ИОАНН АРГИРОПУЛ

ИОАНН АРГИРОПУЛ

[греч. ᾿Ιωάννης ᾿Αργυρόπουλος; итал. Giovanni Argiropulo] (ок. 1393/94 или ок. 1415, К-поль - 26.06.1487, Рим), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей. Мн. детали его биографии, особенно до переселения И. А. в Италию, остаются не вполне ясны и вызывают дискуссии у совр. исследователей. Отца И. А. звали Мануил, мать происходила из рода Хрисовергов, возможно была родственницей братьев Максима, Феодора и Андрея Хрисовергов из К-поля, позднее принявших католичество. Родители И. А. умерли, когда ему было ок. 10 лет; он воспитывался в семье дяди в Фессалонике, где начал учиться под рук. местного нотария Алексея Форбена. Ок. 1410 г. вернулся в К-поль и обучался там у лучших визант. интеллектуалов, вероятно у Иоанна Хортазмена, Георгия Гемиста Плифона и Иосифа Вриенния. Ок. 1420 г. И. А. был возведен в сан диакона и поступил на службу в патриаршее ведомство Великой ц.; в 1421 г. получил разрешение от визант. имп. Мануила II открыть собственную школу и начал преподавать основы древнегреч. философии. В 1423 г. И. А. переехал на Крит, принадлежавший Венеции, для совершенствования познаний в «латинской науке»; при этом продолжал преподавать. На Крите И. А. познакомился с Георгием Трапезундским, к-рый в то время занимал пост ректора школы в Кандии. Однако их взаимоотношения ухудшились после диспута 1424 г. Через год, вернувшись в К-поль, И. А. восстановил свою школу и работал в ведомстве Великой ц.; вскоре был рукоположен во иерея. Уже в это время среди его учеников были и ромеи, и итальянцы, в т. ч. сын гуманиста Франческо Филельфо, который вскоре стал переводчиком при дворе имп. Иоанна VIII Палеолога.

В 1438-1439 гг. И. А. в составе визант. делегации участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе, принял Флорентийскую унию. Поскольку сторонники унии в визант. обществе оказались в меньшинстве и часто считались фактически отлученными от Церкви, принятие унии для И. А. означало почти переход в католичество. В 1441 или 1442 г. И. А. вновь покинул К-поль и переселился в Падую, куда был приглашен ученым и меценатом Палла Строцци; занимался преподаванием греч. языка и философии Аристотеля. В 1444 г. в Падуанском ун-те И. А. занял одновременно кафедры свободных искусств и медицинскую. Спустя неск. лет вернулся в К-поль; с 1448 г. был преподавателем философии и медицины в к-польском ун-те Мусейон. В это время И. А., сторонник Флорентийской унии, стал одним из влиятельных советников К-польской Церкви. Ок. 1451 г. он сопровождал в составе посольства кард. Исидора (бывш. митрополита всея Руси) в Италию, ко двору папы Николая V; просил папу принять своих сыновей Александра и Николая в состав рим. клира. По возвращении решением имп. Константина XI был введен в визант. имп. синклит. В последние годы существования Византийской империи И. А. был наиболее известным ученым в К-поле; среди его учеников - Константин Ласкарис, Михаил Апостолис, Иоанн Панарет, Димитрий Ангел. Нек-рые из них впосл. эмигрировали в Италию и, как он, стали известны в культурной среде.

И. А. пережил взятие К-поля турками в 1453 г. Его семья была захвачена в плен, и И. А. в течение неск. лет добивался ее освобождения, собирал средства на выкуп в Морее и Италии. Вероятно, окончательно воссоединить семью И. А. удалось только к моменту переезда во Флоренцию в 1456 г. Некоторое время И. А. прожил в Морее; в 1455-1456 гг., исполняя дипломатическое поручение деспота Фомы Палеолога, он посетил дворы папы Каллиста III, Миланского герцогства, Франции и Англии, прося о помощи Морее в борьбе против турок. Его миссия, скорее всего, завершилась безрезультатно. В окт. 1456 г. И. А. был избран преподавателем философии во Флорентийской академии, что позволило ему с семьей жить в этом городе. 4 февр. 1457 г. он прочел свою инаугурационную лекцию. И. А. преподавал греч. язык и античную философию, особое внимание уделяя учениям Платона и Аристотеля. При этом он не был склонен противопоставлять традиции платонизма и аристотелизма, предпочитая представлять древнюю философию как нечто единое и видеть в разногласиях мыслителей лишь свидетельство богатства античной традиции. Вероятно, влиянием И. А. объясняется происшедшая в эти годы постепенная смена интересов флорентийских гуманистов: от изучения греч. риторики они обратились к исследованиям метафизики платонизма. И. А., прекрасно владевший латынью и итал. языком, пользовался большой популярностью в кругах образованной флорентийской элиты. Среди учеников И. А. были видные деятели эпохи гуманизма Анджело Полициано, Бернардо Платина, Пьетро Филиппо, Веспасиано да Бистиччи, Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини и др. Козимо Медичи столь высоко ценил И. А., что в нач. 60-х гг. XV в. подарил ему дом на Виа Ларга; учениками И. А. были сын Козимо Пьетро (правитель Флоренции в 1464-1469) и внук Лоренцо Великолепный (правитель Флоренции в 1469-1492). В 1466 г. в качестве оценки заслуг И. А. он и его семья получили гражданство Флорентийской республики.

В 1471 г. И. А. переехал в Рим. Причина переезда неясна; вероятно, на И. А. повлияла смерть одного за другим 3 старших сыновей (Александра, Николая и Варфоломея). В Риме он стал одним из помощников кард. Виссариона при дворе папы Сикста IV. При папской курии он продолжал преподавать греческую философию, его учеником был Иоганн Рейхлин. Однако смерть кард. Виссариона (1472) не позволила И. А. добиться столь же влиятельного положения в Риме, какое было у него во Флоренции. В 1477-1481 гг. И. А. вернулся на работу во Флорентийскую академию. Затем вновь по неясной причине уехал в Рим и провел там последние годы жизни; преподавал в Греческой академии, основанной его учеником Иоанном Ласкарисом. Его младший сын Исаак стал придворным музыкантом герцогов Сфорца в Милане.

И. А. был известен как переводчик с греческого языка на латынь классических произведений античности: сочинений Платона, Аристотеля, творений свт. Василия Великого. Деятельность И. А. существенно повлияла на рост знаний западноевропейцев о греч. культуре античности и Византии, на развитие культуры Ренессанса. Из собственных сочинений И. А. сохранился догматический трактат «О Святом Духе», написанный, вероятно, ок. 1450 г., в к-ром он следует католич. традиции богословия. Также известны энкомии в честь визант. императоров Иоанна VIII и Константина XI, папы Николая V, 3 письма Георгию Трапезундскому.

Соч.: PG. 157. Col. 992-1008; ᾿Αργυροπούλεια / ῎Εκδ. Σ. Π. Λάμπρος. ᾿Αθῆναι, 1910; Giovanni Argiropulo. Compendium de regulis / Ed. C. Vasoli // Rinascimento. Ser. 2. Firenze, 1964. Pt. 4. P. 285-339.

Лит.: Cammelli G. I dotti bizantini e le origini dell'umanesimo. Firenze, 1941. Vol. 2: Giovanni Argiropulo; Garin E. Le traduzioni umanistiche di Aristotele nel secolo XV // Atti e memore dell'Accademia fiorentina di scienze morali la Colombaria. Firenze, 1951. T. 16. P. 50-104; idem. Platonici bizantini e platonici italiani: Nuove indagini sul Pletone // Idem. Studi sul platonismo medievale. Firenze, 1958. P. 153-190; idem. Portraits from the Quattrocento. N. Y., 1972. P. 55-117; idem. Rinascite e rivoluzioni: Movimenti culturali dal XIV al XVIII secolo. R.; Bari, 1975. P. 121-129; Брагина Л. М. Аргиропулo // СВ. 1968. T. 31. C. 237-255; Seigel J. E. The Teaching of Argyropulos and the Rhetoric of the First Humanists // Action and Conviction in Early Modern Europe / Ed. T. K. Rabb, J. E. Seigel. Princeton, 1969. P. 237-260; Brown V. Giovanni Argiropulo on the Agent Intellect // Essays in Honor of A. Ch. Pegis. Toronto, 1974. P. 160-175; Zakythinos D. Le despotat grec de Morée. L., 1975. Vol. 2. P. 334-336; Monfasani J. George of Trebizond. Leiden, 1976. P. 375-378; Canavet P., Oikonomides N. La comédie de Katablattas: Invective Byzantine du XVe siècle // Δύπτιχα. ᾿Αθῆναι, 1982/1983. Τ. 3. Σ. 5-97; Manoussakas M., Staikos K. The Publishing Activity of the Greeks during the Italian Renaissance. Athens, 1987. P. 44-53; Geanakoplos D. J. Constantinople and the West. Madison, 1989. P. 91-113; Культура Византии. Т. 3; PLP, N 1267; ODB. Vol. 1. P. 164-165; Monfasani G. The Averroism of John Argyropoulos and his «Quaestio utrum intellectus humanus sit perpetuus» // I Tatti Studies: Essays in the Renaissance. Florence, 1993. Vol. 5. P. 157-208; Harris J. Greek Émigrés in the West: 1400-1520. Camberley, 1995; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 19972. C. 63, 72; Mondrain B. Jean Argyropoulos professeur à Constantinople et ses auditeurs médecins, d'Andronic Éparque à Démétrios Angelos // Πολύπλευρος νοῦς: Miscellanea für P. Schreiner zu seinem 60. Geburtstag. Мünch.; Lpz., 2000. S. 223-250; Ganchou Th. Iôannes Argyropoulos, Géôrgios Trapézountios et le patron crétois Géôrgios Maurikas // Θησαυρίσματα. Venezia, 2008. Τ. 38. Σ. 105-212.

И. Н. Попов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН АРГИРОПУЛ" в других словарях:

  • Иоанн Аргиропул — (’Αργυροπουλος, 1415  26 июня 1487)  византийский учёный, из …   Википедия

  • АРГИРОПУЛ ИОАНН — греч. филолог, богослов, XV в. см. Иоанн Аргиропул …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ — (17/18.12.1392, К поль 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К польской и Римско католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391 1425) и имп. Елены… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЛАСКАРЬ — [Пигонит, Сирпаган, Каломисид; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Λάσκαρης, Πηγωνίτης, Συρπάγανος (Σηρπάγανος), Καλομισίδης] (2 я пол. XIV после 1425), визант. мелург и певчий. Имя И. Л. достаточно часто встречается в греч. певч. рукописях (самое раннее упоминание …   Православная энциклопедия

  • Patrologia Graeca — (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… …   Википедия

  • Греческая патрология — Patrologia Graeca (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической… …   Википедия

  • АРИСТОТЕЛИЗМ —         1) в узком смысле учение последователей Аристотеля (не совпадает с понятием перипатетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста до 1 в. до н. э. по существу никак не связаны с А.); 2) в более широком смысле об А. говорят… …   Философская энциклопедия

  • Греческие учёные Возрождения — Димитрий Халкокондил …   Википедия

  • Итальянская философия — Итальянская философия  обобщённое название философии итальянских мыслителей. Италия на протяжении веков имела значительное влияние на западную философию, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, в продолжение ренессансного гуманизма, эпохи… …   Википедия

  • Итальянская литература — I Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это явление объясняется устойчивостью латинской традиции в Италии. Нигде латынь не была так живуча,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»