр., апа Самуил Каламунский, Беса (Виса), ряд копт. патриархов и т. д.). Наряду с др. восточнохрист. календарями, синаксарями, минологиями и мартирологами Календарь А. Б. является ценным источником сведений по агиографии христ. Востока. В европ. б-ках имеются 4 рукописи, содержащие этот труд целиком; наиболее древняя из них (Par. arab. 203) датируется XIV в. При составлении сочинения А. Б. пользовался трудами таких авторов, как Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки, Ибн аль-Ассаль и др.; «Проповеди» (Китаб хутаб) и похвальные слова, датирующиеся 1298-1320 гг., среди к-рых проповеди на праздники годового круга, приветственные слова (напр., на приезд нубийского христ. царя Кириса) и надгробные речи (на смерть копт. патриарха Иоанна VIII († 29.05.1320), еп. Иоанна Сандафского († 1298) и др.). Эти творения, характеризующиеся метризованной формой и риторическим пафосом, являют собой образец классического араб. красноречия; «Великая лествица» (ас-Суллам аль-кабир) - полный копто-араб. словарь, состоящий из 10 глав, разбитых на 32 раздела; «Ясность умов, книга учения об основах [веры]» (Китаб джала аль-укул фи илм аль-усул) - 18 глав, посвященных догматам христ. веры; полемическая работа по опровержению иудейских и мусульм. нападок на христианство (неопубл. рукопись из Ватиканской б-ки); «Послание блистательного разъяснения» (Рисалат аль-байан аль-азхар) - опровержение учения о предопределении (авторство двух последних работ приписывается также Абу-ль-Хайру ибн ат-Тайибу). Кроме того, А. Б. помогал эмиру Рукн ад-Дину в составлении компиляции по истории ислама, о чем свидетельствуют мусульм. историки Абу-ль-Махасин и аль-Макризи. Последние годы своей жизни А. Б. провел в полном уединении.

Изд.: Kircher A. Lingua Aegyptiaca restituta. R., 1648 [«Лествица»]; Kita b Hutab ash-Shaih as-Sa f ibn al-‘Assa l. Cairo, 1895; Le Calendrier d'Abou'l-Barakât / Ed. et trad. E. Tisserant // PO. 1913. Brepols, 1989r. T. 10/3. N 48; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l'Exposition lumineuse du service de l'Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d'Ibn Kabar / Еd. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet // PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734; Ibn Kabar. Misba h al-Zulmah f-'da h al-Khidmah / Ed. Samir Khalil. Cairo, 1943. T. 1-2.

Лит.: Tisserant E., Villecourt L., Wiet G. Recherches sur la personalité et la vie d'Abu l-Barakat Ibn Kubr // ROC. 1921-1922. T. 22. 373-394; Cheikho L. Catalogue des manuscripts des auteurs arabes chrétiens depuis l'Islam. Beyrouth, 1924. P. 262; Гиргис Филутаус ‘Авад. Ибн Кабар (Абу-ль-Баракат). Каир, 1930 (на араб. яз.); Graf G. Mitteilungen zur Chronologie des Abu'l Barakat // Oriens Chr. 1931. T. 28. P. 246; idem. Zum Schrifttum des Abu l-Barakat und des Abu l-Hair // Ibid. 1933. T. 30. P. 133-143; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 438-446; Khouzam M. L'Illumination des intelligence dans la science des fondements: Synthèse de l'enseignement de la théologie copto-arabe sur la révélation chrétienne aux XIIIe et XIVe siècles d'après les écrits d'Abu l-Khair Ibn at-Tayib et Abu l-Barakat ibn Kabar. R., 1941. P. 32-40; Tisserant E. Abu-l-Barakat // DTC. T. 8. Col. 2293-2296.

Лит. об отд. соч.: «Светильник». Baumstark A. Abu'l Barakat nichtgriechisches Verzeichnis der 70 Junger // Oriens Chr. 1901. T. 1. P. 240-257; Riedel W. Der Katalog der christlichen Schriften in arabischer Sprache von Abu'l Barakat // Nachrichten v. d. Klassischen Gesellschaft d. Wiss. zu Göttingen. 1902. Phil.-hist. Kl. H. 5; Cheikho L. Elementa grammaticae Arabicae cum chrestomatia. Beyrouth, 1912. P. 281; Dölger F. Lumen Christi // Antike und Christentum. 1929. T. 1. S. 160; Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 295-300; Maspero J. Histoire des Patriarches d'Alexandrie depuis la mort de l'empereur Anastase jusqu'à la reconciliacion des églises jacobites (518-616). P., 1923. App. III. P. 359-381; Chaine M. La chronologie des temps chrétiennes de l'Égypte de et de l'Ethiopie. P., 1925. P. 228 sq.; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeune dans l'église copte // Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; «Проповеди». Habib Girgis. Al-Gauhara an-nafsa f hutab al-Kansa. Cairo, 1914; «Лествица». Lepsius A. Auszüge aus der koptisch-arabischen Handschrift // ZÄSA. 1865. N 3. S. 47-57; Heuglin Th. von. Auszug aus der koptisch-arabischen Handschrift // Ibid. 1868. N 6. S. 54-56; Amelineau G. La géographie de l'Égypte. P., 1909. P. 558-562.

В. В. Василик


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ" в других словарях:

  • Хибат Аллах ибн Малька Абу'ль Баракат аль-Багдади — (Натанель, ок. 1080 1165) философ, физик, психолог и врач. По происхождению еврей, позже перешёл в ислам. Написал работу на иврите под именем Натанеля. Натанель был сторонником научного метода, считал важным ставить эксперименты. Он написал книгу …   Википедия

  • Шамс уд-Дин Абу-л-Баракат Султан Мухаммад Рафи уд-Дараджат — Шах Джахан II رفی الدولت Могольский им …   Википедия

  • Аль-Багдади, Абуль-Баракат — Хибат Аллах ибн Малька Абу ль Баракат аль Багдади (Натанель, ок. 1080 1165) философ, физик, психолог и врач. По происхождению еврей, позже перешёл в ислам. Написал работу на иврите под именем Натанеля. Натанель был сторонником научного метода,… …   Википедия

  • Хашимиты — Хашимиты  потомки Хашима ибн Абд ад Дара, деда пророка Мухаммада, включая его самого. Вели ожесточенную борьбу за власть с Омейядами. Аббасиды считались хашимитами. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются… …   Википедия

  • Империя Великих Моголов — گورکانیان ← …   Википедия

  • Империя великих моголов — Карта распространения империи Великих Моголов Великие Моголы мусульманские правители узбекского происхождения, правившие Индией с 1526 по 1858. Содержание 1 Основатель 2 …   Википедия

  • Могольская империя — Карта распространения империи Великих Моголов Великие Моголы мусульманские правители узбекского происхождения, правившие Индией с 1526 по 1858. Содержание 1 Основатель 2 …   Википедия

  • Ханбалитский мазхаб — один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль (164/778 241/855). Ахмад ибн Ханбаль родился в Багдаде. Родословная Ахмада ибн Ханбаля восходила к племени Шейбан, которое было одним из ветвей племени… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Астрономия исламского Средневековья — Астрономия исламского Средневековья  астрономические познания и взгляды, распространённые в Средние века в Арабском халифате и в государствах, возникших на его обломках, то есть на территории Среднего и Ближнего Востока, значительной части… …   Википедия

  • Ахмад аль-Фаруки Сирхинди — (971/1563 1024/1615) выдающийся мусульманский реформатор, которого называли обновителем веры второго тысячелетия (муджаддид алф ас сани). Настоящее имя Абу аль Баракат Ахмад ибн Абд аль Ахад ибн Зайн аль Абидин. Его также называют имамом Раббани …   Ислам. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»