- ИКАЛТО
[груз. იყალთო], муж. мон-рь (2-я пол. VI - XII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в одноименном селе в Кахети, в 6 км от Телави, в узком ущелье сев. отрогов Циви-Гомборского хребта Кавказа. Основан прп. Зеноном Икалтойским, одним из 12 сир. отцов, родоначальников груз. монашества, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского прибывших в древнегруз. столицу Мцхету и учредивших первые груз. мон-ри.
Церковь Гватаеба (Преображения Господня). Рубеж VIII и IХ, XI–XII, XIX вв.
Церковь Гватаеба (Преображения Господня). Рубеж VIII и IХ, XI–XII, XIX вв.В VIII-IХ вв. И. представлял собой обитель, где жили монахи. Считается, что в это же время здесь была основана Икалтойская академия, в которой позже учился груз. поэт ХII в. Шота Руставели. В ХI-ХII вв. в И. действовал культурно-просветительный центр, имевший значение не только для Кахети, но и для всей Грузии. С мон-рем связана деятельность прп. Арсения Икалтойского, грузинского философа, писателя и переводчика, духовника груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125). В академии преподавались предметы, составлявшие тривиум и квадривиум (богословие, философия, астрономия, риторика, церковное пение, математика), а также прикладные дисциплины - кузнечное дело и виноградарство (Мамулашвили. 1948. С. 4).В 1614-1617 гг., во время нашествия иран. шаха Аббаса I, были разрушены мн. архитектурные памятники Кахети, в т. ч. пострадал И., где закрылась академия.
В ХIХ в. церкви и др. постройки И. интенсивно поновлялись и были оштукатурены. В 1989 г. кафоликон И., ц. Гвтаеба (Преображения Господня), был освящен, и там совершаются богослужения.
Архитектурный ансамбль И.
На территории И., обнесенного каменной оградой, расположено 3 церкви: Гвтаеба, Самеба (Св. Троицы) и Квелацминда (Рождества Пресв. Богородицы), а также здание академии, трапезная, винодавильня и др. строения.
Кафоликон монастыря
крестово-купольная ц. Гвтаеба (рубеж VIII и IХ вв.), расположен напротив монастырских ворот, с зап. стороны, на месте наиболее ранней церкви (не сохр.), где были похоронены прп. Зенон и, по преданию, прп. Арсений. В VII в. в связи с расширением обители появилась необходимость возведения большего по размерам храма. От первоначальной постройки сохранились нижняя часть здания и нек-рые строительные слои; датировка возможна благодаря характерным для этого времени основным архитектурным элементам (строительному материалу, способу кладки стен, подковообразной в плане формы апсиды и нек-рых арок, крестовым сводом на удлиненном основании, обособлению 4 подкупольных устоев, свободно стоящих в центре сооружения). Храм перестраивали в ХI-ХII и ХIХ вв.
Церковь возведена из булыжника; углы и карниз выведены из тесаных плит пористого туфа (შირიმი). Снаружи и внутри помещение оштукатурено и побелено. В плане храм представляет собой греч. крест с куполом (ХIХ в.) на 4 устоях, имеющих в сечении также форму креста. Вост. рукав завершается подковообразной апсидой с вимой; ту же форму имеют отдельные подпружные арки и подкупольные устои; остальные арки полуциркульной формы. Алтарь фланкирован прямоугольными пастофориями (жертвенник и диаконник). Переход от четырехугольника основания к кругу купола сделан с помощью парусов. Освещается храм 4 окнами в рукавах (по одному в каждом) и 12 в барабане.
Особенностью храма является 2-этажный притвор, расположенный вдоль всего зап. фасада и разделенный на 3 компартимента. Средний и юж. отсеки имеют крестовые своды, из северного ведет лестница на 2-й этаж, предназначавшийся для покоев настоятеля.
Входы в храм устроены с 3 сторон, каждый обрамлен портиком. Прямоугольное основание зап. портика перекрыто крестовым сводом и с 3 сторон открыто арочными пролетами. В ХIХ в. над ним была надстроена колокольня. Юж. портик, завершающийся купольным сводом, имел широкую лицевую арку, по бокам находились ныне заложенные небольшие входы. Сев. портик, так же как и западный, имеет открытые с 3 сторон пролеты; он наиболее сильно переделывался. Завершается портик кирпичным карнизом ХIХ в.
Двенадцатигранный высокий купол возведен из кирпича. Декор оконного обрамления состоит из красных и черных ромбов; над окнами, в заглубленной поверхности, в штукатурке выведен фронтон, опирающийся на полуколонны в стиле позднего ампира.
У окна вост. фасада на каменных плитах с изображением крестов высечены 2 надписи. Первая, исполненная асомтаврули, содержит слова: «Крест Христов». Вторая выполнена смешанным письмом: частично строчным нусхури, частично асомтаврули, высечена на красном камне и заполняет свободные плоскости под поперечными рукавами креста. Расшифровка текста из-за плохой сохранности надписи может содержать неточности: «Помощью Иована убогого, при старосте грешном Перисе (?) была построена эта церковь. Большие тяготы перенес я по убожеству (своему). Грешного сего, помяните в молитве меня, Ефрема, и да возрадует (вас) (?), Господь мой». Палеографически надпись близка к образцам груз. эпиграфики VIII-Х вв. (Убиси, Атени Сиони, Гарбани, Агало и др.).
В ХI в. в интерьере была установлена искусно исполненная резная алтарная преграда из характерного для алтарей Грузии бледно-зеленого камня. Фрагменты преграды во время ремонта ХIХ в. были вставлены в сев. стену притвора. В 1938 г. наиболее крупные части (за исключением 2 маленьких фрагментов) были извлечены из штукатурки и перенесены в краеведческий музей Телави. Судя по сохранившимся фигурам, рельеф представлял собой композицию из сидящей на троне Пресв. Богородицы (без Младенца) и стоящих по сторонам архангелов.
Самеба
(2-я четв. VI в.), наиболее ранняя из церквей И., расположена в сев. части монастырского комплекса. Небольшой храм выстроен из булыжника и был существенно переделан в нач. XIX в. митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили). Сохранивший первоначальные формы план церкви, а также ее композиционное решение и отдельные архитектурные детали (глубокие ниши алтаря, равноконечные рукава креста, склеп под храмом, подковообразная форма арок и др.) позволяют классифицировать Самеба как крестово-купольный храм, по архитектуре напоминающий малую церковь (545-557) мон-ря Джвари и древнюю церковь во имя св. Иоанна Предтечи (60-е гг. VI в.) мон-ря Шиомгвиме (основан также одним из 12 сир. отцов, прп. Шио Мгвимским).
План первоначального здания представляет собой прямоугольник, центральная часть к-рого является квадратом с примыкающими к нему 4 узкими рукавами равной длины. Вост. рукав завершался полуциркульной апсидой с глубокими подковообразными в плане нишами по бокам, устроенными от уровня пола и исполнявшими функции жертвенника и диаконника. Перед единственным входом (с запада) по всей ширине фасада был сооружен притвор. Рукава креста представляют собой широкие арки, опирающиеся на импосты. Арки алтарной апсиды имеют подковообразную форму, остальные - полуциркульную. Церковь освещается 4 окнами, прорезанными по одному в рукавах креста. Первоначально она завершалась куполом на барабане, о чем свидетельствуют как центричность плана, так и фасады, имеющие на кладке стен фронтоны 4 рукавов.
На сегодняшний день Самеба представляет собой прямоугольное здание, перекрытое 2-скатной кровлей с приставной с запада наружной лестницей, ведущей в келью над притвором. Вост. и зап. рукава соединены коробовым сводом, опирающимся на сплющенные арки продольных рукавов. Зап. притвор, к к-рому с севера примыкает лестница, имеет позднюю надстройку (2-й этаж). В кладку зап. фасада вставлена каменная плита (VIII-IХ вв.) с рельефным изображением 3 святых (идентификация невозможна). Склеп под храмом, также сложенный из ровных рядов булыжника, дошел в первоначальном виде и в плане представляет собой квадрат, перекрытый крестовым сводом. Храм не расписан.
Квелацминда
(рубеж ХII и ХIII вв.), небольшая зальная церковь, расположена южнее кафоликона. В плане она представляет собой прямоугольник, завершенный с востока полуциркульной апсидой. Выстроена из булыжника; во время ремонтных работ в ХIХ в. углы и кладка стен частично были восстановлены кирпичом, интерьер и фасады церкви оштукатурены и побелены. Единственный вход с севера оформлен ступенчатыми декоративными арками. Аналогичные арочные обрамления украшают зап. и вост., низко посаженные окна. В центре арочного завершения зап. окна вставлен крест, высеченный в камне бледно-бирюзового цвета. Кровля черепичная.
Другие постройки
Двухэтажные здания академии, трапезной и винодавильни были построены вдоль юж. ограды И. в один ряд, но в разное время (наиболее ранние - расположенные западнее винодавильня и трапезная). Строения были сложены из булыжника, не имели перекрытий и сохранились частично (стены с проемами).
Винодавильня представляет собой длинную узкую галерею из 4 прямоугольных компартиментов, каждый перекрыт крестовым сводом и отделен от соседнего аркой. С сев. стороны находятся полуциркульные арки. Назначение 2-го этажа неизвестно.
Трапезная - большое прямоугольное здание с 2 входами. На плоскости обоих этажей юж. стены высечены ниши разного размера и формы; полукруг камина, высотой в 2 этажа, выделяется на фасаде. В вост. стене имелось 2 окна; вдоль 2-го этажа сев. стены находились окна. В ХVI в. с запада была пристроена комната с небольшими нишами в стенах.
В VIII-IХ вв. с востока вплотную к трапезной примыкало более широкое здание академии, в связи с чем были заложены 2 больших вост. окна трапезной. Новое здание с фронтонными вост. стенами и широкими зап. проемами было хорошо освещено. Первый этаж разделен на 2 части - более длинное зап. и узкое восточное помещения с 2 входами с севера, фланкированными 2 окнами с каждой стороны. Зап. стена гладкая; восточная имеет тройную аркатуру, в каждой арке выведена маленькая ниша. Все арки полуциркульной формы. Второй этаж - это большой зал, в вост. стене была двойная арка, основанная на 8-гранном высоком столбе: сохранились двойные окна столба - элемент, характерный для переходного периода груз. архитектуры (VIII-Х вв.), и крестовый свод на удлиненном основании. В юж. стене 2-го этажа сделан ряд углублений в виде декоративной аркатуры.
Архитектурные формы академии схожи с дворцовыми зданиями того же времени (Некреси, Ванта, Череми) и со зданием академии мон-ря Гелати (Х-ХIII вв.).
Ист.: Иоселиани П. Путевые заметки по Кахетии. Тбилиси, 1846. С. 88-90; Муравьев А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Т. 1. С. 193; Brosset М. Rapports sûr un voyage archéologique la Géorgie et dans l'Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 76; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 329-334; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 548 (на груз., франц. языках).
Лит.: Такаишвили Е. Альбом груз. архитектуры. Тбилиси, 1924. Табл. 79 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 258-261, 339-349, 563-569; Закарая П. Памятники Вост. Грузии. М., 1983. С. 291-292; Мамулашвили А. Академия Икалто / Гос. ист.-этногр. музей Телави. Тбилиси, 1948 (на груз. яз.).
И. Элизбарашвили
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.