АКИМИТЫ

АКИМИТЫ

[греч. ἀκοιμῆται - неусыпающие], монашеская община последователей св. Александра К-польского (V в.), принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший более строгие ограничения во владении имуществом и увеличение продолжительности общей молитвы за счет времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители А. было то, что монахи, разделившись на 3 смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда ее название). Первоначально община была многонациональной по своему составу и богослужение совершалось на греч., лат. и сир. языках. Согласно житию св. Александра, вначале он обосновался со своими последователями в К-поле, однако после 420 г. переселился на азиатский берег Босфора, в Гомон. Точная датировка этого события является предметом дискуссии, причем не исключено, что новый мон-рь был основан уже после смерти первого игумена А. (430). Его преемник Иоанн счел выбранное место неудобным и перенес обитель поближе к столице, в Иринеон (совр. Чубуклу, Турция). При Иоанне и сменившем его св. Маркелле мон-рь достиг наибольшего расцвета: в сер. V в. он насчитывал не менее тысячи насельников. Многие А. стали епископами, а в 465 г. часть монахов переселилась в новую обитель, основанную патрикием Студием, положив тем самым начало Студийскому мон-рю. Видная роль, к-рую А. играли в церковно-политической борьбе того времени, проявилась в их противостоянии гот. клану Аспара, занимавшему ключевые позиции в Византийской империи в сер. V в. Кроме того, мон-рь стал центром противостояния монофизитству: сам св. Маркелл принял активное участие в подготовке Всел. IV Собора. В этой борьбе А. опирались на авторитет Римской Церкви, позицию к-рой они всячески поддерживали в годы Акакианской схизмы. Однако именно папа Римский Иоанн II в 534 г. отлучил нек-рых А., чье неприятие монофизитского учения не позволило им согласиться с формулой скифских монахов «Единый от Св. Троицы распят». Позднейшие сведения об А. относятся к IX в., когда их община уже находилась в К-поле. В 1216 г. игумен А. Максим II ненадолго стал Патриархом в Никее.

Лит.: Vailhé S. Acémètes // DHGE. T. 1. Col. 274-282; Pargoire J. Acémètes // DACL. T. 1. Col. 307-321; Grumel V. Acémètes // DSAMDH. T. 1. Col. 169-175; Θουντούλης Ι. Μ. ῾Η εἰκοσιτετράωρος ἀκοίμητος δοξολογία. ̓Αθῆναι, 1963; Janin. Églises et monastères. P. 16-17; idem. Grands centres. P. 13-15; Wölfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianae und der Akoimete Alexander // BZ. 1986. Bd. 79. S. 302-309.

А. М. Крюков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АКИМИТЫ" в других словарях:

  • АКИМИТЫ — (от греч. a отриц. част., и kumao сплю). Монахи ордена, где богослужения совершаются беспрерывно, днем и ночью, служащие же чередуются в несколько смен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКИМИТЫ от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Акимиты — …   Википедия

  • акимиты-студиты — акимиты студиты, акимитов студитов …   Орфографический словарь-справочник

  • Акимиты —  (acemetae)  (греч. akoimetai неусыпные)    название группы монахов, к рые поддерживали решения Халкедонского собора (451) против монофизитства. Они проповедовали бедность, уход от общества и постоянное литургическое поклонение …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • acemetae —  Акимиты …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Неусыпающие — Развалины Студийского монастыря где находилась община акимитов Акимиты (греч. ἀκοιμῆται  «неусыпающие»)  община последователей преподобного Александра Константинопольского, который в начале V века основал в Константинополе монастырь, в котором… …   Википедия

  • 465 год — Годы 461 · 462 · 463 · 464 465 466 · 467 · 468 · 469 Десятилетия 440 е · 450 е 460 е 470 е · …   Википедия

  • Геннадий I (Патриарх Константинопольский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Геннадий (значения). Патриарх Геннадий Γεννάδιος 46 й Константинопольский патриарх 458 …   Википедия

  • неоусыпа˫аи — (24) пр. 1.Не знающий сна, вечно бодрствующий; неутомимый: помысли ты сѹща и тьмы ан҃гльскы˫а трѹбы трѹбѧща прѣдъсто˫аща˫а сѹди. овы же сълѥмы въ тьмѹ вънѣшьнюю… ины˫а чьрви неѹсыпающюмѹ. и скрьжьтѹ зѹбомъ прѣдаимы. СбТр ΧII/XIII, 17; гр҃шнкмъ… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • Ипостасное соединение — Преображение Господне  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»