АДАМИС

АДАМИС

М. Адамис

М. Адамис


М. Адамис

[греч. ̓Αδάμης] Михаил (род. 19.05.1929, Пирей), совр. греч. композитор, хоровой дирижер и музыковед. Учился в Афинской и Пирейской муз. школах, Греческой консерватории (1947-1959), пел в детском хоре при Афинской митрополии. В 1954 г. окончил богословский фак-т Афинского ун-та. А. основал хор мальчиков часовни королевского дворца (1950; руководил им до 1967) и Афинский камерный хор (1958). Переехав в 1961 г. в США, А. до 1963 г. преподавал визант. музыку и управлял хором в Богословской академии Св. Креста в Бостоне (Массачусетс), а в 1962-1965 гг. занимался по классу композиции у А. Бергера и визант. муз. палеографии у К. Ливи в ун-те Брэндейз (там же). В 1965 г. А. вернулся в Афины и с тех пор занимается преимущественно муз. композицией. В том же году организовал первую в Греции студию электронной музыки. С 1968 по 1999 г. декан муз. фак-та и руководитель хора в Пирс-колледж (Афины). В 1975-1985 гг. А. был председателем Греческого об-ва совр. музыки. C 1979 г. председатель Греческого визант. хора, а с 1999 г.- также Афинского камерного оркестра. В 1981-1984 гг. возглавлял Комитет по хоровому искусству Министерства культуры Греции. Член адм. совета Союза греч. композиторов и член администрации Ионийского ун-та в Керкире (1990-1994). Разработал и рекомендовал программу обучения для муз. фак-та указанного ун-та, введенную в 1992 г.

А.- автор многих вокальных и инструментальных сочинений, как сольных, так и камерных. Музыка А. ярко индивидуальна, принадлежит авангардному направлению; в ней отражаются черты, характерные для визант. муз. традиции, не ориентированные на западноевроп. гармонию и тематическое развитие; ей свойственна линеарная, полимелодическая фактура. Использование микроинтервалики, особенностей гласового мелоса (см. Глас, Осмогласие), исократимы, а также мелизматических украшений, унаследованных от визант. церковной музыки, позволяют А. сохранить в своих сочинениях специфику греч. традиции. Им был написан ряд богослужебных муз. сочинений и циклов для смешанного хора: «Акафист» (1950), «Великое повечерие» (1950), «Страстная Седмица» (1950-1967), «Литургии» (1954, 1956, 1959), «Эортологион» (1955-1969; цикл из 60 тропарей, кондаков и величаний), «Библейские песни» (1962), «Четыре самогласна на Рождество» (1967), «Взбранной Воеводе» (1999), «С нами Бог» (1999) и др. В сочинениях А. (всего более 200) выделяются 2 параллельных творческих направления. Первое - поиск в пределах узнаваемых муз. символов - воплощено в произведениях с прямыми муз. цитациями («Византийские Страсти» (1967) для хора, «В Вифлееме» (1988) для оркестра и хора, «Свершилось» (1971) для солиста и хора с электронномуз. сопровождением и др.). В др. направлении проявляется тенденция выйти за пределы традиц. муз. символов и привести материал к более абстрактной форме в идеале абсолютной музыки («Апокалипсис - шестая печать» (1967) для хоровых групп, чтеца с электронномуз. сопровождением, «Ирмос» (1975) для 5 солистов, «Видения из Апокалипсиса» (1993) для баритона и камерного оркестра и др.). По этому же пути - от символизма к абстракции - А. следует в сочинениях «Бытие» (1968) для 3 хоров, «Плач Богородицы» (1970-1973) для хора и в др. произведениях, основанных на греч. народной муз. традиции.

А. опубликовал много статей и неск. исследований по визант. музыке, среди к-рых самые известные - расшифровка и воссоздание литургического действа Трех отроков (см. Вавилонские отроки, Пещное действо), единственного сохранившегося в нотированных рукописях примера визант. богослужебного последования со сценическими элементами, а также открытие и расшифровка двухчастного «Хвалите» мелода Мануила Гадза (до 1453), самого раннего из примеров редкого многоголосоного письма визант. периода.

Соч.: Κατάλογος των Χειρογράφων της Βιβλιοθήκης Παναγιώτου Γριτσάνη // ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35. Σ. 311-365; An Example of Polyphony in Byzantine Music of the late Middle Ages // International Musicological Society Congress Report. XI. Copenhagen, 1972. Vol. 2. P. 737-747; A Reference to the Chanting in the East and the West // Studies in Eastern Chant, IV. 1974; Η Ελληνική Παράδοση στη Μουσική Εκπαίδευση // Η Μουσική στην Εκπαίδευση. Νικοσία, 1977. Σ. 10-14; Παράδοση και Μουσική // Σύναξη. 1982. Ιαννουάριος. Τ. 1. Σ. 57-60; Εισαγωγή στην Ιστορία της Βυζαντινής Μουσικής με Βάση τα Μουσικά Χειρόγραφα // Δελτίο της Εταιρείας Νεο-Ελληνικού Πολιτισμού και Γενικής Παιδείας. Αθήνα, 1982. Σ. 69-75; Πολυφωνική Εκκλησιαστική Μουσική στο Βυζάντιο του ΙΕ αιώνα // Μουσικολογία. Αθήναι, 1986. Σ. 51-66; Βυζαντινός Μουσικός Πολιτισμός: Συνείδησι και Προοπτική // Οδοιπορία Ελπίδας: Σεμινάριο Κοινονικού και Θιλοσοφικού προβληματισμού. Αθήνα, 1992. Σ. 47-60; Some Instances in the Byzantine Manuscripts Indicating a Relationship to the Music of the West // Polyphonies de tradition orale - Rencontres à Royaumont. P., 1993. P. 59-67; ̓Αδάμης Μ., ̓Αμαργιανάκις Γ., Αγγελόπουλος Λ., Στάθης Γ. Βυζαντινοί Μελοῦργοι. Αθῆναι, 1994-1995 [исслед. творчества Мануила Хрисафа, Иоанна Клады и св. Иоанна Кукузеля]; Απο την Βυζαντινή Μουσική στη σύνγχρονη μαρτυρία προσωπική πορείας // Θωνόγραφως. 1995. Τ. 14. Σ. 25-32; Within and beyond Symbolism // Contemporary Music Review / Harwood acad. publishers. 1995. Vol. 12. Pt. 2. P. 9-21; Απο την Βυζαντινή Μουσική στη Συγχρονή // Μουσικός Λόγος. 2000. Τ. 1. Σ. 109-115.

Дискогр.: Τρείς Βυζαντινοί ύμνοι / Fidelity. 1959; Κάλαντα / Fidelity. S. a.; Ψαλμική Ωδή / Philips. 1963; Κράτημα / EMI; His Master's Voice. 1973; Βυζαντινά Πάθη / ΕΙΡΜΟΣ; SPR. 1978; Χριστούγεννα - Προτούγεννα. Les Plus Beaux Noëls Classiques d'Europe / ODYSSEE. 1992; Our Lady's Lament: Capella Romana in Concert / Digalog. 1995; Hirmos for six voices: Collegium Vocale Köln / ΕΤΕΒΑ - ΚΣΥΜΕ. 1998; Το Περιβόλιν: Χορωδία Μουσικού Λυκείου Θεσσαλονίκης. 2000.

Лит.: Χρονόπουλος Α. Ι. ΧΟΡΟΔΙΕΣ. Το Πολυφωνικό Τραγούδι στην Ελλάδα (1843-1988). Αθήναι, 1988. Σ. 88-89, 71-73; Adamis, Michael // Baker's Biographical Dictionary of Musicians / Ed. N. Slonimsky. N. Y., 19928. P. 8-9; Καλογερόπουλος Τ. Το Λεξικό της Ελλενικής Μουσικής. 1998. Τ. 1. Σ. 59-62; Κοντογεωργίου Α. Μιχάλης Αδάμης // Για τις Χορωδίες. 1999. Ιούλιος; Λουφόπουλος Α. Αρχειοθέτηση και περιγραφική ανάλυση των ηλεκτροακουστικών εργών του Μιχάλη Αδάμη. Πτυχιακή εργασία, Τμήμα Μουσικών Σπουδών Ιονίου Πανεπιστημίου. 1999.

Г. Статис


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АДАМИС" в других словарях:

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… …   Православная энциклопедия

  • ГАССЕР Леопольд — ГАССЕР (Gasser) Леопольд (31 марта 1836, Шпитталь, Австрия 9 января 1871, Оттакриг, Австрия), австрийский оружейник, конструктор ручного стрелкового оружия. Выходец из старой фамилии оружейных мастеров, Гассер начал карьеру учеником в Вене в 1858 …   Энциклопедический словарь

  • Серре (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Серре. Город Серре Σέρρες Страна ГрецияГреция …   Википедия

  • Gyöngyhajú lány — «Gyöngyhajú lány» Песня Omega из альбома 10 000 lépés Записан 1969 Жанр Прогрессивный рок Язык песни венгерский Композитор Gábor Presser …   Википедия

  • Гассер, Леопольд — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику. Добавить иллюстрации. На …   Википедия

  • Неофит Каристский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Неофит. Епископ Неофит Επίσκοπος Νεόφυτος …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»