- ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см. Елецкая Черниговская икона Божией Матери). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице...», черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioaникiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»).
Ссылаясь на «Синодик...» еп. Зосимы, на «Патерик» Киевского митр. Сильвестра (Коссова), а также на местное устное предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. прп. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Е. м. обители - Болдинского во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря. Нек-рые исследователи полагают, что оба мон-ря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в. по сути являлись одной обителью - т. н. Черниговской лаврой, в к-рую входили наземные и подземные комплексы 2 мон-рей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В кон. XI - нач. XII в. близ пещер была построена небольшая каменная ц. во имя прор. Илии.
Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.
Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп. Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши.Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в. Е. м. находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского вел. княжества в нач. XVI в. началось восстановление Е. м., по словам архим. Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архим. Иоанникий называет несколько имен настоятелей Е. м.: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого). Со слов современников - престарелых монахов и мещан Иоанникий сообщает: «Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали». В мон-ре находились колодец и огромный колокол на 2 столбах, малые же колокола были установлены на колокольне.
Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».
После заключения Брестской унии 1596 г. большая часть архиереев Киевской митрополии перешла к униатам. В результате Деулинского перемирия 1618 г. между Московским царством и Речью Посполитой Чернигов отошел последней. Ок. 1625 г. была образована униат. Смоленская и Черниговская архиепископия, 1-м архиепископом которой стал Лев Кревза. Его преемник Андрей Квашнин-Золотой, получая королевскую привилегию на архиепископию, «дал присягу, что ему учинить в Смоленску, и в Дорогобуже, и в Чернигове, и в Стародубе всех людей благочестивыя христианския веры в унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку». Мн. черниговские насельники были вынуждены удаляться в пределы Московского гос-ва. Е. м., возглавлявшийся униат. архимандритами (Кириллом Транквиллионом-Ставровецким, Марианом Оранским и др.), почти пустовал. К 1635 г. мон-рю принадлежали села Авдеевка и Горбов, а также озера Галин и Святое, к-рые сдавались в аренду черниговскому бурмистру пану Асалаю. В 1633 г. кор. Владислав IV Ваза назначил коадъютором Е. м. сына архим. Кирилла Транквиллиона Иеремию Ставровецкого. Королевской грамотой от 3 марта 1643 г. в качестве коадъютора был назначен мон. ордена василиан Иларион Колковский с правом занять архимандрию после того, как она сделается вакантной. В 1646 г. в типографии Е. м. была напечатана книга архим. Кирилла «Перло многоценное».
В ходе освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого летом 1648 г. польск. шляхта, католич. и униат. духовенство были изгнаны из Черниговщины. В 1649 г. Е. м. стал православным. На средства казачьего полковника Стефана Подобайло в смежной с Е. м. Болдинской обители был восстановлен Илиинский храм.
Со 2-й пол. XVII в. Е. м. находился на особом попечении Черниговского еп. Лазаря (Барановича), к-рый в 1679 г. перевел из Новгород-Северского в Чернигов свою типографию. Нек-рое время еп. Лазарь управлял Е. м., в 1669 г. он поставил настоятелем обители Иоанникия (Галятовского). По ходатайству еп. Лазаря 6 авг. 1669 г. царь Алексей Михайлович разрешил возвести иером. Иоанникия в сан архимандрита. В благословенной грамоте новому архимандриту еп. Лазарь писал: «Как пастырь архиепископии Черниговской, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии Черниговской Елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душею о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвигнулись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа и Пречистую Деву, решились под державою православного монарха царя Алексея Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита - строителя» (см.: Филарет (Гумилевский). 1861. С.12-13). На пожертвования царя Алексея Михайловича, гетмана И. Самойловича (1672-1687), черниговских полковников И. Аврамовича, В. К. Дунина-Борковского и проч. казацких старшин в 70-х гг. XVII в. в Е. м. был отремонтирован и заново освящен Успенский собор, построены ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезной, кельи, ограда. Архим. Иоанникий (Галятовский; † 1688) был похоронен в Успенском храме.
Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ)
Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ)С 1688 г. Е. м. возглавил бывш. игумен киевского Выдубицкого монастыря св. Феодосий (Углицкий). Одновременно архим. Феодосий помогал в управлении обширной епархией Лазарю (Барановичу), к-рый поручил елецкому архимандриту вести экономические дела архиерейского дома. В нояб. 1691 г. престарелый Черниговский архиеп. Лазарь утвердил архим. Феодосия в звании помощника Черниговского архиепископа; в 1692 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Черниговского. Новый архиерей проживал в Е. м., грамоты выдавались от имени архиеп. Лазаря за подписью архиеп. Феодосия: «Феодосии Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий». 5 февр. 1696 г., в день празднования Елецкой Черниговской иконе Божией Матери, свт. Феодосий скончался. До 1697 г. Е. м. возглавлял архим. Иоанн (Максимович), с 20 июня 1697 до 17 сент. 1699 г.- архим. св. Димитрий (Савич (Туптало)), по инициативе к-рого в Е. м. началось строительство храма во имя св. ап. Иакова над могилой черниговского полковника Якова Лизогуба († 9 авг. 1698).
С 1699 г. настоятелями Е. м. были архимандриты Никон, Ипполит, Исаакий. Архим. Евстратий (Самборович) входил в состав Черниговской духовной дикастерии. Архим. Иерофей (Малицкий) первым из настоятелей Е. м. был назначен одновременно ректором Черниговской ДС, основанной на базе Черниговского коллегиума. (Впосл. его преемники, как правило, совмещали обе должности.) Настоятель архим. Панкратий (Черницкий) подал в Черниговский градский суд доношение, представил 37 документов обители и просил вписать их в «книги градские, а монастырю дать список их или копию», что и было исполнено. Подлинные документы были возвращены мон-рю, кроме того, выдана особая книга - «Видимус», в к-рой были списаны и засвидетельствованы все 37 документов. Впосл. подлинные док-ты из монастырского архива исчезли. Книга же с копиями документов хранилась в Е. м. до его уничтожения в XX в. Архим. Феофил (Татарский) составил статью о мон-ре в ИРИ.
Настоятельство в 1722-1726 гг. архим. Нила (Березовского) сопровождалось конфликтом с еп. Черниговским Иродионом (Жураковским). Прежде о. Нил был игуменом Макошинского мон-ря, где его имя упоминалось в неск. скандальных делах. Черниговский архиеп. Антоний (Стаховский) наложил на игум. Нила прещение. Но новоназначенный еп. Иродион отнесся к игум. Нилу благосклонно: перевел его из Макошинского в Е. м. с возведением в сан архимандрита. Однако и в Чернигове архим. Нил продолжал конфликтовать со священнослужителями, в т. ч. и с архиереем. В итоге еп. Иродион переместил «весьма противного», по его признанию, архимандрита в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.
В 1724 г. в Е. м. полагался штат: архимандрит, игумен, проповедник, наместник, казначей, священник, инквизитор, вотчинный надзиратель, диакон, монахи, или послушная братия (квасовар-пивовар, столничной, поваренный, трапезный, хлебный, хлебодар, подкеларник, воротик, конюшенный, огороденный, чашник, погребной, часовод, житенный, звонарь, просвирник, пономарь, рухлядник, служащий больным), бельцы (4 копеиста, 2 подканцеляриста, канцелярист, стряпчий, приказный), служки (оконичник, 2 печника, 2 плотника, 2 кузнеца, 12 конюхов при мон-ре и 8 в селах, шорник, сапожник, 2 портных, приспешник, архимандритский повар, истопник в архимандритских кельях, 2 рыбака, 2 церковных сторожа, бочар, колесник, 6 слуг для «всяких разсылок и выезда с архимандритом и прочими властями»). Всей братии выдавалось жалованье деньгами и хлебом: архимандриту положено было 100 р. и 8 четв. хлеба, монахам - по 6 р. и 5 четв. хлеба. Кроме того, деньги полагались на различные монастырские и церковные потребы. До 1786 г. в Е. м. проживал 21 монах.
К сер. XIX в. Е. м. пришел в упадок, был возрожден в 1859-1866 гг., при архиеп. Черниговском Филарете (Гумилевском). По просьбе архиеп. Филарета в 1860 г. Синод передал Е. м. в его управление. Архиерей разместил в Е. м. свою обширную б-ку, архив, а также духовную консисторию, к-рая прежде находилась на Соборной пл. Консистория с архивом заняли здание монастырской трапезной. Для архивных дел консистории были приспособлены 2-й и 3-й этажи колокольни. Архиеп. Филарет на выделяемые из казны деньги, а также на собственные средства отремонтировал каменные постройки, устроил хозяйственные службы. Заботой архипастыря был возрожден запущенный монастырский фруктовый сад.
Указом Синода от 21 авг. 1868 г. в Черниговской епархии учреждалось вик-ство. Викарный епископ Новгород-Северский стал управлять Е. м., а епархиальный архиерей окончательно переселился в Троицкий архиерейский дом. Викарные епископы, будучи настоятелями Е. м., одновременно исполняли должность ректора Черниговской ДС, председателя Епархиального комитета Черниговского отд-ния Православного миссионерского об-ва, а также председателя Совета братства св. Михаила, кн. Черниговского. Первым викарием Черниговской епархии был Феофилакт (Праведников), воспитанник КДА. Он составил «Частные правила монастырского благочиния», которые должны были способствовать упорядочению внутренней жизни обители. Еп. Феофилакт († 1869) был погребен в Успенском соборе.
Стараниями еп. Сергия (Соколова) в 1890-1892 гг. в Е. м. была открыта иконописная школа в домике святителей Феодосия и Димитрия, устроен приют для сирот (на 8 чел.), составлена и напечатана опись б-ки и ризницы мон-ря, начато исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории обители. В роще «Святое», принадлежавшей мон-рю, была устроена часовня во имя прп. Николая Святоши. Преосвященный приобрел образ святого, а также частицу его облачения.
Согласно ведомости за дек. 1907 г., в Е. м. проживали настоятель-епископ, 13 монахов и 4 послушника. При мон-ре была открыта церковноприходская школа. Рядом с помещением странноприимницы при еп. Исидоре (Колоколове) братством св. Михаила была открыта б-ка с читальней. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения. По просьбе Комитета по устройству XIV археологического съезда еп. Черниговский Антоний распорядился передать на выставку портреты архипастырей из Черниговского архиерейского дома. Такое же распоряжение по мон-рю отдал еп. Новгород-Северский Нестор. Кроме портретов на выставке было представлено большое количество предметов церковной старины. В 1908 г., во время археологического съезда, в Успенском соборе мон-ря проводились исследования древних фресок. В февр. 1912 г. на заседании Черниговского епархиального совета под председательством последнего настоятеля Е. м. Стародубского еп. Пахомия (Кедрова) было решено открыть в обители школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков.
Д. Б. К.
Архитектура
По преданию, собор в честь Успения Пресв. Богородицы был построен одновременно с основанием мон-ря, ок. 1069 г., кн. Святославом Ярославичем. Первоначальная постройка была, вероятно, деревянной. Точное время строительства каменного храма остается неизвестным, он датируется только по косвенным признакам от кон. XI в. (Холостенко Н. В. Архитектурно-археол. исслед. Успенского собора Елецкого мон-ря в Чернигове // Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1961. Т. 3. С. 67) до 2-й пол. XII в. (Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980. С. 85-86). Наиболее вероятной датой строительства представляются 10-20-е гг. XII в. (Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове // Сов. Арх. 1974. № 2. С. 98; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 45-46). Архитектурная реставрация и исследования велись в 1924-1925 гг. (И. В. Моргилевский), 1947-1948 гг. (Д. С. Вероцкий), 1949-1960 гг. (Н. В. Холостенко).
Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ)
Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ)Собор - 4-столпный, одноглавый (др. главы появились позже), с нартексом и хорами над ним, 3 апсидами, а также притворами по 3 сторонам здания (не сохр.). Высота храма до вершины купола 26,3 м, ширина 19,2 м, длина 29,6 м, купол имеет овальную форму и вытянут по оси «запад-восток» (6,9×6,2 м). Центральное прясло на фасадах, повышенное относительно боковых, подчеркивает вертикаль композиции, что также акцентировано профилированными пилястрами, к-рые имеют массивные полуколонны. Этот мотив получит распространение в храмовой архитектуре южнорус. княжеств во 2-й четв. XII в. (Борисоглебский собор в Чернигове, 1120-1123, Кирилловская ц. в Киеве, 1140-1146). Наружный декор отличается строгостью: аркатурный пояс на барабане и на уровне основания полукружий закомар, капители простой трапециевидной формы у полуколонн на пилястрах. Интерьер храма - зального типа и восходит к распространенному образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1073-1077). Центральный неф шире боковых почти вдвое, поэтому облик интерьера полностью определяется открытым пространством подкупольного квадрата, к-рое ярко освещено окнами барабана и 2 рядами окон центральных прясел боковых фасадов. Объем подкупольного креста выделен не только большими параметрами его ветвей, но и композиционно, что подчеркнуто крещатой формой столбов и соответствующих им лопаток. Боковые апсиды существенно занижены относительно центральной, а зап. часть собора в обоих этажах заметно обособлена от его основного объема и открывается только в центральном проеме, причем хоры отделены 2-пролетной аркадой. Спокойствие и простота архитектурных форм, нерасчлененность и слитность основного пространства и соподчиненность боковых объемов создают внушительный и уравновешенный внутренний облик храма.
Нартекс почти полностью изолирован от основного объема, соединяясь с ним лишь центральной аркой. В его угловой юж. части, перекрытой крестовым сводом, в вост. стене одновременно с постройкой храма была устроена ниша-апсида. Она являлась алтарем придела, имевшего, вероятно, погребальное предназначение и служившего родовой усыпальницей неизвестного строителя храма, о чем говорят остатки аркосольной ниши в его юж. части (придел обычно ошибочно фигурирует в лит-ре как «крещальня»). В аркосолии еще в XVII в. стоял каменный саркофаг, а в апсиде археологи обнаружили остатки мраморной «купели», вероятнее всего являвшейся водосвятной чашей. Изначально юго-зап. угол был отделен от основного объема нартекса миниатюрной тройной аркадой. Алтарная ниша придела выступает из стены небольшой апсидой в юго-зап. углу основного объема собора. Апсида оформлена экстерьерной декорацией в виде покрытия конхи и аркатурного пояса с поребриком, к-рые сохранили остатки декоративной росписи. Аналогичные придельные конструкции в юго-зап. части постройки имеют нек-рые памятники 2-й четв.- сер. XII в.: Софийский собор (встройка 2-й четв. XII в.) и Кирилловская ц. в Киеве, Борисоглебский собор в Ст. Рязани (1151). В юго-зап. части хоров собора устроена еще одна капелла-молельня. Она имеет нишу-апсиду и перекрыта купольным сводом, к-рый Холостенко принял за остатки барабана, на основании чего ошибочно реконструировал 2 малые главы над пространством хоров. Подобные капеллы-молельни известны по ряду княжеских храмов XII в.: Петропавловского собора Смоленска (50-е гг. XII в.), ц. Преображения Евфросиниева мон-ря в Полоцке (50-е гг. XII в.), Благовещенской ц. в Витебске (сер. XII в.), ц. Спаса на Нередице (1198) и др.
Интерьер храма помимо росписей имел богатую декорацию. Полы основного объема храма были покрыты поливными керамическими плитками, в боковых нефах они были кирпичными, а в притворах имели покрытие из шиферных плит. Археологами обнаружены большое количество обломков разноцветных стекол со следами росписей и фрагменты медных креплений, вероятно являющиеся остатками древних витражей.
Собор неоднократно разрушался, впервые во время монголо-татар. нашествия. Ремонтные работы велись в XV в. (ок. 1445) и в XVI в. В 1642 г., во время нападения польск. войск, Чернигов был сожжен, сильно пострадал и Успенский собор, у к-рого рухнул купол. В результате капитальных перестроек 1670-1674 гг. храм был восстановлен и получил еще 3 главы с типичными для укр. архитектуры 2-ярусными барочными завершениями: 2 над хорами и 1 над центральной апсидой. Центральная глава также получила 3-ярусное завершение. По описанию А. Ф. Шафонского (кон. XVIII в.), имелся еще один купол над нартексом (не сохр.). К юж. фасаду Успенского собора по всей длине примыкает увенчанный 2 главами небольшой храм ап. Иакова, ставший усыпальницей черниговского полковника Я. Лизогуба и его потомков, освященный 14 сент. 1701 г.; в нем также помещались ризница и б-ка мон-ря.
Росписи
Собор был полностью расписан, к 2008 г. сохранились незначительные фрагменты фресок. В простенках купола читаются лишь слабые контуры фигур, не позволяющие идентифицировать представленных святых. В парусах сохранились фигуры евангелистов, окруженные сложными архитектурными кулисами. Между фигурами 2 евангелистов над вост. подпружной аркой угадывается изображение Спаса Нерукотворного на убрусе (Мандилион), а напротив, над зап. аркой, вероятнее всего, располагалось изображение Спаса на чрепии (Керамидион). В XII в. эти изображения становятся частыми элементами декорации парусов (Преображенский собор псковского Мирожского монастыря, ц. Спаса на Нередице), но фрески Успенского собора оказываются едва ли не самым ранним примером подобной программы. На зап. стене существовал фрагмент фрески с изображением голов праведников, шествующих в рай (ныне утрачен), и, следов., здесь находилась развернутая композиция «Страшный Суд», занимавшая, вероятно, весь зап. объем храма. Наибольшее количество фресок сохранилось в юж. части нартекса, в объеме находившегося здесь придела. Его апсиду занимает монументальная фигура Богоматери Оранты, а на откосах арки, обрамляющей нишу апсиды, изображены 2 поклоняющихся ангела и 2 херувима. Над апсидой, а также на примыкающих стенах прочитываются контуры фигур святых, среди них выделяются лучшей сохранностью изображения мученицы и мученика, которых иногда ошибочно идентифицируют как равноапостольных Константина и Елену (Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980. С. 93; Вiроцький. 1998. С. 98). Кроме того, участки древних фресок сохранились в юго-зап. углу основного объема собора в апсиде придела, выходящей в пространство наоса. Здесь, над апсидой, расположена композиция «Три отрока в пещи огненной», а в полукружии южной стены под сводом угадываются контуры 2 фигур св. монахов. Присутствие над апсидой этой композиции как одного из распространенных ветхозаветных прообразов всеобщего Воскресения подтверждает предположение о предназначении юго-зап. придела нартекса как усыпальницы.
Фрески написаны в нарочито упрощенной манере, без сложных светотеневых градаций и живописных проработок, создающих объемную форму, т. е. тех черт, к-рые характеризуют большинство памятников древнерусской монументальной живописи раннего XII в. Акцентированный аскетизм этой росписи сближает ее с некоторыми ансамблями, возникшими в сугубо монастырской среде, в первую очередь с росписями сев.-зап. башни Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде (ок. 1130). Наиболее вероятно, что фрески Успенского собора были созданы в 20-30-х гг. XII в.
Другие постройки
Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г.
Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г.В 1675-1676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника В. К. Дунина-Борковского была построена ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в к-ром находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. В 1861 г. Петропавловский престол был перенесен в большой зал настоятельских покоев (где он находился и к 2008), в здании разместили Черниговскую духовную консисторию. Здание сильно пострадало в 1-й пол. ХХ в., сохранилось в перестроенном виде.В 1670-1675 гг. была построена 8-гранная надвратная колокольня (высота 36 м), увенчанная барочной главой. Рядом с колокольней расположен небольшой Н-образный в плане игуменский корпус - старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в кон. XVI - нач. XVII в. на месте разобранных деревянных келий. В 60-70-х гг. XVII в. корпус был значительно перестроен. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом. К тому же времени относится и большой корпус вост. келий - типичное сооружение в стиле укр. барокко. Весь комплекс Е. м. в кон. XVII в. был обнесен невысокой кирпичной оградой.
В. Д. Сарабьянов
Пещеры
Е. м., начало к-рым положил прп. Антоний Киево-Печерский, подобны пещерам Киево-Печерской лавры и по виду, и по техническому исполнению - выкопаны в лессовых грунтах, впосл. они неоднократно расширялись и перестраивались. Т. н. Антониевы пещеры Е. м. (протяженность ок. 350 м) имеют 2-ярусную структуру, нижний ярус был обнаружен в XX в. (на планах и в списках XVII-XIX вв. не значится). Внутри пещер неск. церквей (в т. ч. во имя прп. Антония, прп. Феодосия Тотемского) с высотой потолков 8,5 м. К XVII в. относится основание т. н. Новоантониевых пещер, протяженность к-рых достигала 200 м.
На склоне горы, где находится комплекс Е. м., в 1918 г. под рук. иером. Алипия (бывш. матроса Яковенко) была выкопана еще одна сохранившаяся пещера. За короткий срок были выкопаны сложный пещерный лабиринт в виде восьмерки и пещерная церковь, украшенная настенными росписями. После 1945 г. эта церковь была разрушена взрывом, произведенным малолетними кладоискателями, но неск. выходов еще сохранилось. В 1995 г. недалеко от Илиинской ц. была найдена другая пещера, названная «пещера Иова». Она, вероятно, входила в комплекс т. н. Староантониевых пещер, но обрушилась.
С Е. м. связана значительная книжная традиция. Проживавший ок. 1649-1653 гг. в Е. м. Черниговский еп. Зосима (Прокопович) составил монастырский синодик (утерян в 20-х гг. XIX в.), к-рый впосл. использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при написании «Скарбницы...». Архим. Иоанникий написал в Е. м. и издал в Новгород-Северской типографии Лазаря (Барановича) большую часть своих произведений, в т. ч. «Скарбницу...». В Е. м. написал пьесу «Успенская драма» и неск. др. сочинений архим. Димитрий (Савич (Туптало)) (впосл. свт. Ростовский).
Главной святыней Е. м. является Елецкая Черниговская икона Божией Матери. По преданию, древняя икона была явлена на еловом дереве прп. Антонию Печерскому.
Ныне в мон-ре в Петропавловском храме в киоте справа от солеи находится икона, написанная в посл. трети XVII в. От иконы совершались исцеления, для записи к-рых в ризнице Е. м. хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февр. 1895 г.
В 1768 г., после жалобы архим. Панкратия на черниговских мещан-шинкарей, Черниговский магистратский суд рассматривал дело о краже украшений с Елецкой иконы. Как выяснило следствие, организатором преступления был монастырский иеродиак. Дорофей. Кроме Дорофея в деле фигурировали иеродиак. Мартирий, мон. Сампсон, послушник Прокопович и иером. Иродион, к-рые выполняли отдельные поручения Дорофея по передаче скупщикам похищенного ими церковного имущества. Из мон-ря было украдено и «реализовано» в местных шинках: «...привесок из червонцев и коралловых монист, возложенных на икону богомольцами, серебряного лому с ламп в большой Успенской церкви и на хорах церковных, материи с риз и епитрахилей, галуна золотого и серебряного с риз же, двух блюд оловянных, трех рушников», а также ок. 8 фунтов воска и неск. пригоршней ладана. Из Черниговского магистрата 9 окт. 1771 г. дело передали в Генеральный суд, а 21 сент. 1772 г., после рассмотрения, дело вернули в Чернигов «для исполнения». По законам «за церковную татьбу» Дорофею грозила «смертная казнь без милосердия». Однако, руководствуясь «Высочайшей грамотой 1760 года октября 19 состоявшейся», казнь заменили вечной ссылкой в Нерчинск (см.: Щербак. 1911).
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря)
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря)Др. святыня Е. м., Ильинская Черниговская икона Божией Матери, находится в Петропавловской ц. с левой стороны у солеи. Эта икона является копией XVIII в. чудотворного образа, написанного в 1658 г. насельником черниговского Болдинского монастыря монахом Геннадием (Григорием Дубенским). Икона находилась в мон-ре до 20-х гг. XX в., затем хранилась у мон. Агнии, к-рая перед кончиной передала святыню в открывшийся Е. м.Когда в кон. XVIII в. решено было создать ун-т на базе упраздненного Болдинского мон-ря, чудотворный Ильинский образ 28 нояб. 1786 г. перенесли в Успенский собор. Открытие ун-та не состоялось и 18 апр. 1794 г. Ильинская икона была возвращена в Болдинскую обитель.
В Е. м. хранится еще один список Ильинской иконы меньших размеров, в серебряном окладе. Икона находилась в Е. м. до закрытия, затем у некой киевской монахини, к-рая перед кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. В 1994 г. по благословению наместника лавры икона была возвращена в Е. м.
В обители хранилось Евангелие с надписью: «Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня».
Погребения
На территории Е. м. похоронены мн. князья, общественные деятели, подвижники благочестия. При проведении восстановительных работ архим. Иоанникий (Галятовский) обнаружил неск. захоронений в гробницах, изготовленных из дорогого красного камня. Под Успенским храмом похоронен трубчевский кн. Всеволод Святославич, сын черниговского кн. Святослава Ольговича, воспетый в «Слове о полку Игореве». Под настоятельским местом погребен архим. Иоанникий. Возле правого столпа в средней части Успенского храма покоится прах губернатора Черниговского наместничества генерал-поручика А. С. Милорадовича. Левее погребен 1-й викарий Черниговской епархии, настоятель Е. м. еп. Феофилакт (Праведников). С правой стороны входной главной арки, ведущей из притвора в храм Успения, похоронен ктитор и генеральный обозный В. Дунин-Борковский. В Успенском соборе погребены архимандриты-настоятели Е. м. Исаакий (Васенкевич), Тимофей (Максимович), Сильвестр (Новопольский), Игнатий (Максимович), Феофан (Романовский). В храме ап. Иакова, близ алтаря, похоронены Я. Лизогуб и сын его Евфимий, а также настоятель Е. м. еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). В Петропавловской ц. похоронен еп. Новгород-Северский Филипп (Бекаревич). В 1978 г., во время земляных работ, западнее Успенского собора был найден каменный склеп с захоронением переяславского полковника Л. Полуботка, отца гетмана Украины П. Полуботка.
Материальное положение
В нач. 70-х гг. XVII в. по инициативе архим. Иоанникия (Галятовского) гетман Демьян Игнатович утвердил за Е. м. «давние его владения»: села Горбов и Авдеевка с перевозами и с угодьями, перевоз на р. Десне «против хутора Онисова под Черниговом», оз. Богородичное, села Серединка и Надиновка «с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями». Универсалом от 22 июня 1672 г. гетман И. Самойлович утвердил за Е. м. села Авдеевка, Надиновка, Серединка, Анисов, Горбов, перевоз через Десну и все ранее принадлежавшие обители угодья. В дек. 1687 г. новый гетман И. С. Мазепа также выдал обители подтвердительный универсал. О благоустройстве Е. м. заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых внесены в монастырский синодик: «Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской», «Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом», «Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную».
По инициативе архим. Феодосия (Углицкого) на р. Смолянке, между селами Надиновка и Копачов, была насыпана плотина и построена водяная мельница. Универсалом от 10 февр. 1689 г. гетман Мазепа по просьбе Феодосия (Углицкого) с. Мощёнка приписано к Е. м. Гетман позволил архим. Феодосию занять «своими людьми» и с. Лемешовка, соседнее с Мощёнкой. В 1695-1697 гг. архим. Иоанн (Максимович) получил универсал Мазепы на владение мельницей на р. Белоус близ Чернигова, подаренной обители полковником Л. Полуботком.
Архим. Димитрий (Савич (Туптало)) устроил близ с. Копачов мельницу, выхлопотал разрешение монастырю продавать водку на монастырских паромах. Зимой 1697/98 г. вслед. неурожая в Черниговском крае был сильный голод. Димитрий (Туптало) покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и кормил в обители всех бедных за свой счет. По просьбе архим. Димитрия гетман Мазепа освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы «козаки в селах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне». Универсалом от 22 мая 1698 г. Мазепа разрешил Е. м. на монастырских перевозах близ Чернигова и в Авдеевском «горелку свою для шинку держати и продавати оную».
Универсалом от 6 мая 1703 г. Мазепа отдал Е. м. «в полное арендовое заведоване горелчаные, тютюнные и дегтевие шинки» в селах Анисов, Горбов, Мощёнка, Авдеевка. Когда окончился годичный срок аренды шинков, архим. Ипполит ходатайствовал о возобновлении аренды и на следующий год и получил новый универсал гетмана от 5 мая 1704 г. Преемник Ипполита архим. Исаакий (Васенкевич), несмотря на то что Мазепа повысил плату за аренду «горелочных, тютюнных и дегтярных шинков» (т. е. за продажу водки, табака и дегтя) в монастырских селах с 400 до 500 золотых в год, продлил ее еще на неск. лет. В XVIII в. Е. м. содержал шинки почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. В каждом таком питейном заведении в год продавалось от 100 до 400 ведер сивухи и «горячего вина».
Ко 2-й пол. XVIII в. Е. м. был одной из богатейших и благоустроенных обителей. Согласно описи архим. Иерофея (Малицкого), перед секуляризацией обители принадлежали села Мощёнка, Лемешовка, Горбов, Глузды, Авдеевка, Анисов, Напоровка, Вершинова Муравейка, Серединка, Сядричи, Юрьевка, Пыжовка. В Лемешовке у мон-ря была собственная винокурня, а в монастырских шинках в год продавалось 2 тыс. ведер горилки. Обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, ежегодно дававших 2,7 тыс. возов сена. Во владении Е. м. находились несколько рощ строевого леса, более 10 мельниц и рыболовных озер. Согласно ревизии 1782 г. за мон-рем числилось 1342 крестьянина. Е. м. имел кирпичный завод в Чернигове.
Указом имп. Екатерины II о передаче в Малороссии всех монастырских имений в казну (10 апр. 1786) был нанесен непоправимый урон монастырскому хозяйству. Е. м. был отнесен к 1-му классу. После 1786 г. за Е. м. оставались только некоторые усадьбы в Чернигове, ок. 40 дес. пахотной земли, 3 озера и Романовская мельница в Гущине.
В 20-40-х гг. XIX в. Е. м. беднел и приходил в упадок. Согласно «Геометрическому специальному плану» 1835 г., «за монастырем всей земли, включая усадьбу», значилось 127 дес. Участки монастырской земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. Сроки аренды часто возобновлялись, а потом арендаторы, пользуясь слабым надзором со стороны монастырской администрации, самовольно передавали аренду др. лицам. Трудно было найти хозяина, к к-рому по этим причинам мон-рь не имел бы претензий, в XIX в. велись бесплодные суды, кончавшиеся для мон-ря потерей имущества.
1917-1991 гг.
28 авг. 1916 г. в Е. м. еп. Пахомий (Кедров) рукоположил во иерея прп. Лаврентия (Проскуру) - старца, к-рый в годы гонений на Церковь окормлял правосл. общину Чернигова. С 12 окт. по 6 нояб. 1919 г. на территории Е. м. находился штаб белогвардейских частей ген. А. И. Деникина. После захвата Чернигова большевиками в нояб. 1919 г. начались притеснения братии монастыря. Постановлением президиума губисполкома от 27 июля 1920 г. постройки Е. м. передавались Губчека «для организации там концентрационного лагеря». С 12 июня 1921 г. на территории Е. м. действовала Елецкая религ. община. Представители Черниговского епархиального управления на условиях и на срок, установленные по соглашению с губоткомхозом, 20 апр. 1923 г. взяли в арендное пользование архиерейский дом с Петропавловской ц., вост. кельи, домик свт. Феодосия, настоятельский корпус, сараи, гаражи, гостиницу (бывш. спальные корпуса для учащихся муж. рабоче-крестьянской инспекции).
Домовый храм во имя апостолов Петра и Павла и юж. келейный корпус. 1861 г. Фотография. 2007 г.
Домовый храм во имя апостолов Петра и Павла и юж. келейный корпус. 1861 г. Фотография. 2007 г.В мае 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей, из Е. м. было вывезено 34 фунта 19 золотников серебра, 11 фунтов серебряных изделий. В рапорте старшего инспектора Военно-адм. отд-ния ДУ Пантелеймонова в НКРКИ в г. Харьков от 16 мая 1922 г. сообщалось, что в Чернигове «ценности изъяты из 9 церквей и 2 монастырей, 1 костёла и 6-ти синагог. Всего в Чернигове собрано, взвешено, оценено, упаковано и приготовлено к отправке 31 п. 39 ф. 75 зол. серебра, 3 ф. золота и 3 митры с драгоценными камнями, всего на сумму 65 342 золотых р.; кроме того, еще не разобрано около 15-ти пудов серебра». 16 авг. 1923 г. Черниговской окружной ликвидационной комиссией по отделению Церкви от гос-ва была создана комиссия из представителей окружного исполкома для ревизии имущества, находящегося в ведении Елецкой религиозной общины. После ревизии договор Елецкой общины с Черниговским окрликвидкомом 22 авг. 1923 г. был расторгнут «ввиду укрывательства членами общины имущества и хаотического ведения последнего» (ГА Черниговской обл. Ф. P-67. Оп. 1. Д. 40. Л. 5).
В 1924 г. Успенский собор был передан Черниговскому музею. Комиссия из членов горсовета и Госмузея 7 янв. 1928 г. обследовала усадьбу Е. м. и констатировала их аварийное состояние, вслед. чего на основании декрета Всеукраинского центрального исполнительного комитета от 19 апр. 1922 г. «сочла целесообразным передать всю усадьбу Госмузею». Учитывая большое историко-культурное значение Успенской ц., Совнарком УССР объявил храм с колокольней и оградой историко-культурными памятниками всеукр. значения и передал их на содержание госбюджета. Постройки монастыря начали разрушаться, чему способствовали и местные жители, разобравшие в 1935 г. часть ограды по ул. Подмонастырской (ныне ул. Л. Толстого).
К нач. 30-х гг. территория Е. м. принадлежала учебно-строительному комбинату. Во время Великой Отечественной войны Чернигов был оккупирован, территорию мон-ря заняла нем. воинская часть. В Успенском соборе фашисты устроили конюшню. В 1942 г. оккупационная власть открыла Димитриевскую ц. Е. м., при к-рой действовала религ. община. В др. монастырских зданиях размещались склады, Петропавловская ц. служила оккупантам мастерской по ремонту техники. После того как в 1942 г. к Чернигову приблизились партизаны и подпольщикам удалось вынести из монастырских пещер, где было спрятано оружие, 12 винтовок и пулемет, немцы поспешно демонтировали и вывезли свои станки. В 1941-1943 гг. в Е. м. были полностью разрушены зап. кельи (бывш. гостиница), здание бывш. духовной консистории, а также сев. корпус (XVI-XVII вв.). В 1957 г., после исследования этого старинного здания Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры СССР, началась его реставрация. Были восстановлены стены, деревянная крыша, дверные и оконные проемы, а также изразцовые печи в стенах сеней: одна, из зеленых рельефных изразцов XVI в.,- в вост. комнате центральной части корпуса, др., из белых расписных изразцов XVII в.,- в юж. комнате вост. части корпуса. Реставрация выполнена по проекту архит. И. В. Ильенко. В 80-х гг. в здании размещалось Общество охраны памятников. В 2008 г. там находился игуменский корпус.
При восстановлении в 1943-1947 гг. Петропавловская ц. была перестроена и приспособлена под театр. В 50-х гг. в ней размещался Драмтеатр им. Т. Г. Шевченко, позднее - Театр юного зрителя, филармония, ЗАГС и до 1992 г.- спортивный клуб «Динамо». В просторном обеденном зале, примыкающем к церкви с зап. стороны, располагалась Б-ка им. В. Г. Короленко с читальным залом, а позже на нек-рое время сюда был перенесен обл. архив. В домике свт. Феодосия (Углицкого) после 1945 г. жили семьи, а позже размещался художественно-рекламный комбинат Управления культуры. После войны в Успенском храме, в юж. приделе, где имелись фрески, хранили соль, пагубно повлиявшую на сохранность росписи. Затем древний собор был превращен в склад запчастей и металлолома. В 1961-1962 гг. Успенский собор с колокольней реставрировался межобл. специальной научно-реставрационной производственной мастерской.
1991-2008 гг.
По ходатайству митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на основании решения Черниговского облисполкома от 31 дек. 1991 г. «О передаче памятника архитектуры Республиканского значения сооружений Елецкого Успенского монастыря в г. Чернигове Епархиальному Управлению Украинской Православной Церкви» Черниговский гос. архитектурно-исторический заповедник 20 авг. 1992 г. передал в бесплатное пользование УПЦ МП постройки Е. м.: Успенский собор, колокольню XVII в., сев., вост. и юго-зап. келейные корпуса, дом свт. Феодосия, ограду.
В 1992 г. Е. м. был открыт, 19 авг. 1992 г. в Петропавловском храме состоялось 1-е богослужение. Настоятельницей Е. м. стала игум. Феодосия (Сорока), с 1996 г.- игум. Амвросия (Иваненко), знавшая старца Лаврентия (Проскуру).
Восстановлены Успенский собор (заново освящен 28 авг. 1998), Петропавловская ц., колокольня, вост. кельи, оборудованы швейная, золотошвейная, иконописная мастерские, просфорная, устроено подсобное хозяйство, на склоне Лесковицкой горы разбит небольшой огород.
Чудотворная Елецкая икона Божией Матери 1 апр. 1999 г. была возвращена из Черниговского исторического музея в обитель. В Петропавловском храме с 1997 г. хранится ковчежец с частицами мощей свт. Димитрия Ростовского, Черниговских свт. Феодосия (Углицкого) и прп. Лаврентия (Проскуры). По благословению митр. Антония еще в 1996 г. заведен особый обычай празднования памяти св. Феодосия Черниговского с торжественным обнесением мощей по св. храмам, где служил подвижник. В авг. 1998 г. в Е. м. пребывала икона Божией Матери «Призри на смирение», чудесно отобразившаяся на стекле в 1993 г. в киевском Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре.
Ист.: Иоанникий (Галятовский), архим. Скарбница потребная и пожиточная всему свету. Новгород-Северский, 1676; он же. Ключ разумiння. К., 1985. С. 344-371; Чернигову 1300 лет: Сб. док-тов и мат-лов. К., 1990.
Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 488-518; Ист. сведения о Елецко-Успенском мон-ре в Чернигове // Черниговские ГВ. 1841. № 46. С. 297-303; № 47. С. 308-311; № 48. С. 317-319; № 49. С. 331-333; Шафонский А. Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. К., 1851; Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные Черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. [Чернигов, 1861.] С. 95-123; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. С. 1-34; Эйнгорн В. О. Пребывание в Москве Иоанникия Голятовского в 1670 г. // ЖМНП. 1896. Нояб. С. 85, 92-95; он же. Очерки из истории Малороссии в XVII в.: Сношение малорос. духовенства с моск. правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899. С. 664; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, [1900]; Ефимов А. Н., прот. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени его основания и до наших дней (1060-1902): Его святыни и достопримечательности. Чернигов, 1903; Щербак С. Д. Дело о краже украшений с чудотворной иконы в Елецком Черниговском мон-ре во 2-й пол. XVIII в. // Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове в 1909 г. М., 1911. Т. 3. С. 382-386; Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой ц. в Чернигове // Архит. наследство. М., 1972. Т. 19. С. 32-42; Шекун А. В. Новые исследования Елецкого мон-ря в Чернигове // Тез. Черниговской обл. науч.-метод. конф., посвящ. 20-летию Черниговского архитектурно-ист. заповедника. Чернигов, 1987. С. 43-45; Куракин Ю. Н. Распространение католичества и униатства на землях Черниговского воеводства Речи Посполитой в 1-й пол. XVII в. // Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3: Католицизм и православие в ср. века. С. 96-108; Студьонова Л. 3 iсторiï Чернiгiвськоï епархiï: Бiблiогр. покажчик. Чернiгiв, 1993. С. 29-32; Гребень П. Н., Лаевский С. Н. Археол. наблюдения на территории Елецкого мон-ря и «окольного града» древнего Чернигова: По мат-лам раскопок 1994-1995 гг. // Археологiчнi старожитностi Подесення: Мат-ли iст.-археол. семiнару. Чернiгiв, 1995; Кузнецов Г. А. Край непокоренный: Черниговщина, 1941-1945 гг. Чернигов, 1995. С. 122-123; Кара-Васильєва Т. Гаптарство у сiверянських жiночих мон-рях // Сiверянський лiтопис. 1996. № 1. С. 60-67; Вiроцький В. Д. Храми Чернiгова. К., 1998. С. 87-111; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь / Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Реутов А. В. О назначении так называемых «крещален» в древнерус. храмах // Лаврський альманах. К., 2003. Вип. 9. С. 101-107.
Д. Б. К.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.