- ГАБСБУРГИ
[нем. Habsburger], династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745). В XVI в. императоры из рода Г. носили титул «защитников веры» (лат. defensor fidei). Родоначальником династии был предположительно Гунтрам Богатый († ок. 950) из В. Эльзаса. С 1090 г. Г.- графы, с 1135 г.- ландграфы на В. Рейне и в Ср. Швейцарии. В швейцар. обл. Аргау ок. 1020 г. еп. Страсбургским Вернером († 1028), одним из внуков Гунтрама, был построен замок Habsburg, от к-рого произошло название династии.
Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена)
Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена)В 1020 г. внук Гунтрама Богатого Ратбон основал близ Шафхаузена в Швейцарии мон-рь Мури. Др. внук Гунтрама, Рудольф († 1063), основал в В. Эльзасе мон-рь Оттмарсхайм и приказал построить там капеллу, в основных чертах повторявшую дворцовую капеллу имп. Карла Великого в Ахене. В 1049 г. мон-рь был освящен папой Римским Львом IХ. В эпоху борьбы императоров с папами за инвеституру Г. чаще выступали на стороне первых. Поддержка со стороны Штауфенов способствовала укреплению политических позиций Г. и умножению их владений. В 1273 г. Рудольф Габсбург был избран герм. королем (Рудольф I, 1273-1291); победив чеш. кор. Пржемысла II Отакара в битве у Сухих Крут (ныне Дюрнкрут, Австрия) (1278), он в 1282 г. закрепил за Г. герц-ства Австрия и Штирия, к-рые вместе с присоединенными Каринтией, Крайной (обе с 1335) и Тиролем (с 1363) стали основой наследственных владений Г.
О самостоятельной церковной политике Г. можно говорить после приобретения ими Австрии. Герцоги (с 1282 до 1453, с 1453 - эрцгерцоги) из династии Г. прилагали усилия, чтобы повысить статус австр. земель, входивших в то время в состав еп-ства Пассау. При герц. Рудольфе IV (1358-1365) была составлена подложная грамота «Privilegium majus» (1358), в к-рой декларировался особый, почти самостоятельный статус Австрии в составе Римско-Германской империи, а в 1359 г. Рудольф IV приступил к перестройке в столице герц-ства Вене собора св. Стефана как главной, «эрцгерцогской» церкви. В 1365 г. при храме был учрежден капитул. В том же году был основан Венский ун-т, 2-й старейший ун-т в Центр. Европе. При герц. Альбрехте III (1365-1395) открылся теологический фак-т (1384), к-рый стал одним из центров поздней схоластики в Европе.
В период схизмы в католической Церкви и Соборного движения сторонником и активным проводником церковно-монастырской реформы в Австрии был герц. Альбрехт V (1404-1439), объединявший имп. трон и короны Венгрии (c 1437) и Чехии (c 1438). В 1418 г. он добился у папы Римского Мартина V разрешения реформировать бенедиктинские мон-ри герц-ства. Центром преобразований стал мон-рь Мельк в Н. Австрии, по к-рому сама реформа получила название «мелькской». Помимо оздоровления монашества Альбрехт V стремился увеличить зависимость Церкви от герцогской власти, заменив церковных визитаторов светскими и назначая на важные церковные должности своих кандидатов. В 1423-1428 гг. он продолжил борьбу с епископом Пассау за выделение австр. земель в самостоятельное еп-ство, но неудачно. Альбрехт V пытался ослабить в австр. землях влияние гуситов, взяв на себя контроль за расследованием дел против них. В 1421 г. по распоряжению герцога все члены Венского ун-та должны были присягнуть, подтвердив свою приверженность католич. Церкви. Поскольку действия против гуситов требовали значительных усилий и денежных средств, герцог не останавливался перед преследованием евреев (в 20-х гг.), рассчитывая обратить конфискованное у них имущество на борьбу против еретиков.
Имп. Максимилиан I, его супруга Мария Бур-гундская, сын Филипп I Красивый, внуки Фердинанд, Карл и супруг внучки Марии — кор. Людвиг Венгерский и Чешский. Худож. В. Штригель. Нач. XVI в. (Художественно-исторический музей. Вена)
Имп. Максимилиан I, его супруга Мария Бур-гундская, сын Филипп I Красивый, внуки Фердинанд, Карл и супруг внучки Марии — кор. Людвиг Венгерский и Чешский. Худож. В. Штригель. Нач. XVI в. (Художественно-исторический музей. Вена)Имп. Фридрих III (1468-1493) продолжил политику создания «государственной Церкви». В 1469 г. ему удалось добиться учреждения в Австрии независимых от епископов Пассау еп-ств - Вены и Винер-Нойштадта. Он активно вмешивался в дела Римского престола: выступив на стороне папы Евгения IV, способствовал завершению Базельского Собора (1431-1449) и преодолению церковного раскола. В результате брака сына Фридриха III Максимилиана (буд. имп. Максимилиан I, 1493-1519) с Марией Бургундской (1477) к владениям Г. были присоединены Нидерланды и графство Бургундия. Имп. Максимилиан I активно выступал за реализацию идеи общеевроп. крестового похода против турок. Он поддержал созванный противниками папы Юлия II Собор в Пизе (1511) и планировал, подкупив коллегию кардиналов, стать папой. Т. о., Максимилиан I пытался реализовать идею совмещения 2 высших должностей в зап. христ. мире - императора и папы Римского. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Сын Максимилиана I Филипп (1478-1506), женившись на испан. инфанте, стал королем Испании (Филипп I с 1504). Сын Филиппа I Карл (1500-1558) унаследовал испан. престол (Карл I с 1516), а в 1519 г. был избран императором Римско-Германской империи (Карл V).В XVI-XVII вв. отношения Г. с католич. Церковью складывались под влиянием Реформации. Религ. искания нем. реформаторов скорее всего не интересовали ни Карла, к-рый родился, вырос и большую часть жизни провел за пределами Германии, ни его младшего брата Фердинанда (1503-1564; с 1521 наместник в Германии, с 1558 имп. Фердинанд I). Г. остались верны католич. Церкви, приложив усилия к тому, чтобы восстановить ее позиции и авторитет. Карл V был увлечен идеей создания универсальной монархии (monarchia universalis) - системы власти, к-рая позволила бы преодолеть раздробленность Европы, полагая, что политическое господство единого монарха обеспечит мир внутри христ. сообщества и мобилизацию сил для борьбы с османской угрозой. Противоречия между интересами Г. и Франции, их борьба за доминирование в Европе привели к Итальянским войнам (1494-1559). Вместе с тем в религ. политике Карла V прослеживается стремление к подчинению Церкви монарху и меньшей ее зависимости от Рима. Карл V стремился к централизации составных частей империи и, вероятно, к установлению в Германии национальной Церкви на манер Франции (см. ст. Галликанизм).
Впервые столкнувшись с учением М. Лютера на Вормсском рейхстаге (1521) и принимая решение о запрещении нового учения и преследовании его адептов, император рассчитывал на поддержку папы Льва Х. Однако на территории Римско-Германской империи, в т. ч. и в Австрии, Вормсский эдикт, как правило, не выполнялся. В 1523 г. эрцгерц. Фердинанд издал указ против последователей Лютера и одновременно поручил Венскому еп. Иоганну Ревеллису возглавить судебную курию против еретиков. Одна из статей Мадридского мира с Францией (1526) предусматривала совместные действия франц. короля и императора по искоренению лютеранства. Но Франция, папа Климент VII, Англия, Венеция, Флоренция и Милан, опасавшиеся усиления императора, объединились в Коньякскую лигу (1526-1529) и не позволили приступить к реализации проекта. На Шпайерском рейхстаге (1526), наоборот, было принято решение о возможности свободно выбирать веру до решений буд. Собора. В 1527 г. император взял реванш, допустив, несмотря на формальное осуждение, захват и разграбление Рима наемными войсками (Sacco di Roma), заняв большую часть папских владений и нанеся поражение франц. войскам у Неаполя (1528). Были заключены мирные договоры с папой Римским (Барселонский мир, май 1529) и франц. кор. Франциском I (Камбре, авг. 1529), где также декларировались намерения совместной и решительной борьбы с ересью. Вернувшись в Германию, Карл V издал эдикт против лютеран, игнорируя компромисс, достигнутый в 1526 г. На Шпайерском рейхстаге (1529) лютеране заявили протест против попыток навязать им позиции католич. большинства рейхстага и отказались подчиниться императору; он был готов прибегнуть к силе. Но этому помешала осада турками Вены (1529).
Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология)). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран.
Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).
Отречение Карла V от имп. титула (1556) привело к распаду «империи Габсбургов» и к обособлению 2 ветвей дома Г.- испан. и австр. Испания вместе с Нидерландами, Франш-Конте и землями в Италии отошла Филиппу II (1556-1598), а имп. титул с родовыми австр. землями получил Фердинанд (король Венгрии и Чехии с 1526, император с 1556 по 1564). Почти до конца Тридцатилетней войны (1618-1648) испан. ветвь оказывала серьезное давление на политику Вены, в т. ч. в религ. вопросе, в к-ром испан. Г. занимали жесткую прокатолич. позицию. В испан. владениях одним из главных орудий внутренней политики короля стала инквизиция. Испан. ветвь Г. правила до 1700 г.
Религ. политика Г. в наследственных владениях и инкорпорированных королевствах (Австрия, Испания, Нидерланды, Чехия, Венгрия) в XVI в. в целом повторяла политику в Германии. В Австрии и Венгрии протестантизм получил широкое распространение, особенно среди дворянства и бюргерства. Усиливавшаяся сословная оппозиция растущим притязаниям Г. сливалась с религ. протестом. Несмотря на условия Аугсбургского религ. мира, Г. из-за постоянной тур. угрозы не могли активно поддерживать католицизм до кон. XVI в. Параллельно шло распространение протестант. идей среди католич. клира. Фердинанд I пытался проводить мероприятия, направленные на реформирование католицизма и вытеснение лютеранства. Он пригласил в Вену известных католич. богословов, среди к-рых был П. Канизий. С нач. 50-х гг. иезуитам было доверено преподавание теологии в Венском ун-те.
В правление имп. Максимилиана II (1564-1576) положение католич. Церкви ухудшилось. В юности эрцгерцог был заподозрен в симпатиях к лютеранству. Чуждый догматической жесткости, Максимилиан верил в «божественное равноправие вероисповеданий». В придворном имп. совете заседали протестанты. В 1568 г. Максимилиан II разрешил дворянам Н. Австрии следовать Аугсбургскому исповеданию (разрешение подтверждено в 1571). Это затрагивало и др. слои населения, т. к. лютеран. богослужения в замках и владениях дворян могли посещать крестьяне и жители окрестных городов, что способствовало дальнейшему распространению протестантизма.
Сходные процессы наблюдались в Штирии и Каринтии, где правил Карл II Штирийский (1564-1590). Несмотря на то что он был убежденным католиком, сословия добились от него широких прав в религ. сфере, спекулируя на тур. угрозе. По Грацскому религ. соглашению (1572) штирийским дворянам предоставлялась свобода вероисповедания. С 1578 г. это соглашение было распространено на бюргерство. Уступки протестантам в Штирии вызвали беспокойство в папской курии: в Граце была создана специальная нунциатура (1580). В западноавстр. владениях эрцгерц. Фердинанда II Тирольского (1564-1595) (Тироль и Форальберг) протестантизм не получил широкого распространения, чему способствовала как близость архиеп-ства Зальцбургского, оплота католицизма в регионе, так и приверженность католич. вере местного крестьянства, представлявшего в Тироле важную политическую силу.
В Чехии распространение лютеранства способствовало углублению кризиса умеренного утраквизма (признан Базельскими компактами, 1436; см. Утраквисты) и расколу в общине чешских братьев. Фердинанд I стремился ослабить влияние протестантизма, помогая иезуитам в Чехии и возрождая Пражское архиеп-ство (1561). Максимилиан II при избрании королем обещал уважать религ. свободу чехов, однако впосл. не подтвердил Базельских компактов и права на деятельность «чешских братьев». В Венгерском королевстве первые короли из династии Г. проявляли веротерпимость, что объяснялось их уязвимыми позициями в стране, где Фердинанду I приходилось противостоять притязаниям антикороля Яноша Запойяи, а Максимилиану II - Яноша Жигмонда. Одновременно они должны были сдерживать усиливающийся натиск турок. В этих условиях Г. проявляли сдержанность в религ. вопросах, т. к. опасались, что венг. сословия могут последовать примеру Трансильвании, перейдя под покровительство Османской империи.
Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава)
Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава)Перелом в религ. политике Г. произошел в кон. XVI в. в ходе наступления Контрреформации. Имп. Рудольф II (1576-1612) при поддержке мадридского двора и папского престола проводил политику преследования некатоликов. При имп. дворе в Праге, куда из Вены Рудольф перенес резиденцию, сформировалась «испанская партия», состоявшая из представителей католич. аристократии и испан. дипломатов. В 1584 г. император издал мандат против «чешских братьев», в 1602 г. подтвердил запрет деятельности общины. Часть дворянства и аристократии под нажимом властей вернулась к католичеству. Ключевые адм. должности давались исключительно католикам. В Тироле эрцгерц. Фердинандом II также были изданы указы против протестантов (первый в 1585), к-рыми им предписывалось вернуться в католицизм или покинуть страну. Эрцгерц. Карл II Штирийский опирался на помощь иезуитов: в 1573 г. в Граце была основана иезуитская коллегия, а в 1585 г.- иезуитский ун-т. В 1580 г. Карл II отменил свое решение о свободе веры для жителей городов; к этому же времени относятся первые изгнания протестантов из его владений. Прежние уступки сохранились только для дворян. Лютеран обязывали вернуть имущество католич. Церкви. Высшие гос. должности могли занимать только католики. Сыну Карла II Штирийского Фердинанду (имп. Фердинанд II, 1619-1637) после смерти отца (1590) досталась в значительной степени возвращенная в католицизм Австрия. Фердинанд был воспитан иезуитами, получил образование в Грацском и Ингольштадтском ун-тах и всю жизнь поддерживал орден. В 1596 г., во время принесения сословиями присяги, он отказался принять условия протестант. сословий. При Фердинанде эмиграция протестантов из Штирии, Каринтии и Крайны приняла массовый характер.
В Венгрии ситуация на рубеже XVI-XVII вв. осложнилась в связи с неудачами в Пятнадцатилетней войне против турок (1593-1606). Недовольство венгров королем было вызвано также и тем обстоятельством, что, нуждаясь в деньгах, он начал судебные процессы против самых известных и богатых людей Венгрии (Иллешхази, Бочкаи, Хомоннаи и др.), обвинив их в отступлении от веры и в гос. измене, имущество осужденных было конфисковано в пользу казны.
Религ. вопрос в подвластных австр. Г. странах приобретал политическую окраску. Г. использовали Контрреформацию для усиления своей власти, оттесняя сословия с их традиц. институтами. В 1604 г. в Венгрии началось открытое выступление сословий против Рудольфа II, возглавленное И. Бочкаи и поддержанное главным соперником Рудольфа эрцгерц. Матиасом. Венский мир (1606) предоставил венг. протестантам религ. свободы, распространяя их не только на дворян, но и на горожан и солдат пограничных крепостей, гарантировал неприкосновенность имущества протестант. общин, отказ от дискриминации протестантов при назначении на гос. должности и т. д. Но преобладающая позиция католич. Церкви в Венгрии была сохранена.
В 1608 г. сословиями Венгрии, Моравии, Н. и В. Австрии была создана конфедерация, поддержанная эрцгерц. Матиасом, в пользу к-рого Рудольф II был вынужден отказаться от этих владений. В 1609 г. Матиас подписал «Капитуляцию» (Capitulations-Resolution), по к-рой свобода вероисповедания предоставлялась господам, рыцарям, городам и местечкам Н. и В. Австрии. Под влиянием успехов конфедерации чеш. и силезские сословия, сохранявшие верность Рудольфу II, но не получившие от него никаких уступок в религ. и политических вопросах, в 1609 г. заключили союз и стали угрожать королю восстанием и переходом на сторону Матиаса. Рудольф II был вынужден удовлетворить требования сословий, что было зафиксировано в «Грамоте величества» (Majestätsbrief) от 9 июля 1609 г. 3 сословиям Чехии (господам, рыцарям и горожанам) гарантировалось соблюдение «Чешской конфессии, которую некоторые называют Аугсбургской», утвержденной Максимилианом II в 1575 г. Особым документом («Примирением») оговаривалась свобода вероисповедания «чешских братьев». Однако Рудольф II не смирился с поражением и решил подавить сословные выступления в Чехии и Силезии силой оружия, получив помощь от двоюродного брата еп. Пассау и Страсбурга Леопольда. После поражения Рудольфа II чеш. корона также перешла Матиасу (1612). До смерти (20 янв. 1612) Рудольф жил в Праге, сохраняя титул императора лишь номинально.
Уступки, сделанные Г. протестантам в дунайских владениях, носили временный характер. Уже Матиас систематически нарушал договоры с протестантами. При его преемниках, императорах Фердинанде II, Фердинанде III (1637-1657), Леопольде I (1658-1705), Контрреформация приняла более последовательный и жесткий характер. В проведении этой политики Г.-монархам помогали члены их семьи, занимавшие высокие посты в различных институтах католич. Церкви, в т. ч. в Тевтонском ордене (Великие магистры из Г.: Максимилиан, 1590-1612; Карл, 1619-1624; Леопольд Вильгельм, 1641-1662; Карл Иосиф, 1662-1664).
Тридцатилетняя война (1618-1648), начавшаяся с конфликта между католиками и протестантами, вскоре утратила религ. характер. Г., выступавшие во главе католич. лагеря, в зависимости от положения военных дел то смягчали, то ужесточали свою позицию в религ. вопросе. Чеш. фаза войны (1618-1621), закончившаяся поражением чехов и их союзников в битве при Белой горе (нояб. 1620), привела к победе имп. Фердинанда II над протестантами в Чешском королевстве и в тех областях Австрии, где лютеранство еще сохраняло свои позиции. Была отменена «Грамота величества» 1609 г., строжайше запрещена проповедь протестантизма, протестант. общины лишены всего имущества, школы были переданы иезуитам. Некатолики подвергались открытому насильственному преследованию - часть была физически истреблена, часть выслана или бежала за границу, их имущество отошло казне. Чехия окончательно потеряла право выбирать королей.
Победа Г. в дат. периоде войны (1625-1629) отразилась в Реституционном эдикте (1629) Фердинанда II, в соответствии с к-рым протестанты были обязаны вернуть все владения, оказавшиеся у них после 1555 г. Это привело к конфликту императора с теми имперскими чинами, к-рые занимали двойственную позицию. В последние годы жизни Фердинанда II на политику дома Г. оказывал воздействие буд. имп. Фердинанд III. В отличие от отца он шел на компромиссы, понимая, что только так можно приблизить окончание войны. Используя преимущество победы над шведами при Нордлингене (сент. 1634), он заключил с саксон. курфюрстом Иоганном Георгом I мир в Праге (1635), к к-рому присоединились др. герм. князья. В обмен на обещание не заключать союзов, враждебных императору, протестант. князья получили гарантии на земли, отошедшие им до 1552 г.; на 40 лет продлевалось владение землями, присвоенными ими после 1552 г. Пражский мир открыл возможность для начала переговоров, получивших оформление в Вестфальском мире 1648 г.
На переговорах, завершивших Тридцатилетнюю войну, в религ. вопросе австр. Г. отделяли Римско-Германскую империю от др. своих владений. В империи Фердинанд III был готов идти на уступки, но в отношении наследственных земель он занял твердую позицию - религ. свободы в Австрии и Чехии не были восстановлены. В 1645 г. в Линце был заключен мир между Фердинандом III и трансильванским кн. Дьёрдем I Ракоци, участником антигабсбургской коалиции. Под влиянием военных успехов Ракоци в Венгрии Фердинанд III был вынужден подтвердить религ. свободы венгров, в т. ч. и крестьян, и гарантировать имущественные права протестантов, свободу отправления культа. В отличие от др. стран в Венгрии религ. свободы распространялись и на кальвинистов. Вместе с тем Г. не отказывались от защиты католич. Церкви. К сер. XVII в. большинство аристократических семей и часть дворянства вернулись в католицизм. Особенно больших успехов католич. Церковь в Венгрии достигла в правление преданного католицизму имп. Леопольда I, к-рый, будучи младшим в семье, изначально готовил себя к духовной карьере. Под предлогом борьбы с сословной оппозицией в Венгрии и заговорами аристократии в 1671 г. в Венгрии были казнены неск. крупных гос. деятелей, на 10 лет приостановлена работа сословных учреждений, а управление страной передано специально созданному комитету. Под рук. особых трибуналов был проведен ряд массовых судебных процессов против протестант. пресвитеров и проповедников. Последовавшее вооруженное выступление против Г. было поддержано Трансильванией и осложнилось подстрекательством со стороны Франции и Оттоманской Порты. Попытка Леопольда I прийти к соглашению на Гос. собрании 1681 г. и обещание восстановить на землях магнатов свободу вероисповедания и отправления культа не дали должных результатов. Успехи Г. и войск международной коалиции в войне с турками (1683-1699), приведшие к освобождению Венгрии, изменили ситуацию в пользу правящей династии. Венгрия была объявлена наследственной монархией Г. Однако Леопольд I не решился официально отменить все религ. свободы, подтвердив закон о протестантах 1681 г. Имп. Карл VI (1711-1740) подавил последнее антигабсбургское освободительное движение в Венгрии и Трансильвании под предводительством Ференца II Ракоци. Сатмарским мирным договором (1711) в отношении протестантов Венгрии предусматривалось соблюдение законов 1681 и 1687 гг.
Медаль в честь беатификации имп. Карла I. 2004 г.
Медаль в честь беатификации имп. Карла I. 2004 г.В XVIII в. во владениях Г. все решения, касавшиеся конфессиональных проблем, зависели от воли монарха. Г. поддерживали католич. Церковь, ограничивая права некатоликов. В 1714 г. право венг. протестантов иметь школы было ограничено «артикулярными местами». В 1715 г. Карл VI ввел в состав Гос. собрания Венгрии депутатов от иезуитов и премонстрантов. В 1731 г. права протестант. церквей еще больше урезались, был усилен контроль со стороны монарха. От короля зависело разрешение на приглашение протестант. проповедника даже в «артикулярных местах». Запрещался переход из католицизма в протестантизм. Число суперинтендантов лютеран. церквей также определялось королем. Межконфессиональные браки совершались только католич. пресвитерами. Протестанты обязывались соблюдать католич. праздники и т. д.
Карл VI не имел наследников муж. пола. Согласно Прагматической санкции (1713), установившей порядок наследования по жен. линии и принцип неделимости владений Г., после смерти имп. Карла VI (1740) единственной наследницей австр. ветви Г. оказалась его дочь Мария Терезия. Ее права были оспорены ее кузеном, баварским курфюрстом из рода Виттельсбахов. В ходе общеевроп. войны за Австрийское наследство он был коронован как имп. Карл VII (1742), однако после его смерти в 1745 г. имп. короной овладели Мария Терезия и ее муж Франц I, вел. герцог Тосканский и герцог Лотарингский. При имп. Марии Терезии в установленном новом порядке управления имуществом ун-тов, школ, церквей и мон-рей значительная доля расходов на просвещение и образование перекладывалась на католич. Церковь. Подобное распоряжение коснулось и правосл. Церкви, в каждой епархии к-рой предписывалось открыть школу (1776). В 1773 г., после запрета деятельности ордена иезуитов Римским папой Климентом XIV, императрица распустила орден в своих владениях, передав его имущество казне; часть его была направлена на образовательные нужды. Мария Терезия продолжила политику усиления гос. Церкви: этой цели служил указ «Placetum regium» (1767), предусматривавший обязательность утверждения ею в Австрии распоряжений, исходящих от папы Римского. Позже это распространилось и на др. владения австр. Г. Церковь лишалась налоговых привилегий, духовенство облагалось подушной податью. В областях, где во время Реформации прекратили существование католич. еп-ства, они были восстановлены. В 1751 г. Мария Терезия подтвердила законы против протестантов 1731 г., дополнив их запретом католикам посещать некатолич. школы.
Имп. Иосиф II, сын Марии Терезии (с 1765 соправитель; в 1780-1790 правил единовластно), приступил к проведению церковной реформы, провозгласив веротерпимость в наследственных владениях (1781), что серьезно осложнило отношения с Римом. Запрещались преследования на религ. почве, отменялись религ. ограничения при приеме на гос. службу, в т. ч. на преподавательские должности в ун-тах и др. В 1782 г. для решения этих вопросов папа Пий VI совершил поездку в Вену, однако изменить церковную политику императора ему не удалось. В 1782 г. Иосиф II распустил монашеские ордены, к-рые не занимались преподавательской деятельностью и уходом за больными. Имущество орденов было направлено на просветительские и образовательные цели, на поддержку приходских пресвитеров в новых приходах. В 1784 г. епископские семинарии были заменены гос. Ун-ты и лицеи получили исключительное право преподавать богословие. Были санкционированы изменения в католич. богослужении с целью упрощения и удешевления обрядов. Церковь была окончательно подчинена гос-ву, а духовенство приравнено к гос. служащим. Нек-рые мероприятия Иосифа II в сфере церковного переустройства встретили жестокое сопротивление со стороны католич. духовенства и части дворянства.
В годы правления австр. имп. Франца I (1804-1835) начался период религ. обновления Австрии. После визита императора к папе Пию VII (1819) было принято решение о пересмотре церковного законодательства Иосифа II. При австр. имп. Фердинанде I в связи с дарованием в 1847 г. австр. подданства основателю старообрядческой белокриницкой иерархии митр. Амвросию (Паппа-Георгополи) возник конфликт с Россией вплоть до угроз разрыва дипломатических отношений. Австр. имп. Франц Иосиф I в 1855 г. заключил с Папским престолом конкордат, к-рый усиливал позиции католич. Церкви в стране. Реформы 70-90-х гг. XIX в. окончательно признали свободу веры и совести для любой конфессии, а также для атеистов, однако католич. Церковь продолжала занимать господствующее положение во владениях австр. Г. В 1903 г. австр. императоры утратили право вето при избрании Римских пап, к-рым ранее неоднократно пользовались.
Убийство наследника австр. престола эрцгерц. Франца Фердинанда (15 (28) июня 1914) послужило поводом к началу первой мировой войны. После поражения в ней Австро-Венгрии последний император из рода Г. Карл I (1916-1918) был свергнут; вскоре был принят закон о высылке из страны всех Г. и конфискации имущества семьи. Карл I, предпринявший усилия остановить войну, по призыву папы Бенедикта XV, умер в изгнании и бедности на о-ве Мадейра. 3 окт. 2004 г. папой Иоанном Павлом II он был беатифицирован. В нач. XXI в. глава дома Г.- сын Карла I Отто фон Г. (род. в 1912), род продолжают его сын Карл фон Г. (род. в 1961) и внук Фердинанд фон Г. (род. в 1997).
Лит.: Митрофанов П. П. История Австрии. СПб., 1910. Ч. 1; Tomek E. Kirchengeschichte Österreichs. Innsbruck; W.; Münch., 1935-19593; Kann R. A. A History of the Habsburg Empire: (1526-1918). Berkeley, 1974; Ewans R. J. W. The Making of the Habsburg Monarchy 1550-1700. Oxf., 1979; Winkelbauer Th. Kontakte und Konflikte: Böhmen, Mähren und Österreich: Aspekte eines Jahrtausends gemeinsamer Geschichte. Horn; Waidhofen ander Thaya, 1993; idem. Ständefreiheit und Fürstenmacht: Länder und Untertanen des Hauses Habsburg im konfessionellen Zeitalter. W., 2003. 2 Bde. (Österreichische Geschichte, 1522-1699); Шедлинг А., Циглер В. Кайзеры: Священная Римская империя, Австрия, Германия. Р.-н/Д., 1997; A Thousand Years of Christianity in Hungary: Hungariae Christianiae Millennium / Ed. I. Zombori e. a. Bdpst., 2001; Медведева К. Т. Австрийские Габсбурги и сословия в нач. XVII в. М., 2004.
Т. П. Гусарова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.