АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно-певч. искусства. Сохранились различные типы А. п. В визант. и славяно-рус. певч. традициях самыми ранними из них были азбучные тексты, состоящие из перечисления основных знаков нотации и отдельных мелодических формул; древнейшие - визант. «С Богом начала «мелодем» [т. е. мелодических оборотов, возможно аналогичных попевкам.-И. Л.]» (греч. Σὺν Θεῷ ἀρχαὶ τῶν μελοδημάτων) из Триоди Великой лавры на Афоне (Ath. Laur. Γ. 67. Fol. 159, Х в.,- вид палеовизант. нотации, называемый «Chartres») и древнерус. «А се имена знамянием» (РНБ. Кир.-Бел. № 9/1086. Л. 302, 1-я пол. XV в.,- первая традиция знаменной нотации), с посл. четв. XV в. также «имена знамению столповому». Разъяснению значений важнейших знаков нотации («како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласе») посвящен тип А. п., известный на Руси с нач. XVI в. и называемый обычно «сказанием» (подобно визант. толкованию - ἑρμηνεία); в собраниях азбучных текстов за ним следует разд., представляющий собой самое раннее древнерус. толкование попевок - «сказание ино» (ἑρμηνεία ἑτέρα), «како поется которое знамение в коемждо гласе различно» (напр., РНБ. Кир.-Бел. № 662/919, 40-50-е гг. XVI в.). В визант. пападики перечислению знаков нотации и мелодических формул (больших ипостасей - μεγάλαι ὑποστάσεις), а также краткому толкованию знаков отводился первый (вводный) теоретический разд. (προθεωρία). Нек-рые визант. азбучные тексты изложены в форме диалога наставника (διδάσκαλος) и ученика (μαθητής) или в виде вопросов и ответов (̓Ερωταπόκρισις περὶ τοῦ τί ἐστίν ἡ χειρονομία - «Вопросоответник о том, что такое хирономия»; ̓Ερωταπόκρισις τῶν φωνῶν - «Вопросоответник об интервальных знаках»).

Различие путей, по к-рым пошло развитие, с одной стороны, визант. нотации, ставшей аналитической, или интервальной (диастематической; см. Нотация), и, с др.- древнерус. знаменной нотации, включавшей значительное число тайнозамкненных (см. Тайнозамкненность), условных по графике мелодических формул, определило и различия в составе А. п., принадлежащих этим традициям. Разработка визант. теории гласа (ἦχος) отражена в разделах азбук, касающихся принципов организации гласовой системы (῾Ερμηνεία τῆς παραλλαγῆς, Τροχός - «Толкование параллаги», «Колесо» - Иоанна Кукузеля), интонационных формул ( ̓Αρχὴ τῶν κατὰ ἦχον ἠχημάτων - «Начало ихим в соответствии с <каждым> ихосом»), перемен гласа в пределах песнопения (разделы о фторе - Περὶ φθορῶν - Мануила Хрисафа). Первоначально этим явлениям были посвящены нек-рые части трактата «Агиополит», позднее - разделы пападики, а также авторские «методы» (μέθοδοι - «учения») и трактаты (Ксена Корониса, Иоанна Плусиадина, Иоанна Ласкаря, Гавриила Иеромонаха и др.). Свод музыкально-теоретических проблем давался в кодексах под названием «Теоретикон» (Θεωρετικόν - напр., РНБ. Греч. № 782, XVII в.). В нач. XIX в. реформа в области певч. нотации, известная как новый метод, зафиксирована в обобщающем труде митр. Хрисанфа из Мадита «Большой теоретикон музыки» (Θεωρετικόν μέγα τῆς μουσικῆς).

Обучение мелодическим формулам, обозначаемым ипостасями, в виде розвода их простыми интервальными знаками и с подтекстовкой названиями формул, представлено в «Большом исоне» (Τὸ μέγα ἴσον), приписываемом Иоанну Кукузелю, в др. редакции - Иоанну Гликису. Древнерус. аналогом визант. собрания формул стали А. п., называемые обычно «Имена попевкам» (самая ранняя - в составе «Ключа знаменного» инока Христофора, 1604 г.; далее - «Ключ»), «Кокизы», а также собрания фит и лиц (см. Фитник). Принципиальное отличие от визант. прототипа состоит в обилии тайнозамкненных начертаний, что отражено в названиях частей А. п. типа «розвод знамени мудрому и фитам изо всех гласов» («Ключ»). «Имена попевкам» и «Кокизы» включают самостоятельные разделы, направленные на различные учебные задания: выучивание формул, подтекстованных их названиями (иногда рядом указываются фрагменты текста, на к-рый поется попевка); освоение формул в образцах из песнопений (отдельные строки, содержащие данные формулы, рядом с к-рыми могут выписываться их названия,- см. «Ключ»); вокализация формул на отдельные гласные ( - РГБ. Ф. 178. № 875). Особый тип А. п. (по типологии З. М. Гусейновой - «кокизник-толкование»), содержащий развернутое толкование попевок с примерами из песнопений, сложился в XVII в. (одна из его редакций - в «Ключе», другая - напр., в списке 2-й четв. XVII в. РГБ. Ф. 210. № 1). Во 2-й пол. XVII в. появились А. п. с аллегорическим толкованием знамен, вероятно своеобразно продолжившие линию толкований хирономии визант. невм.

Появление в посл. четв. XVI в. новых форм нотации (см. Путевая нотация, Казанское знамя) привело к возникновению А. п., объясняющих значение новых знаков с помощью известного, столпового знамени (по типологии З. М. Гусейновой - «согласник»; «Согласие знамени с путным знаменем» - в «Ключе», «Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» - напр., в списке 1628 г. РГБ. Ф. 37. № 93). Др. формой руководства, служившей той же цели, были т. н. грани (в «Ключе» - «А се путное знамя розведено столповым»). В виде граней составлялись и старообрядческие А. п. демественной нотации.

Разработка рус. муз. теоретиками системы помет, фиксирующих особенности исполнения знамен и их высотное положение в обиходном звукоряде, отражена в А. п. типа «Сказание о подметках» (РНБ. О. XVII. № 19, сер. XVII в.) или в более позднем «Сказании о зарембах» (ГИМ. Син. певч. № 219, 3-я четв. XVII в.). Итогом эволюции традиц. А. п. стало «Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пению» старца Александра Мезенца - обширное руководство, направленное на унификацию исполнения знамен и песнопений в разных певч. книгах. Оно содержит изложение системы киноварных помет и признаков, классификацию знамен по типу мелодического движения, специфические способы исполнения знамен в контексте попевок и разных гласов, собрание строк из Ирмология с розводом тайнозамкненных начертаний простыми знаменами. Традиции «Извещения» были развиты в старообрядческих певч. А. п. (поповского и беспоповского типов). Двойственную функцию обучения «различнознаменным попевкам», а с др. стороны, «знамени нотному», имел «Ключ разумения» Тихона Макарьевского, занявший промежуточное положение между традиц. А. п. XV-XVII вв. и нотолинейными руководствами, связанными с культурой партесного пения («Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого). Подобный тип руководства представляет и греч. трактат Иеронима Трагодиста.

См. также Имена знамению, Имена попевкам, Извещение о согласнейших пометах; Сказание знамению, како поется; Сказание о зарембах, Согласник.

Изд.: Gerbert M. De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praeaena tempus. St. Blasien, 1774. Vol. 2. P. 57; idem. Scriptopres. Vol. 3. S. 397-398; Χρύσανθος ὁ ἐκ Μαδύτου, ἀρχιεπ. Θεωρετικόν μέγα τῆς μουσικῆς. Τεργέστη, 1832. ̓Αθῆναι, 19773; Смоленский С. В. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца («Извещение о согласнейших пометах»). Каз., 1888; Калашников Л. Азбука церковного знаменного пения. К., 1908; он же. Азбука демественного пения. К., 1911; Быстров Л. Азбука крюкового пения // Старообрядческая мысль. 1911. № 7, 9, 11, 12; Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l'église grecque. St.-Pb., 1913; Tardo L. L'antica melurgia bizantina nell' interpretazione della scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Gardner J. v., Koschmieder E. Ein handschriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. Münch., 1963, 1966, 1972. Teil 1-3; The Hagiopolites: A Byzantine treatise on musical theory / Prelim. ed. by J. Raasted. Copenhagen, 1983. (Cah. de l'Inst. du Moyen-Âge Grec et Latin; 45); Христофор. Ключ знаменной. 1604 / Публ., пер. М. В. Бражникова, Г. А. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. А. Никишова. М., 1983. (ПРМИ; Вып. 9); Gabriel, Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang / Hrsg. von Ch. Hannick und G. Wolfram. W., 1985. (MMB, Corpus scriptorum de re musica; Bd. 1); The treatise of Manuel Chrysaphes, The Lampadarios: On the theory of the art of chanting and on certain erroneous views that some hold about it / Text, transl. and comment. by D. E. Conomos. W., 1985. (Corpus scriptorum de re musica; Bd. 2); Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994; он же. Греческие музыкальные рукописи Петербурга: Кат. / РНБ. СПб., 1996. Т. 1; Hieronymos Tragodistes. Über das Erfordernis von Schriftzeichen für die Musik der Griechen / Hrsg. von B. Schartau. W., 1990. (MMB, Corpus scriptorum de re musica; Bd. 3); Певческие азбуки Древней Руси / Публ., пер., предисл. и коммент. Д. Шабалина. Кемерово, 1991; Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед. Н. П. Парфентьева; Коммент., расшифр. знам. нотации З. М. Гусейновой. Челябинск, 1996; Die Erotapokriseis des Pseudo-Johannes Damaskenos zum Kirchengesang / Hrsg. von G. Wolfram und Ch. Hannick. W., 1997. (Corpus scriptorum de re musica; Bd. 5); Anonymous questions and answers on the interval signs / Ed. by B. Schartau. W., 1998. (Corpus scriptorum de re musica; Bd. 6).

Лит.: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867-1869. Вып. 1-3; Christ W. Über die Harmonik des Manuel Bryennius und das System der byzantinischen Musik // Sitzungsber. d. königlich bayer. Akad. d. Wissenschaft zu München. Philos.-philol. Cl. II. 1870. S. 267-270; Gardthausen V. Beiträge zur griechischen Paläographie VI: Zur Notenschrift d. griechischen Kirche // Ber. über die Verhandlungen d. königlich sächsischen Gesellschaft d. Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Cl. 1880. Bd. 32. S. 82-88; Παρανίκας Μ. Τὸ παλαιὸν σύστημα τῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς // ῾Ελληνικὸς φιλολογικὸς σύλλογος. 1891. [Τ.] 21. Σ. 164-176; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; Озорнов М. Д. Азбука крюкового пения. М., 1901; Покровский А. М. Азбука крюкового пения. М., 1901; Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904. S. 17-24. (Neumen-Studien; 3); Wellesz E. Die Rhytmik der byzantinischen Neumen // Zschr. f. Musikwissenschaft. 1919/1920. Bd. 2. S. 629-632; Tillyard H. J. W. Handbook of the middle Byzantine musical notation. Copenhagen, 1935. (MMB, Subsidia; Vol. 1); Стефанович Д. Црквенски превод приручника византиjске неумске нотациjе рукопису 311 монастира Хиландара // Хиландарски зборник. Београд, 1971. [Т.] 2. С. 113-130; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Στάθης Γ. Τὰ Χειρόγραφα Βυζαντινῆς Μουσικῆς - ̀λδβλθυοτεΑγιον ̓Ορος. ̓Αθῆναι, 1975-1976. Τ. Α´-Β´; Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции // ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 188-195; Бражников В. М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Кравченко С. П. Словарь фит певческой книги «Праздники» // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1985. С. 157-195; Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского // Musica antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 707-718; Богомолова М. В. Азбуки путевой нотации // Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 111-133; Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988; он же. Греческий учебник музыки XVIII века // ПКНО, 1988. М., 1988. С. 161-177; Гусейнова З. М. Принципы знаменного роспева (по мат-лам муз.-теорет. руководств XV - нач. XVII в.) // Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 427-439; она же. Руководства по теории знаменного пения XV века (источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 20-46. (Проблемы музыкознания; Вып. 4); она же. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Владышевская Т. Ф. Азбучные тексты знаменной нотации и их семиотические истоки // Музыкальная культура Средневековья. М., 1990. Вып. 1. С. 81-108; Григорьев Е. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Парфентьева Н. В. К реконструкции азбуки попевок «Усольского мастеропения»: (На примере «Извещения» Александра Мезенца) // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Мат-лы науч. конф. М., 1994. С. 222-231; Николаев Б., прот. Толковая грамматика знаменного пения. Псков, 1995; Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Келдышевский сборник: Муз.-ист. чтения памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М., 1999. С. 62-72.

И. Е. Лозовая


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ" в других словарях:

  • Азбука певческая — общее назв. руководств по теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек рых списках 17 в. заголовка Азбука знамению . В 15 16 вв. преим. назв.: Имена знамением , Петия знаменного указ и др. Древнейшие из сохранившихся А. П.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • азбука певческая — общее название руководств по теории древнерусского знаменного распева …   Энциклопедический словарь

  • певческая азбука — см. Азбука певческая …   Энциклопедический словарь

  • Строгановская (Усольская) певческая школа —    творческое направление в рус. проф. муз. иск ве XVI XVII вв., возникшее во владениях ур. поморских промышленников Строгановых. Нашло выражение в деятельности певцов, а также мастеров, создавших образцы знаменного пения (Иван Лукошков, Фаддей… …   Уральская историческая энциклопедия

  • АНОНИМЫ — название музыкально теоретических средневек. западноевроп. трактатов, персональная атрибуция к рых невозможна или затруднена (см. ст. «Анонимность»). А. составляют примерно треть из всех опубликованных трактатов. Нек рые А. возникли как собрания… …   Православная энциклопедия

  • БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ — определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет. Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI 1 й пол. XVII в.… …   Православная энциклопедия

  • ГРАНИ — с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.) Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.) один из типов руководства (см. ст. Азбука певческая) по путевой нотации, в к ром… …   Православная энциклопедия

  • ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… …   Православная энциклопедия

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …   Православная энциклопедия

  • Палеография музыкальная —         (от греч. palaios старинный, древний и grapo пишу) область исторического музыкознания, специальная муз. историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»