- ДЭБТЭРА
Дэбтэра́ [эфиоп. ; одно из основных значений в геэзе - скиния], в Эфиопской Церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров. Происхождение Д. остается неясным, однако нет сомнений в том, что они уже существовали при эфиоп. династии Соломонидов, т. е. после 1270 г. В этимологии термина, к-рую обычно возводят к древнегреч. διφθέρα ([снятая и выделанная] кожа, шкура; кожаный шатер или навес), можно видеть параллель с ветхозаветными левитами, служившими при скинии. Попытки отечественных и зарубежных исследователей отнести Д. к духовенству несостоятельны, поскольку над ними не совершается таинство хиротонии, более того, не существует никакой церемонии приема в Д. или исключения из их числа.
Традиционно Д. называют тех, кто не приняли сана, но окончили высшую церковную школу, причем речь может идти о любой из 3 ее ступеней: Зема бет ( - дом музыки), где изучают гимны и песнопения на весь год, литургику, Часослов, а также искусство хорового пения; Кэне бет ( - дом поэзии), где знакомятся с духовными стихами на языке геэз и учатся их составлять, и Мэцхаф бет ( - дом Писания), где готовят комментаторов ВЗ, НЗ и святоотеческих писаний, знатоков в области канонического права и календарных вычислений. Д. подвизаются при церквах, поют и исполняют священные танцы внутри церковной ограды и при крестных ходах; хотя сами они не могут совершать литургию, их участие в богослужении считается обязательным. Нек-рые Д., подобно священникам, носят тюрбаны, другие по одежде ничем не отличаются от проч. мирян. Овдовев, Д. нередко уходят в мон-рь.
Как правило, Д. были гораздо образованнее священников, чье обучение в большинстве случаев ограничивалось уровнем средней церковной школы - Кэддасе бет ( - дом литургии). Лишь Д. и довольно небольшая часть иеромонахов являлись в средневек. Эфиопии подлинными хранителями и творцами письменной культуры. Д. играли основную роль в изготовлении и переписывании рукописей, причем не только книг в форме кодекса, но и магических свитков (поэтому возможно, что термин «Д.» произошел от переносного значения διφθέρα - пергамен). Это обстоятельство, а также знания и таланты Д., державших себя важно и таинственно, заставляли простой народ и духовенство относиться к ним с суеверным страхом и подозревать их, зачастую не без оснований, в чернокнижии, что нашло отражение в амхарской пословице: «Из животных худшее - скорпион, из людей - дэбтэра».
С сер. XX в. в связи с общим упадком церковного и распространением светского образования роль Д. в культурной жизни Эфиопии и их общественный статус значительно снизились.
Лит.: Vléat B. Chanteurs, poètes, professeurs: les Dabtara éthiopiens // Les cahiers coptes. Le Caire, 1954. N 5. P. 21-29; Levine D. N. Wax&Gold: Tradition and Innovation in Ethiopian Culture. Chicago, 1965. P. 171-174; Ullendorff E. Ethiopia and the Bible. L., 1968. P. 88, 91-92, 98-99. (The Schweich Lectures of the British Acad., 1967); Leslau W. Comparative Dictionary of Ge‘ez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 1987. P. 122; Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока: Очерки. М., 1987. Кн. 1. С. 208-209, 221-226; Kaplan St. Däbtära // EncAeth. Vol. 2. P. 53-54.
С. А. Французов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.