- ВЕСПАСИАН
Тит Флавий [лат. Titus Flavius Vespasianus; Imp.Caesar Vespasianus Augustus] (17.11. 9, Реате, совр. Риети, Италия - 24.6.79, Аквы Кутилиевы, близ Реате), рим. имп. с 69 г. Основатель династии Флавиев (69-96). По происхождению принадлежал к италийской муниципальной знати. Род. в семье всадника, занимавшегося откупами гос. пошлин и ростовщичеством. При имп. Калигуле (37-41) добился поста претора (40 г.), при Клавдии (41-54) сделал блестящую карьеру благодаря покровительству имп. фаворита-вольноотпущенника Нарцисса. Был назначен командиром легиона, возглавляя к-рый сумел отличиться при завоевании Британии (43-44), продемонстрировав личное мужество и талант полководца. За свои заслуги получил высшую полководческую награду - триумфальные знаки отличия и почетные жреческие должности понтифика и авгура. В 51 г. стал консулом и вошел в число приближенных императора. В 63 г. был образцовым проконсулом пров. Африка. При Нероне (54-68) утратил былое влияние и разорился, а под конец его правления попал в немилость и вынужден был удалиться в изгнание.
Бюст имп. Веспасиана. 69-79 гг. (Капитолийские музеи. Рим)
Бюст имп. Веспасиана. 69-79 гг. (Капитолийские музеи. Рим)Новый взлет карьеры В. был связан с антирим. восстанием в Иудее, получившим название Иудейской войны (66-73). Благодаря военным заслугам и незнатному происхождению, позволявшему не опасаться его чрезмерных амбиций, В. был назначен Нероном наместником Иудеи. Пленный иудейский полководец Иосиф бен Матафия (буд. историк Иосиф Флавий) поведал ему, что именно В. является тем выходцем из Иудеи, к-рому в силу древних пророчеств суждено стать спасителем и главою всего мира (Иуд. война III 8, 9). К сер. 68 г. В. восстановил покорность Риму почти по всей Иудее, кроме Иерусалима и неск. крепостей, но после свержения и самоубийства Нерона прекратил боевые действия и занял выжидательную позицию. 1 июля 69 г. в Александрии В. был провозглашен императором. Его поддержали войска, находившиеся в вост. и дунайских провинциях. К кон. 69 г. армия соперника В. имп. Вителлия, опиравшегося на герм. легионы, была разгромлена, а сам он убит.В кон. 69 г. В. был признан сенатом, а летом 70 г. он прибыл в столицу, передав своему сыну Титу командование рим. армией в Иудее. В. прекратил гражданские войны и восстановил мир - Pax Romana, в честь чего воздвиг на новом Форуме храм мира. Его сын положил конец сопротивлению евреев, захватив Иерусалим в 70 г. (хотя крепость Масада держалась до 74), а его военачальник Цереал в том же году подавил восстание германско-кельт. племен во главе с Цивилисом. По единодушному мнению современников и потомков, В. был одним из лучших рим. императоров. Он спас гос-во от финансовой катастрофы, введя новые налоги и соблюдая режим строгой экономии, восстановил военную дисциплину и вел успешные войны в Британии, Германии и на Дунае. В. расширил социальную базу империи, распространяя в наиболее романизированных зап. провинциях права лат. и рим. гражданства и включив мн. представителей муниципальной знати Италии и зап. провинций в сенат и всадническое сословие. Тем самым была заложена основа для формирования новой имперской элиты. Во внутренней политике В. действовал, взяв за образец правление имп. Августа: оказывал почтение сенату и щедро тратил деньги на «общественное благо», помогая обедневшим сенаторам и жертвам стихийных бедствий, учредив гос. жалованье преподавателям риторики, прокладывая дороги и водопроводы, восстанавливая храмы и строя общественные здания (в т. ч. Колизей).
Ист.: Гай Светоний Транквилл. Божественный Веспасиан // Он же. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1988; Тацит. История. I-V; Анналы. III, 55; Ios. Flav. De bell; Dio Cassius. Hist. Rom. 63-66.
Лит.: Штаерман Е. М. Кризис 68-69 гг. и деятельность Веспасиана // ВДИ. 1951. № 3 (37); Homo L. Vespasien, l'empereur du bon sens (69-79 ap. J. C.). P., 1949; Schalit A. Die Erhebung Vespasians nach Flavius Josepus, Talmud und Midrasch: Zur Geschichte einer messianischen Prophetie // ANRW. Tl. 2: Prinzipat. 1975. Bd. 2; Грант М. Римские императоры: Пер. с англ. М., 1998; Levick B. Vespasian. L., 1999.
А. Л. Смышляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.