«ИМЕНА ПОПЕВКАМ»

«ИМЕНА ПОПЕВКАМ»

«Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.)

«Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.)


«Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.)

одно из названий самого простого типа музыкально-теоретического руководства, посвященного попевкам,- «кокизника-перечисления» (по типологии З. М. Гусейновой), построенного по образцу азбуки-перечисления и включающего начертания и названия попевок. Часто сопровождается уточнением «на 8 гласов», в нек-рых случаях выписывается без названия. Исследованию кокизников «И. п.» посвящены работы М. В. Бражникова, А. Н. Кручининой и др.

Руководство «И. п.» сформировалось как закономерное продолжение азбуки-перечисления и в теоретических кодексах обычно помещалось после нее. Наиболее ранний список кокизника «И. п.» зафиксирован в «Ключе знаменном» инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1001, 1604 г.). В дальнейшем репертуар попевок и последовательность их изложения в различных списках варьировались, но основные черты руководства инока Христофора в целом сохранялись.

В «И. п.» впервые в древнерусской теории музыки представлен основной перечень попевок, сложившийся к нач. XVII в. Он включает более 70 попевок в 6 гласах (попевки 3-го и 7-го гласов, как правило, не выписываются), где начертания подтекстованы названиями попевок. Попевки (как всегда в кокизниках) представлены не отдельно, а в рамках певч. строк, где каждая попевка выступает в большинстве случаев как заключительный раздел строки. Нек-рые попевки предполагали использование в 2 гласах, на что указывают соответствующие ремарки в кокизнике «И. п.». В нек-рых случаях в «И. п.» может быть выписано название попевки без его начертания.

Происхождение названий попевок в ряде случаев связано с характеристикой распевов (рымза (в переводе «плакса»), качалкы), с указанием на тип распева (дербица (от слова «дробить»), колесце), на начертание (ключ, кудри) или с византийской традицией (кукиза, хелеимеоса). Некоторые попевки представлены неск. разновидностями, что также отражено в названиях «скочок меншой», «скочок средний», «скочок болшой», «кулизма нижняя», «кулизма скамейная» и др.

В дальнейшем название «И. п.» употреблялось также по отношению к теоретическим руководствам типа «Кокизник со строками», где наряду с начертаниями и названиями попевок приводились фрагменты песнопений, преимущественно ирмосов, иллюстрирующих данные попевки («Имена попевкам на 8 гласов» - РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 94 об., 2-я четв. XVII в.).

Ист.: Христофор, инок. Ключ знаменной: 1604 / Публ., пер.: М. В. Бражников, Г. А. Никишов. М., 1983. (ПРМИ; 9).

Лит.: Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972; он же. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Кручинина А. Н. Попевка в рус. муз. теории XVII в.: Канд. дис. Л., 1979; Гусейнова З. М. Рус. муз. азбуки XV-XVI вв. СПб., 1999.

З. М. Гусейнова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«ИМЕНА ПОПЕВКАМ»" в других словарях:

  • «ИМЕНА ЗНАМЕНИЮ» — «Имена знамению». Фрагмент листа из Стихираря. 1474 (?) г. (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161) «Имена знамению». Фрагмент листа из Стихираря. 1474 (?) г. (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161) одно из названий простейшего вида древнерусского музыкально… …   Православная энциклопедия

  • ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… …   Православная энциклопедия

  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ — условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно певч. искусства. Сохранились различные типы А. п. В визант. и славяно… …   Православная энциклопедия

  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер …   Православная энциклопедия

  • Азбука певческая — общее назв. руководств по теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек рых списках 17 в. заголовка Азбука знамению . В 15 16 вв. преим. назв.: Имена знамением , Петия знаменного указ и др. Древнейшие из сохранившихся А. П.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Партесное пение —         (от позднелат. partes голоса, мн. ч. от лат. pars часть, участие, в переносном смысле хоровая партия) стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени… …   Музыкальная энциклопедия

  • «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» — музыкально теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2 й пол. XVII в. Название дано по заголовку одного из начальных разделов и воспроизведено при 1 й публикации трактата С. В. Смоленским в 1888 г. «Извещение …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»