- ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ
[Дейр-Мар-Ильяс; греч. Μονὴ τοῦ προφήτου ᾿Ηλιού; араб. ], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Высказывались предположения об основании И. п. м. равноап. Еленой или свт. Илией I (494-516), патриархом Иерусалимским (ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 40). Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), И. п. м., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийцем на средства визант. имп. Мануила I (Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в. // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греческому анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где прор. Илии, скрывшемуся в пустыне от Иезавели, являлся Ангел (3 Цар 19. 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы, жившие позднее, ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620), либо с местом, куда удалившемуся во время засухи пророку приносили пищу вороны (3 Цар 17. 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина // ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо,- Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в мон-ре Хозива и с долиной Харрар (в настоящее время на территории Иордании).
Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви
Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной ЦерквиС И. п. м. также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне Ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (Ραπτόπουλος. 1996. Σ. 140-141).
В зап. источниках упоминается посещение игуменом И. п. м. лагеря Ричарда I Львиное Сердце в Бейт-Нубе (июнь 1192), к-рому он открыл место, где им была спрятана часть Честного Креста Господня. Согласно Роджеру из Хаудена, тайник находился непосредственно в ц. прор. Илии, тогда как Ральф из Коггешалла помещает его в мон-ре св. Самуила на пути из Бейт-Нубы в Иерусалим.
Посетивший И. п. м. Иоанн Полонер упоминает высокое здание с прекрасной церковью и колодцем рядом с юж. стеной (1422); Франческо Сурьяно (1485) отмечает, что в мон-ре подвизалось 2 греческих монаха. Даниил, митр. Эфесский (1478-1488), в нач. 80-х гг. XV в. застал эту обитель покинутой иноками, но остававшейся во владении православных (Рассказ и путешествие по св. местам Даниила, митр. Эфесского / Пер.: Г. С. Дестунис // ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8). С. 50-51). В 1492 г. монастырь принадлежал мусульманам, а в 1517 г.- снова грекам.
В османской переписи 1553/54 г. среди мон-рей упоминается Дейр-Мар-Ильяс. В 1593 г. Т. Коробейников передал милостыню проживавшим в И. п. м. иером. Дорофею и 7 старцам (Хождение Трифона Коробейникова: 1593-1594 // ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 99). С XVII в. насельники И. п. м. показывали паломникам отпечаток на камне, оставленный спящим прор. Илией. Этот камень «в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека» находится напротив монастырских ворот (Леонид (Кавелин). 2008. С. 260, 263). Рядом с ним бьет источник, носящий имя прор. Илии.
В. Я. Гагара в 1635 г. застал в монастыре 30 монахов (Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары: 1634-1637 гг. // ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3(33). С. 16). В 1647 г. отреставрированный патриархом Паисием И. п. м. стал одним из основных хозяйственных центров Патриархата: диак. Иона Маленький (1651) упоминает принадлежавшие мон-рю пашни, виноградники и оливковые рощи (Повесть-сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева мон-ря черного диакона Ионы Маленького: 1649-1652 // ППС. 1895. Т. 14. Вып. 3(42). С. 21). Наиболее подробное описание И. п. м. сделано В. Г. Григоровичем-Барским (1726): «Аще и мал отъвне зрится быти, обаче внутрь многа здания содержит... и тесен есть внутрь. Имат же храм преизбраний, велик и висок, с главою одною, яже зрится вне обители издалеча, шестию же столпами поддержится... Храм оний иногда бисть иконописан зело лепо, но понеже обетша, сего ради поновлен есть варом... Сице же тесно с келиями совокуплен окрест, яко низу ниоткуду к вратам пути имат, но иноки, правила ради, снисходят сверху зданий степеней каменных вниз к дверем... Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величеством своим наполни весь монастир» (Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 370-371). О фресках с эпизодами жития пророков Илии и Елисея упоминает Р. Покок (1743). Григорович-Барский и паломник Серапион (1751) сообщают также о «докуке» от бедуинов, к-рым монахи были вынуждены выплачивать натуральный оброк.
Летописи палестинских греков нач. XIX в. сохранили свидетельства того, что во время восстания жителей Юж. Палестины против дамасского паши (1825) бунтовщики (в частности, из соседней Бейт-Джалы) использовали мон-ри как опорные пункты, а также прятали там свое имущество. Желая получить спрятанные в И. п. м. деньги феллахов, паша подверг пыткам игум. мон-ря Флавиана (Неофит Кипрский. Двадцатилетие, или Продолжение всего случившегося в правосл. Иерусалимской Церкви с 1821 г. до настоящего 1841 г. // Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 139. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)).
Здания мон-ря были отремонтированы в 1858-1859 гг. Последняя реставрация была предпринята в 1976-1977 гг. киприотом архим. Аркадием (впосл. митрополит Аскалонский). Специальное исследование, позволяющее определить, включает ли существующая 3-нефная базилика (купол к-рой был утрачен при реставрации) фрагменты средневек. постройки, не проводилось. У сев. стены находятся гробницы Вифлеемских епископов Илии († 1345) и Михаила († 1811). Позднейшее предание связывает одну из этих гробниц с именем Иерусалимского патриарха Илии (Илии II?).
В обители хранятся частица мощей свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и звенья цепей вмч. Георгия Победоносца, от к-рых происходят исцеления.
В наст. время в И. п. м. подвизается 1 монашествующий - игум. Парфений.
В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ И. п. м. были обнаружены развалины церкви визант. периода. С юж. стороны она граничит с колодцем Бир-Кадисму. Во время раскопок окт. 1992 - февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам ц. Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы мон-рь), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Иувеналии, архиеп. Иерусалимском (422-458), прп. Феодосий некоторое время был игуменом мон-ря Кафизмы (Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сиденье. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, некоторые из них были добавлены в VIII в. (Гева. 2000. С. 42-43).
Лит.: Ραπτόπουλος Ζ. Κ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ: ῾Οδηγός προσκυνητοῦ. Λεμεσός, 19966. Σ. 139-141; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 224-227; Гева Х. Археологические раскопки в Израиле. Иерусалим, 2000. С. 42-43. [Важнейшие места, связанные с историей христианства]; Св. Земля: Ист. путеводитель. М., 2000. С. 102; ῾Αγιοταφικὸν ῾Ημερολόγιον 2008. ῾Ιεροσόλυμα, 2007. Σ. 40, 122; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008. С. 260, 263.
Э. П. А., К. А. Панченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.