- ЕЛЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
в г. Ельце (ныне Липецкой обл.), основан ранее 1592 г. Находился в городском посаде, ниже совр. Вознесенского собора, на левом берегу р. Сосны, при впадении в нее р. Ельчик. В 1775 г. упразднен, в 1836 г. восстановлен на новом месте - у зап. городской окраины, за заставой, на Орловской дороге.
По легенде, изложенной в краеведческой лит-ре и периодике XIX - нач. XX в. (Орловские ЕВ. 1912. № 4), Е. м. основан в XIV в. удельным елецким кн. Федором Ивановичем после Куликовской битвы 1380 г. Задонский иером. Геронтий (Кургановский) считал вероятным основание Е. м. в XIII или XIV в. (Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 14-15). Митр. Евгений (Болховитинов) отмечал, что «о начале сего монастыря известий нет» (Болховитинов. 1800. С. 115).
XVI-XVII вв.
Елецкий Троицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Елецкий Троицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.Впервые Е. м. упоминается в дек. 1592 г. в указной грамоте воеводе И. Н. Мясному о раздаче хлебного жалованья: «В монастырь Троицы Живоначальные да Сергия Чудотворца - игумну с братьею - 25 чети ржи, овса тож» (РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 1). Вероятно, Е. м. был основан одновременно со строительством Елецкой крепости. Информация о становлении обители содержится также в «Обыскных речах игумена и старцев Троицкого монастыря, елецких попов, пушкарей… по делу о краже денег из царской казны», датируемых янв. 1618 г. (Котков С. И., ред. Памятники южновеликорус. наречия кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1990). Наряду с нек-рыми мон-рями Ельца и соседних уездов Е. м. принадлежал к типу придонских обителей, к-рые занимали территорию по юж. границе российских земель, на степной «украине», где казаки и монахи первыми приступили к хозяйственному освоению малонаселенного региона.В 1618 г. гетман П. Сагайдачный разорил Елец и Е. м., но уже в 1628 г. обитель вновь упоминается в документах (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 72. Л. 1-2). В 30-х гг. XVII в. стараниями насельника Е. м. мон. Савватия выше по течению р. Ельчик, на ее левом берегу, в лесу на Каменной горе, на «старом городище», был устроен монастырский скит с деревянной ц. «во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и Знамения Ея «Курския»», впосл. построен храм во имя свт. Николая Чудотворца. Скит (3 саж. в длину и 16,5 саж. в ширину) был обнесен «деревянным кругом стояками». В неск. деревянных кельях жили по 2-3 монаха, иногда «за скудностью» скит пустовал, т. к. братия жила «в мирских домах» и часто «мирским подаянием» (Поликарпов. 1896). Скит упомянут в перечне мон-рей Елецкого у., составленном по указу царя Алексея Михайловича «холопом Алешкой Зеленым» в 1657 г.: «На посаде ж монастырь Курская Богородица. Построин внове. В нем живет братьи пять человек. А игумна нет. А бобылей за монастырем четыря двора. А крестьян нет» (РГАДА. Ф. 210. Белгор. стол. Стб. 604). В 1683 г. решением еп. Воронежского свт. Митрофана этот скит был передан новоучрежденному елецкому в честь иконы Божией Матери «Знамение» женскому монастырю. Вместе со скитом, согласно указу епископа, Знаменской обители отошла и часть лучших земель Е. м.- Яблонова и Лепикина поляны (ок. 10 га).
Настоятели и братия до 1775 г.
Митр. Евгений (Болховитинов) приводит документ, датированный янв. 1618 г., в к-ром впервые был зафиксирован состав братии: игум. Роман, иером. Тарасий и 5 старцев (Болховитинов. 1800. С. 117-118). В правление вел. кн. Михаила Феодоровича упоминается «деятельный» игум. Моисей (1627-1630), а позже - строитель мон. Савватий. В 1657 г. в 10 кельях проживали игум. Варсонофий и 12 чел. братии. Игум. Авраам принял непосредственное участие в написании челобитной 1628 г., игум. Павел упоминается в «Росписи монастырям» 1657 г., а игум. Иоасаф как противник устройства «девичьей обители» на Каменной горе - в монастырских актах под 1683 г.
По данным писцовой книги 1691-1693 гг., в 10 кельях проживали игумен и 12 чел. братии. В 1701 г. численность монахов осталась прежней, к 1703 г. возросла до 13 чел., при этом «жалования братии нет, питаются за общей трапезой». Помимо монашествующих в Е. м. проживало и белое духовенство. В окладных книгах 1676 г. упоминается двор попа Иакова, в переписных книгах 1705 г.- священник, с пометкой, что др. причетников при церкви не было (Извлечение из «Книг переписных». 1903. С. 53). Согласно штатному расписанию 1764 г., в Е. м. не было ни одного монаха (Ведомость о мон-рях 1764 г. 1905. С. 96). Перед упразднением в 1775 г., при настоятеле игум. Клименте, в Е. м. числились: иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, священник, иеродиакон, 4 монаха, подьячий, 8 церковнослужителей «и при них один малолетний».
Упразднение Е. м. в 1775 г. и восстановление к 1836 г.
В 1764 г. Е. м. стал заштатным, в 1768 г. горел, 24 сент. 1775 г. указами Святейшего Синода и Воронежской духовной консистории на основании решения имп. Екатерины II был упразднен. Некоторое время насельники продолжали жить в обители. Указом от 26 янв. 1776 г. игум. Климент с братией были переведены в лебедянский Троицкий мон-рь Тамбовской губ., именовавшийся в документах «Елецким» (РГВИА. ВУА. Ед. хр. 18903). Часть утвари из упраздненного Е. м. была передана в приходские храмы Ельца, часть иконостаса Троицкой ц.- в городской Вознесенский собор (вместе с «древней» Казанской иконой Божией Матери), др. часть (вместе с почитаемым Нерукотворным образом Спасителя) - в Рождественскую ц. Во Введенский храм поступило 3 иконы, в т. ч. образ Божией Матери «Взыскание погибших», при этом сразу по перенесении из мон-ря началось почитание его как чудотворного.
В 1-й пол. XIX в. предпринимались попытки возобновить в Ельце мон-рь. По инициативе елецкого городского головы И. В. Шапошникова в февр. 1820 г. было подано прошение еп. Орловскому и Севскому Ионе (Павинскому) о переведении упраздняемого брянского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить в обители каменный храм во имя Св. Троицы с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. Евдокии «на западной окраине города близ начатого им же нового кладбищенского храма», пожертвовать колокол, а также выделить из собственных средств 30 тыс. р. на строительство. После смерти он обязал супругу завершить начатое дело. Городского голову поддержали купцы Хренниковы, П. Ф. Шилов, А. С. Кожухов, К. Н. Желудков, М. И. Криворотов, свящ. Лука Ефремов и др. Город выделил 16,3 га земли под территорию нового монастыря. В 1823 г. еп. Орловский Гавриил (Розанов) внес в консисторию предложение «о перемещении Петропавловского монастыря из Брянска в Елец, если ельчане не переменили своего намерения». В 1825 г. елецкий предводитель дворянства, губ. архитектор, городничий, голова, стряпчий и землемер осмотрели строящуюся кладбищенскую церковь, богадельню и предназначенную под мон-рь землю. В апр. 1826 г. члены консистории «дозволили» устройство в Ельце 3-классного монастыря с переводом в него брянской обители. В сент. 1830 г. имп. Николай I утвердил предложение Синода о построении в Ельце мон-ря «с наименованием онаго Троицким» с переводом в него братии брянского Петропавловского мон-ря.
Перед смертью Е. Ф. Шапошникова пожертвовала в Троицкий храм напрестольные и священнические облачения и книги всего церковного круга. В июне 1832 г. купцы П. А. Талдыкин и А. А. Калабин «просили о дозволении окончить им постройку монастыря в соответствии с волей их покойной тетки». Кроме Троицкой ц. были выстроены настоятельский и братский корпуса, дома для казначея и эконома, здания кухни и трапезной, хозяйственные службы, ограда, 1-й ярус колокольни, больница, прачечная. В июне 1835 г. новый настоятель брянского мон-ря архим. Филарет писал еп. Орловскому и Севскому Никодиму (Быстрицкому), что «приступить к переведению братии… по настоящему летнему времени весьма удобно; для жительства братии келии, кухня и трапезная совершенно устроены».
Храмы и другие строения
Согласно описанию 1691 г., Е. м. имел стену «в забор» (92×48,3 м), каменную колокольню и 2 деревянные церкви: Троицкую (40×15 м) и Петропавловскую (14,7×8,5 м) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 17-20 об., 15-16 об.). В XIX в. на месте бывшего монастыря находился странноприимный дом-богадельня, основанный купцом В. С. Русановым. «Каменные ворота да часовенка в виде каменного столба на месте святого престола Троицкого храма» были единственными постройками прежней обители, сохранившимися до нач. ХХ в. Двухметровая часовня-столб, покрытая 4-скатной кровлей, завершалась 8-конечным крестом, по бокам имелись ниши с иконами и лампадами.
Фасад Тихвинской ц. Троицкого мон-ря. Р. . В. Новосельцева
Фасад Тихвинской ц. Троицкого мон-ря. Р. . В. НовосельцеваТоржественное открытие на новом месте Е. м. и освящение Троицкого собора совершил 6 сент. 1836 г. еп. Никодим (Быстрицкий). Новый комплекс Е. м. представлял в плане правильный прямоугольник со стенами высотой 8,5 м, 4 башнями по углам и надвратной колокольней в середине сев. стены. Все постройки этого времени, в т. ч. 5-главый Троицкий храм и братский корпус, были выполнены в стилистике ампира. Сложившийся к нач. XX в. ансамбль Е. м. представлял собой крупный архитектурный (2 собора, 3 храма, более 20 капитальных построек) и адм. комплекс (резиденция Елецких епископов).
Летний Троицкий собор (1820-1836), построенный иждивением купцов Шапошниковых, Талдыкиных и Калабиных, имел с сев. и юж. сторон фасады, украшенные портиками, с зап. стороны у паперти - 2 притвора для ризницы. 6 сент. 1836 г. еп. Никодим освятил в трапезной приделы во имя апостолов Петра и Павла и прп. Евдокии. Собор украшал 5-ярусный иконостас (12,8×8,5 м). В 1848 г. на средства купца П. К. Горшкова местные иконы в соборе были украшены окладами из позолоченного серебра 84-й пробы общим весом 42 кг. Внутри собор был расписан худож. П. А. Соколовым - правнуком свт. Тихона Задонского (Соколова), снаружи отштукатурен и окрашен в голубой цвет. Освещался 3-ярусным бронзовым золоченым паникадилом на 32 свечи, пожертвованным елецким купцом М. И. Поповым.
Колокольня Троицкого мон-ря. 1836 г. Фотография. 2008 г.
Колокольня Троицкого мон-ря. 1836 г. Фотография. 2008 г.Второй каменный собор, в честь Тихвинской иконы Божией Матери (18×18 м, высота 12,8 м), строился в неск. этапов. 5 окт. 1850 г. о. Флавиан представил в Орловскую губ. строительную комиссию проект на постройку теплой Тихвинской ц., выполненный архит. А. Померанцевым. Проект был утвержден 13 окт. 1850 г. Строительство началось в июне 1852 г. под рук. городского архит. Н. Ефимова, но «при окончании кладки здания, когда осьмерик возведен был уже до окон, оказались в столбах повреждения, а в июне 1857 г. один столб с некоторыми частями здания обрушился»,- писал архим. Флавиан. В 1867-1869 гг. стараниями архим. Флорентия (Ɨ 11 нояб. 1882) Тихвинский собор был достроен, 15 сент. 1870 г. освящен еп. Орловским и Севским Макарием (Миролюбовым). 25, 27 апр. и 30, 31 мая 1871 г. были освящены приделы: на хорах - во имя арх. Михаила и св. Иоанна Предтечи, внизу - во имя свт. Николая Чудотворца и мц. Пелагии, а также во имя равноап. Марии Магдалины и мц. Александры. Храм был возведен в т. н. русско-византийском стиле, его архитектура была близка к архитектуре Вознесенского собора, который строили в Ельце по проекту К. А. Тона. В 90-х гг. XIX в. к Тихвинскому собору была пристроена закрытая паперть, украшенная портиком. С сев. и юж. сторон собора находились паперти с сенью. В 1882 г. Тихвинский храм стал отапливаемым, печное отопление было устроено под храмом. Стены были оштукатурены под серый мрамор и расписаны орловским худож. Г. Жировым.
К юж. стене Троицкого собора примыкала небольшая каменная церковь-усыпальница над гробом местночтимого свящ. Иоанна Жданова с престолом во имя святых Космы и Дамиана (освящен 12 сент. 1875). В алтаре находился склеп первых благотворителей Е. м.- городского головы купца И. В. Шапошникова и его жены. Над захоронением первого был поставлен престол, над прахом второй - жертвенник. В храме были погребены также архимандриты Дионисий, Флорентий (в схиме Антоний), Авель. В стену усыпальницы были вмонтированы памятники, под которыми покоился прах купца П. Талдыкина и его сестры А. Калабиной, ставших главными благотворителями Е. м. после смерти Шапошниковых.
Между Троицким и Тихвинским соборами на монастырском кладбище 13 июля (по другим сведениям, 12 июня) 1873 г. архим. Флорентий освятил теплый кирпичный храм во имя свт. Тихона Задонского. Церковь была поставлена над фамильной усыпальницей елецких купцов П. А. и Л. М. Петровых на средства их сыновей Александра и Петра. При храме имелась 4-ярусная колокольня (основание 14,2×14,2 м, высота 19,2 м).
Каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона, освященная архим. Флорентием 10 сент. 1874 г., примыкала к братскому корпусу. Пристроенная просторная братская трапезная составляла с храмом единое целое. Первоначально она была расписана в 1891 г. Позднее худож. П. А. Соколов выполнил роспись трапезной в память спасения имп. Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы в Борках 17 окт. 1888 г.
По завещанию о. Иоанна Жданова в 1867 г. в Е. м. был перенесен его деревянный дом, в к-ром разместилась больница для монашествующих, а после 1891 г.- еще и 4 кельи. В Е. м. имелись также кирпичные 2-этажный братский корпус с 32 кельями (1873), фасады к-рого украшали балконы, опиравшиеся на колонны; корпус у юж. ворот (1830), 3-ярусная колокольня (1836) со св. вратами (самые крупные колокола - 2,4 т и 835 кг), ограда (высота 5 м, толщина 71 см, периметр 546 м) с 4 зубчатыми башнями по углам; здание церковноприходской школы у колокольни и сев. ворот, дом для псаломщиков, 2-этажная сторожка у колокольни, хлебопекарня с зимним погребом, дом настоятеля (к юго-западу от колокольни), дом около юж. ворот (построен в 1874 на средства купца М. К. Злобина (впосл. мон. Рафаил); в этом доме проживали перед кончиной архимандриты Дионисий и Флорентий), а также баня, просфорная, дворницкая, ледники, сараи, хлебный амбар, дровяник и коровник с 2 воротами, конюшня. С зап. стороны мон-ря находился обширный фруктовый сад. В 17 верстах от обители в 70-х гг. XIX в. был устроен хутор с деревянным домом, кирпичной кухней, амбаром, ригой, сараем и скотным двором.
Святыни
Главная святыня - Тихвинская икона Божией Матери «корсунского письма» XVI-XVII вв. (97,8×90 см, с серебряным окладом 84-й пробы весом более 11 кг) была привезена иноками из брянского Петропавловского мон-ря. Летом образ находился в Троицком соборе за правым клиросом в резном позолоченном киоте под балдахином, укрепленным на 4 фигурных колоннах. На окладе имелась чеканная надпись: «Сделана усердием Елецких граждан». Описание случаев исцеления от святыни «за собственноручными подписями от исцелившихся» хранилось в монастырском архиве в рукописной прошнурованной книге, скрепленной резолюцией еп. Орловского и Севского Макария (Миролюбова) от 26 нояб. 1868 г. С 20 июля 1864 по 1880 г. было записано 20 подобных случаев. Чудотворный образ часто брали в дома ельчане. В 1892 г. для перевозки иконы были сделаны карета и зимний воз, украшенные металлической вызолоченной короной-митрой. В 1909 г. в типографии Елецкого дома трудолюбия была напечатана брошюра, посвященная иконе: «Святыня и достопамятность Елецкого Троицкого монастыря».
За левым клиросом находилась икона вмч. Пантелеимона с надписью на обратной стороне кипарисовой доски: «Св. икона сия писана и освящена в Русском на Афоне во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона монастыре, посылается от онаго монастыря в знак любви и духовного единения о Господе в Свято-Троицкий Елецкий монастырь 1872 года апреля 14 дня». Икону украшали серебряный оклад с 7 рубинами и эмалью, риза. Рядом находилась икона великомучениц Варвары и Параскевы, а над ними - изображение Успения Пресв. Богородицы, украшенное серебряной ризой, с частицей мощей вмц. Варвары (17,7×13,3 см). На зиму Тихвинский образ и икона вмч. Пантелеимона переносились в теплый Тихвинский храм. Слева от царских врат - список с Елецкой иконы Божией Матери «в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» (Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 40).
В Петропавловском приделе Троицкого храма находился местночтимый Казанский образ Божией Матери, принесенный из Брянска. В приделе св. Евдокии на левой стороне иконостаса - икона Божией Матери «Знамение» в серебряном венце, пожертвованная Л. А. Турбиной. Почитались также икона свт. Николая Чудотворца (XVII в.; 20×13 см), на к-рую усердием М. Г. Заусайлова была изготовлена серебряная риза с эмалью и митрой, образ кн. св. Михаила Тверского и кн. блгв. Анны Кашинской (71×66 см) с частицей мощей последней, переданный в дар обители еп. Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном (Афонским), бывшим в 1906-1910 гг. настоятелем.
Левее образа вмч. Пантелеимона находился серебряный ковчег с частицами мощей (в виде напрестольного позолоченного креста), привезенный из брянского Петропавловского монастыря. В др. серебряном ковчеге (1888) хранились частицы ризы Пресв. Богородицы и мощей: мч. Нестора, вмч. Феодора Тирона, мч. Ипатия, вмч. Артемия, мч. Стефана, мч. Меркурия, прп. Сергия Радонежского, мч. Аристарха, мч. Прокопия, мч. Кириака, мч. Евстафия Плакиды, мч. Наркиса, мц. Христины, сщмч. Антипы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, кн. блгв. Константина и чад его благоверных Михаила и Феодора Муромских, святителей Авраамия, Исаии и Леонтия Ростовских, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, имелись непоименованные частицы. В 3-м, позолоченном ковчеге хранились частицы мощей святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и вмч. Пантелеимона, в 4-м, медном посеребренном ковчеге - частицы мощей кн. благоверных Михаила, Феодора и Константина Муромских и вмч. Пантелеимона. В 1912 г. Е. м. была пожертвована икона свт. Иоасафа Белгородского с частью его облачения.
В примыкавшей к Троицкому собору Космодамиановской ц. находились чтимые Иверский образ Божией Матери (на чугунной доске, к-рую несли перед гробом свящ. Иоанна Жданова в день похорон в 1824), иконы «Умягчение злых сердец» (из дома Жданова, пожертвованная в 1877 его родственниками), свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Игнатия Богоносца (изготовлена в 1879 усердием еп. Нижегородского Иеремии (Соловьёва)). Посреди Космодамиановской ц. находилась могила, над ней деревянное надгробие, на к-ром медная посеребренная доска с рельефным изображением подвижника во весь рост в священническом облачении. У гроба о. Иоанна совершались исцеления болящих. К 2008 г. все святыни Е. м. были утрачены.
Кладбище
У сев. стены алтаря Троицкого собора находилась могила архим. Димитрия; восточнее - могилы духовников Е. м. иеромонахов Иоанникия и Венедикта (Смирнова), а также иеродиак. Климента, племянника свящ. И. Жданова. Возле алтарей Троицкого и Тихвинского соборов были погребены почетные граждане Ельца, представители известных городских семей Талдыкиных, Петровых, Калабиных, Поповых, Ростовцевых, Горшковых, Криворотовых, Русановых, Кожуховых, Хренниковых, Лопатиных. К лету 1922 г. мн. могилы были уничтожены.
Ризница, архив и библиотека
размещались в притворе Троицкого храма. С правой стороны находились облачения и богослужебная утварь. С левой стороны - б-ка, включавшая более 400 томов «древнепечатного искусства, богослужебных и церковно-учительных, представлявших библиографическую редкость» (XVII-XX вв.), среди которых: Устав церковный. М., 1682; Евангелие с толкованием Кирилла Транквиллиона. М., 1696; Евангелие воскресное. М., 1697; Библия. СПб., 1751; «Камень веры» митр. Стефана (Яворского). М., 1730; Апостол. М., 1770; Жезл правления. М., 1774. Здесь же хранился и монастырский архив. В описи ризницы 1911 г. значились: 3 престольных серебряных ковчега, серебряная дарохранительница, 5 литургических сосудов, 5 напрестольных Евангелий, украшенных серебром с финифтью, 8 серебряных напрестольных крестов, 4 серебряных кадила, 10 серебряных лампад, серебряный архимандритский жезл. С 1912 г. часть фондов древлехранилища Е. м. размещалась в домике о. И. Жданова.
Братия, именитые посетители и подвижники Е. м. после 1836 г.
Первым настоятелем восстановленного в 1836 г. мон-ря стал архим. Флавиан (1836-1861), в его подчинении числилось 12 насельников. По свидетельству иером. Геронтия, «в течение более 20 лет настоятельства он почти не обращал внимания на благоустройство вверенной ему обители… При его управлении царили буквально скудость и нищета во всем». Возглавлявший с 1861 г. Е. м. архим. Дионисий (Ɨ 15 марта 1865) ввел еженедельное чтение акафиста перед Тихвинской иконой Божией Матери. При архим. Дионисии численность братии выросла с 12 до 80 чел. В 1865 г. еп. Орловский и Севский Поликарп (Радкевич) объявил благодарность о. Дионисию за усердие в благоустройстве обители. Архим. Флорентий (Ɨ 11 нояб. 1882), один из самых деятельных настоятелей, в 1870 г. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, а в 1876 г.- св. Владимира 4-й степени. Находясь проездом в Ельце и заехав в Е. м. заказать молебен перед чудотворной Тихвинской иконой, Л. Н. Толстой стал свидетелем такой сцены: братия во главе с архим. Флорентием носила кирпичи и др. строительный материал. На восклицание писателя: «Отец настоятель, Вам бы нужно пожалеть хоть певчих, ибо у них от известковой пыли может утратиться голос!» - архим. Флорентий шутя ответил: «При труде ничто вредно не влияет, а напротив, находясь под открытым небом и в движении, голос их будет и звучнее, и чище» (Геронтий (Кургановский), иером. 1894). В 1877 г. архим. Флорентий был уволен на покой и скончался в Е. м., приняв схиму с именем Антоний. После архим. Димитрия (1877-1880) и игум. Иосифа (1881) Е. м. управлял архим. Авель (Ɨ 9 мая 1893), к-рый в 1891 г. начал ремонт монастырских построек, обновил фасады и интерьеры храмов. Архим. Никодима (Нефёдова; 1893-1904) сменил игум. Димитрий, получивший в 1906 г. статус наместника (с учреждением вик-ства Елецкие архиереи стали управлять Е. м. в качестве настоятелей до его закрытия).
Братский корпус Троицкого мон-ря. 1873 г. Фотография. 2008 г.
Братский корпус Троицкого мон-ря. 1873 г. Фотография. 2008 г.В нач. XX в. в Е. м. проживали: настоятель, 8 игуменов и иеромонахов, 4 иеродиакона, 3 монаха, 5 указных послушников, 21 - на испытании, а также неск. десятков сверхштатных насельников.
В Е. м. почитались свящ. И. Жданов († дек. 1824), погребенный по завещанию в обители, архимандриты Дионисий, Флорентий и Авель, братские духовники иеромонахи Иоанникий (Ɨ 29 сент. 1879) и Венедикт (Смирнов; Ɨ 26 сент. 1888), а также слепец-звонарь монах Варсонофий (Махортых; Ɨ 23 окт. 1901). Е. м. посещали святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, архиеп. Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), архипастыри Орловские и Севские Иона (Павинский), Гавриил (Розанов), Никодим (Быстрицкий), Евлампий (Пятницкий), Смарагд (Крыжановский), Макарий (Миролюбов) и свт. Поликарп (Радкевич); митр. Киевский и Галицкий Платон (Левшин), архиеп. Холмский и Варшавский Леонтий (Лебединский), а также митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), освидетельствовавший в Задонске нетленные мощи свт. Тихона Задонского. В 1889 г. храмы, ризницу и кельи Е. м. осмотрел еп. Мисаил (Крылов), а 2 марта 1906 г.- еп. сщмч. Серафим (Чичагов). 1 июня 1907 г. еп. Серафим встречался с духовенством Ельца для обсуждения текущих проблем епархиальной жизни. Е. м. посещали орловские губернаторы кн. П. А. Мещерский, гр. В. П. Кочубей, А. Д. Балашов и другие, писатели В. И. Аскоченский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, В. В. Розанов и др.
Особенности богослужения
Утренняя служба начиналась в 4 ч., затем в 6 ч. служилась ранняя литургия, в 9 ч.- поздняя и в 16 ч.- вечерня. С 1863 г. по ходатайству архим. Дионисия по вторникам было установлено служение всенощного бдения в 18 ч., за к-рым соборно читался акафист свт. Тихону Задонскому, а в пятницу - акафист перед чудотворной Тихвинской иконой. Здесь же поминались благодетели и братия. В храме-усыпальнице святых Космы и Дамиана над гробницей о. Иоанна по субботам после ранней литургии торжественно совершались соборные панихиды, за к-рыми поминались имена почивших настоятелей, благотворителей, а у гроба о. Иоанна служились панихиды для паломников. В течение года совершалось 10 крестных ходов и дважды - перенесение икон Тихвинской и вмч. Пантелеимона.
Просветительная и благотворительная деятельность
С 1899 г. в Е. м. действовала церковноприходская школа, с июля 1910 г.- специальная школа для послушников, с 1 нояб. 1912 г.- псаломщическая школа на 20 учеников. Елецкий еп. Митрофан (Землянский) называл Е. м. центром «церковно-исторической деятельности». Опекаемый им «Кружок добротворцев и ревнительниц христианского милосердия в память о. Иоанна Елецкого» занимался устройством в мон-ре, при домике подвижника, церковного древлехранилища -Елецкого отд-ния Орловского церковного историко-археологического об-ва (ОЦИАО). Еп. Митрофан стал 1-м председателем Совета Елецкого отд-ния ОЦИАО, открытие к-рого состоялось в 1911 г. и было посвящено 75-й годовщине восстановления Е. м. Торжества по этому случаю прошли 5 и 6 сент. того же года. По инициативе еп. Митрофана (Землянского) в Е. м. выпускались брошюры духовно-нравственного и церковно-исторического содержания под названием «Троицкие листки». С 1915 г., во время первой мировой войны, в Е. м. действовал госпиталь на 20 раненых, с 1916 г.- приют на 20 мальчиков-беженцев, основанный С. Русановым.
Материальное положение
В XVII в. Е. м. являлся одним из значительных вотчинников Елецкого у. Первые сведения о землевладении Е. м. содержатся в писцовой книге Ельца 1628-1630 гг., согласно к-рой мон-рь владел 429 дес. земли, 6 вотчинами в Бруслановском и Елецком станах. В Засосенском стане Е. м. принадлежала слободка, «а в ней 5 дворов детенышевых, да 6 дворов бобыльских живущих, а людей в них тож… Да монастырские пашни паханые 6 чети, да крестьянские и бобыльские пашни паханые 20 чети, да перелогом 29 чети, да диково поля 46 чети. И обоиво пашни паханые монастырские… и дикого поля добрые земли 101 четь в поле. Сена 100 копен». В Бруслановском стане обители принадлежала дер. Ст. Селище «под Сусловым лесом на колодезе на Суслове», а также пустошь «под Прогорелым лесом». Вотчины Е. м. приумножались за счет пожертвований. А. Воскресенский, ссылаясь на отказные и переписные книги 1646, 1678 гг., упоминает переданное мон-рю Ф. Борятинским с. Казаки по обе стороны рек Мечи и Птони, «да в Елецком стону жеребей от речки Ельчика три поляны: Сазыкино, Попово тож, Лепикино, или Пикино, и Яблоново». В 1657 г. Е. м. имел 14 крестьянских дворов, с этого же года ему принадлежала слободка на р. Елец (Ельчик). В 1698 г. Е. м. получил в пользование у архиерейского дома мельницу на р. Елец.
Документы фиксируют наличие у Е. м. крестьян, в т. ч. бобылей. В 1628-1630 гг. в слободах Суслово и Дрязгалово находилось 29 крестьянских дворов, в к-рых проживало 124 чел. Согласно переписной книге 1646 г., «за монастырем в слободке монастырских бобылей 26 дворов; людей в них - 48 человек с четырьмя вдовами». Переписная книга 1678 г. сообщает, что у Е. м. «крестьян и бобылей нет, а которые бобыли были те в прошлых годех отписаны на великого государя в посад церкви Введения Пресвятой Богородицы». Здесь, вероятно, речь идет о бобылях, проживавших непосредственно около мон-ря в слободе на посаде, т. к. при описании Бруслановского стана упоминается 120 чел. в 22 дворах, числившихся за Е. м. Писцовая книга посадских и др. чинов 1678 г. упоминает 117 дворов, принадлежащих обители, в к-рых проживало 400 чел. Переписная книга монастырских вотчин 1702 г., ссылаясь на переписную книгу 1678 г., называет 25 крестьянских и бобыльских дворов (9 дворов в деревнях Суслово и Дрязгалово, 16 - в дер. Б. Верх). Согласно писцовой книге 1691/93 г. в монастырской слободке, «что под тем же монастырем на речке на Ельце», в 11 дворах проживали 55 бобылей. Еще 28 монастырских бобылей, по сообщению источника, пребывали «в бегах» и жили дворами в разных слободах, в первую очередь во Введенской, в Троицкой, в Чёрной, в Ламской. В 1699 г. в сказках духовенства зафиксировано: «С Ельца за Троицким монастырем в том же уезде 29 дворов» (Водарский. 1988. С. 83). Всего на монастырской земле в нач. XVIII в. было 35 посадских дворов, хозяева к-рых «жили самодовольством».
В 1702-1703 гг. Е. м. был одним из крупнейших в Воронежской епархии, занимая 2-е место среди 18 обителей по количеству обрабатываемых земель (ок. 30 га), уступая лишь Борщёвскому монастырю (более 50 га). Согласно переписным книгам Воронежской епархии 1702 г., Е. м. принадлежали земли «под Сусловым лесом», в с. Дрязгалове, дер. Б. Верх. Опись 1764 г. сообщает о 2 вотчинах: деревнях Б. Верх и Корытня Бруслановского стана. Первая находилась в 60 верстах от Е. м., на р. Мече, располагала земельными владениями в 73 га на 3 полях, сенными покосами в 200 волоковых копен и лесными угодьями. Другая, дер. Корытня, находилась в 25 верстах от обители и располагала 17,6 га земли, 30 волоковыми копнами сенных покосов и небольшой рощей. В дер. Б. Верх было устроено монастырское подворье с горницей «для приезду властей и монастырских служащих», 2 сараями для инвентаря, 2 сараями для «поставления лошадей», загоном для скота, 4 житницами и гумном (РГАДА. Ф. 280. Ед. хр. 811. Л. 1-3).
В 1830 г. Казенная палата предписала Елецкому земскому суду выделить возобновлявшемуся мон-рю «удобную к хлебопашеству и сенокосу тридцатидесятинную пропорцию земли из дач Елецкого уезда села Пятницкого, Извалы тож, или села Покровскаго и деревни Новоселитебной, которая из них окажется ближе и удобнее». К 1903 г. Е. м. принадлежало 166,5 га: 157 га удобной и 9,5 га неудобной земли, из них пахотной - 155,2 га, сенокосной - 2,4 га, под постройками и садами - 5,4 га, под выгоном - 0,4 га, под проселочными дорогами и проч.- 3,1 га. До июля 1917 г. монастырская земля в урочище Злобин Воргол (36 га) арендовалась крестьянами дер. Каменки-Буниной. Доходы от земли и процентных бумаг шли на содержание Е. м., при этом ежегодное штатное содержание от Синода составляло более 700 р., из них на жалованье настоятелю и братии выделялось 140 р., кроме того, из Елецкого казначейства взамен мельницы брянского Петропавловского мон-ря ежегодно перечислялось 85 р.
В нач. ХХ в. Е. м. владел недвижимостью в г. Ельце и окрестностях: 2-этажным домом на углу Великокняжеской ул. и Сенной пл., кирпичной лавкой (построена в 1880) и деревянным сараем. Общая стоимость построек составляла 12,5 тыс. р. С юж. стороны Е. м. имелась монастырская гостиница (построена на земле, пожертвованной М. К. Злобиным) с садом, скотным двором, службами.
1917-2008 гг.
В 1917 г. епископом Елецким стал Амвросий (Смирнов), к-рому в нач. 1918 г. решением Синода был определен Е. м. как место постоянного пребывания. После 1917 г. Е. м. лишился части хозяйственного имущества. Так, в июне 1918 г. у братии были отобраны последняя лошадь и пролетка, и еп. Амвросию не на чем было выехать в город с чудотворной Тихвинской иконой, о чем ельчане просили архипастыря. В 1919 г. Е. м. был закрыт, часть помещений передана пролетарской хозяйственной коммуне, насельников «потеснили, а затем начались конфликты» (Соха и молот. Елец, 1919. № 88). Одна из последних торжественных церковных служб состоялась 13 июня 1919 г., в день Св. Троицы. Тогда же коммунары 1-го отд-ния Елецкой пролетарской сельскохозяйственной коммуны «постановили ходатайствовать перед Совдепом о временном закрытии» Троицкой ц. Поселившиеся в обители коммунары притесняли братию, на монастырском кладбище сломали памятники, а колокольню превратили в отхожее место. В авг. 1919 г., во время захвата Ельца войсками ген. Мамонтова, с колокольни Е. м. члены коммуны обстреляли белоказаков, а затем захватившие город мамонтовцы расстреляли у стен мон-ря неск. коммунаров.
К сент. 1920 г. храмы Е. м. обращены в приходские, монахов разогнали. Тихвинский храм был полностью передан 1-й коммуне для организации в нем школы. Передачу здания 16 февр. 1922 г. утвердил Елецкий уездный исполком. Однако решение о том, чтобы «оставшуюся одну церковь передать обществу верующих… изолировав от коммуны», для чего предполагалось построить забор посреди обители (ГА Липецкой обл. Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 112. Л. 60), не было исполнено. В февр. 1922 г. в Тихвинской ц. устроили склад. Часть утвари из храмов Е. м. была передана в Вознесенский собор, нек-рые иконы поступили в собрание Елецкого городского музея: в февр. 1922 г.- живописный портрет старца Илариона Троекуровского (1828), в 1923 г.- икона великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы. Местонахождение др. святынь неизвестно.
Монастырские строения разрушались. После 1945 г. сохранившиеся здания Е. м. принадлежали совхозу «Елецкий». 27 июня 1963 г. Тихвинская ц. в аварийном состоянии была передана на баланс Елецкого горсовета. 18 окт. того же года решением Липецкого облисполкома все постройки Е. м. общей балансовой стоимостью 25 758 р. были переданы тресту «Елецстрой», включая жилой дом (бывш. телятник), склад (бывш. храм), овощехранилище, склад (бывш. пекарню), подвалы под пекарней, кузницей, церковью, водонапорную башню (бывш. колокольню), ограду, гараж в ограде и кузницу. В 1965 г. был взорван Троицкий храм, в 1969 г.- Тихвинский.
Впосл. территорию Е. м. занимала автобаза № 4, в братском корпусе и пристроенной к нему Пантелеимоновской ц. были устроены квартиры. С 2004 г. по благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) систематизируются исторические сведения и документы, готовится восстановление обители, осуществляется перевод автобазы на др. территорию.
Арх.: РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 1. Л. 148-149; Ф. 210. Стб. 604. Л. 96-97; Ф. 280. Ед. хр. 811. Л. 1-3; Оп. 3. Ед. хр. 813; Ф. 1209. Д. 133. Л. 882, 1279, 1289; Оп. 1. Ед. хр. 132-135, 137. Л. 15-20 об.; Ед. хр. 8828. Л. 69; Ед. хр. 8830. Л. 19 об.; Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 406, 444 об.- 446; Д. 72. Л. 1-6, 11; РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 871. Л. 1-20, 22, 27; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 64 об.- 65 об., 68-71, 74, 80-85; РГВИА. ВУА. Ед. хр. 18903. Л. 12, 14; ГАЛО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 166. Л. 23; Ф. Р-150. Оп. 1. Д. 1; Ф. 157, 1780-1918 гг. Д. 476 [Метрические книги Елецкого у.]; Ф. 274. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-2 об.; Ф. Р-408. Оп. 1. Д. 997. Л. 48; Д. 1004. Л. 35; Д. 1059. Л. 22; Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 112. Л. 12, 60, 103, 166; Ф. 627. Оп. 1. Д. 1а. Л. 14; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 184, 263; Д. 19664. Л. 1, 6, 20-21 об., 90, 94, 97, 103, 107, 214, 236 об., 246; ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1; Письма Ростовцевых // Частное собр. В. А. Заусайлова. Елец.
Ист.: Болховитинов Е. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 115, 117-118; Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г. / Предисл.: Н. И. Поликарпов // Воронежская старина. 1902. Вып. 1. С. 132; Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен Митрофана (1699-1704 гг.) // Тр. Воронежской УАК. 1902. С. 23; Извлечение из «Книг переписных Воронежския епархии всех городов и уездов поповым и дьяконовым детем, и церковных причетником и их церковническим детем мужеска пола» / Изд.: Н. И. Поликарпов // Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 46-63; Переписные книги Воронежской епархии монастырским вотчинам // Там же. С. 211-225; Ведомость о мон-рях 1764 г. // Там же. 1905. Вып. 5. С. 96; Мат-лы по истории монашества на Дону / Изд.: П. В. Никольский // Там же. С. 16-17; ОДДС. 1913. Т. 29. № 195; Котков С. И., ред. Памятники южновеликорус. наречия кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1990. С. 105; Глазьев В. Н., Новосельцев А. В., Тропин Н. А., сост. Российская крепость на южных рубежах: Док-ты о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 127.
Лит.: Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649-1725 гг.): Опыт ист.-юрид. исслед. СПб., 1868. С. 137; Петров И. Ф. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI-XVII вв. Рязань, 1882. С. 23, 37, 44-46; Орловские ЕВ. 1887. № 4. С. 24-247, 254, 500-501; № 5. С. 517; № 20. С. 1273-1279; 1911. № 27. С. 791-798; № 37. С. 1-7; 1912. № 4. С. 3-6; 1913. № 32. С. 414; 1916. № 19. С. 516; 1918. № 18. С. 473; Николаевский П. Ф., прот. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в. // ХЧ. 1888. Ч. 1. С. 43; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. СПб., 1894; Поликарпов Н. И. Свт. Митрофан, еп. Воронежский, в г. Ельце в 1682 г. и основание им Елецкого девичьего мон-ря // Воронежские ЕВ. 1896. № 16. С. 674-682; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и мон-рей Рос. империи. СПб., 1900; Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при свт. Митрофане // Воронежская старина. 1903. Вып. 3. С. 124; Никольский П. В. Очерки по истории церк. смуты на Дону. СПб., 1903. С. 46-48; Былое об Елецком Троицком мон-ре, как то: начале, штатном положении и о прочем: 1836-1911 гг. Орел, 1911. С. 10-11; Голос порядка. Елец, 1911. № 514. С. 3; 1912. № 639. С. 3; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911. С. 92-94; Митрофан (Землянский), еп. Старчество монастырское в Св.-Троицкой Елецкой обители. Орел, 1913. С. 4-25; Черменский П. Город Лебедянь и его уезд в XVII в. СПб., 1913; Орловская епархия в 1906-1908 гг. при преосвящ. еп. Серафиме (Чичагове). Кишинев, 1914. С. 84; Соха и молот. Елец, 1919. № 70, 88, 100; Классовый враг в рясе наступает // Красное знамя. Елец, 1929. № 49. С. 2; Буркин Н. Мон-ри в России. М., 1931. С. 48; Сивков К. В. К истории землевладения в России в нач. XVIII в. // ИАН. Отд-ние обществ. наук. 1933. № 3. С. 190; Воропаев Р. Н. Очерк истории Елецкой земли. Липецк, 1975. С. 256. Ркп.; Горская Н. А. Гос. повинности монастырских крестьян в XVII в. // Об-во и гос-во феод. России. М., 1975. С. 317-326; она же. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в. М., 1977. С. 45-46; Чернобаев А. А. Продотряд. М., 1975. С. 49; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 34; Колганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хоз. освоении Воронежского у. в XVII в. // История заселения и хоз. освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1987. С. 54, 58; Водарский Я. Е., ред. Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988; Стаднюк А. И., прот. Подвижники иноческого благочестия Елецкого Троицкого мон-ря // Воронежский ЕВ. 1992. № 9(29). С. 19-20; он же. Архиеп. Иннокентий Херсонский // Зап. Липецкого обл. краевед. об-ва. 2002. Вып. 3. С. 7-11; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. Вып. 1. С. 7-78; Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 24-28; Кузьмин Р. Н. «Левоэсеровский мятеж» в Ельце 6 июня 1918 г.: (Священник Аргамачьей слободы г. Ельца о. Николай Брянцев) // Зап. Липецкого обл. краевед. об-ва. 1999. Вып. 2. С. 155-157; Краснова Т. В. Окладные книги Рязанской митрополии как ист. источник // Межвуз. науч.-метод. чт. памяти Н. Ф. Калайдовича. Елец, 2001. Вып. 4. С. 51-53; Ляпин Д. А. Духовенство г. Ельца в кон. XVI-XVII вв. // Собор: Альм. религиоведения. Елец, 2003. Вып. 3. С. 210; Новосельцев А. В. Легенды и были Троицкого мон-ря // Земля Липецкая: Ист. наследие, культура и иск-во. М., 2004. С. 262-266; Заусайлов В. А. Купеческий Елец. Елец, 2005. Кн. 1: Купцы Петровы - строители Елецкого Вознесенского собора. С. 21-23; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Елецкий Знаменский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Южная часть центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 265-287; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Троицкий муж. мон-рь // Храмы и мон-ри Липецкой епархии. Липецк, 2006. [Кн. 2:] Храмы Ельца. С. 387-421; Попова Ю. В. Хозяйственная деятельность Елецкого Троицкого мон-ря в кон. XVI-XVIII вв. // Зап. Липецкого обл. краевед. об-ва. 2006. Вып. 5. С. 113-127; Федорова О. Н. Проросшие зерна: (Очерки о елецких соборянах XX в.) // Там же. С. 139-167.
Игум. Митрофан (Шкурин)
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.