- «ИОАННА-АЛЕКСАНДРА СБОРНИК»
[болг. Иван-Александров сборник; Синодальный, Лаврентьевский] (СПб. РНБ, F.I.376), болг. рукопись (1347/48), которая содержит несколько исторических и богословских сочинений. Кодекс (формат 1°, 214 л.) написан полууставом церковнослав. языка, с киноварной заставкой в неовизант. стиле (Л. 1). В записи на л. 214 среднеболг. извода сообщается, что книга была написана «в год от сотворения мира 6856, индикта 1» для «превысокого и самодержавного царя болгар и греков Иоанна Александра» «трудом и болезнью Лаврентия, многогрешного таха священноинока».
Как считают большинство исследователей, «И.-А. с.» был написан в Тырнове по заказу болгарского царя Иоанна Александра (1331-1371). После захвата Тырнова османами (кон. XIV в.) рукопись была перенесена в Валахию или в Молдавию, а затем на Афон. В 1655 г., согласно записи иером. Арсения (Суханова) на обороте переплета, она принадлежала скиту св. Иоанна Милостивого мон-ря св. Павла на Афоне. Как следует из др. записи (Л. 204), «И.-А. с.» в XVII в. некоторое время находился в библиотеке патриарха Московского и всея Руси Никона, откуда был передан на Печатный двор. К. Ф. Калайдович опубликовал содержащийся в кодексе старший список «Сказания о письменах» Храбра Черноризца (Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх болгарский. М., 1824). «И.-А. с.» между 1836 и 1840 гг. находился у еп. Чигиринского Иннокентия (Борисова; впосл. архиепископ Херсонский), издавшего рус. перевод «Написания о правой вере», приписываемого равноап. Кириллу (Константину) Философу (Начертание правой веры, изложенное блж. Константином Философом // ВЧ. 1841. № 45. С. 407-412). Затем кодекс перешел И. П. Сахарову, после смерти к-рого в 1863 г. был куплен Имп. публичной б-кой.
Рукопись содержит 14 разнородных статей: помимо «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и «Написания о правой вере» она включает «Церковное сказание» свт. Константина, еп. Преславского, «Ответы на вопросы Антиоха князя» свт. Афанасия I Великого, еп. Александрийского, трактат «О восьми духовных пороках» Нила Философа (см. ст. Нил Анкирский), «Сказание о Вселенских Соборах», «Житие св. Иоанна Милостивого» (см. Иоанн V, патриарх Александрийский), рассказы из патериков. Наличие в сборнике «Сказания о письменах» Р. Пикио считает важным свидетельством начала «полемики о языке» в Болгарии в сер. XIV в. (Пикио Р. Православното славянство и старобълг. културна традиция. София, 1993. С. 84-87, 154-157, 273-276). Исходя из близости составов «И.-А. с.» и рус. сборника XVI в. (ГИМ. Барс. № 1498), Г. А. Ильинский выдвинул гипотезу об их общем протографе (Ильинский Г. А. «Написание о правой вере» Константина Философа // Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 63-89).
Изд.: Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981.
Лит.: Шаламанов Б. Из лексиката на Иван-Александровия сборник от 1348 г. // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5: Паметници, поетика, историография. С. 321-334; Гагова Н. За един ръкопис на цар Иван Александър: Бележки върху Лаврентиевия сборник // Средновековна християнска Европа: Изток и Запад: Ценности, традиции, общуване. София, 2002. С. 255-262.
Д. И. Полывянный
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.