- ИОАНН ХОРТАЗМЕН
[Хортасмен; греч. ᾿Ιωάννης Χορτασμένος] (ок. 1370 - ок. 1436/37, К-поль), в монашестве Игнатий (᾿Iϒνάτιος), визант. ученый, митр. Силимврии. Выходец из небогатой семьи; получил блестящее светское образование. В 1391-1415 гг. служил нотарием в ведомстве Великой ц. в К-поле. Между 1397 и 1400 гг. по поручению патриарха К-польского Матфея I (RegPatr, N 3060) протэкдик и кафолический дидаскал (т. е. преподаватель как светских, так и церковных дисциплин) Михаил Вальсамон обучал И. Х. геометрии. Эти занятия в то время являлись подготовительным курсом для овладения астрономией. Насколько основательно И. Х. занимался этой наукой, показывают рукописи из его библиотеки с пометами владельца, среди к-рых - «Альмагест» Клавдия Птолемея и «Каноны» Феона Александрийского (Vat. Urb. 80). И. Х. составил обширную компиляцию из «Географии» Птолемея и извлечений из различных астрономических сочинений, гл. обр. из «Первооснов астрономической науки» Феодора Метохита, рукопись которых содержит многочисленные маргиналии владельца (Vat. gr. 1365). Это сочинение Феодора Метохита до занятий им И. Х. в Византии почти не использовалось. Опасения в отношении астрономии в то время в Византии были столь велики, что И. Х. потребовалась санкция патриарха Матфея I для занятия этим предметом. Др. астрономическая компиляция И. Х. (Vat. gr. 1059) создана из произведений Прокла Диадоха, Исаака Аргира, Птолемея, Феодора Метохита и Феодора Мелитиниота (Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256).
И. Х. находился в К-поле во время осады города османским султаном Баязидом I (1394-1402); об этом свидетельствует его автограф на полях рукописи Vat. gr. 163. Fol. 233r (Hunger. 1969. S. 16). Поражение турок под Анкирой в 1402 г. и освобождение К-поля от блокады нашли отражение в заметках И. Х. в рукописи Vindob. Suppl. 75. Тем не менее предположения о существовании некой «Хроники Хортазмена», которая бы заполнила пробел между «Историей» Иоанна Кантакузина и сочинениями историков времени падения К-поля, не подтвердились (Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 482).
Ок. 1405 г. И. Х. обучал Марка Евгеника. Кроме него учениками И. Х. в разное время были митр. Никейский Виссарион, Георгий Палеолог Кантакузин, Мануил Палеолог Асанопул; между 1415 и 1431 гг. учеником И. Х., вероятно, был патриарх К-польский Геннадий II Схоларий (Hunger. 1969. S. 18). В 1405-1406 гг. мон. Нафанаил, врач госпиталя при мон-ре Иоанна Предтечи в К-поле, поручил И. Х. отреставрировать рукопись VI в. медицинского трактата Диоскорида (Венский Диоскорид; Vindob. Med. 1). Ко мн. изображениям лечебных растений в рукописи И. Х. заново написал пояснения. Возможно, И. Х. был одним из учителей медицинской школы при этом госпитале (см.: Культура Византии. Т. 3. C. 405).
В 1407/8 г. И. Х. приступил к составлению сочинения дневникового типа, к-рое Х. Хунгер, обнаруживший этот автограф И. Х. в Национальной б-ке Австрии (Vindob. Suppl. 75) и издавший его (Нunger. 1969. S. 54-63, 138-242), условно назвал «домашней книгой» (Hausbuch). Это сочинение отражает многообразие интересов И. Х.: содержит фрагменты философских, риторических, математических сочинений античных авторов, среди к-рых схолии к аристотелевской «Логике», извлечения из «Начал» Евклида и различные математические задачи. Напр., для вычисления квадратуры круга И. Х. использует текст Гиппократа Хиосского, дополненный извлечениями из комментария Симпликия к аристотелевской «Физике». В «домашнюю книгу» помещены также черновики писем разным адресатам (в т. ч. имп. Мануилу II Палеологу), среди к-рых 2 описания болезней И. Х. (в 1404 и 1407), а также стихотворения автора. Глубокое знание астрономии демонстрируют расчеты солнечного затмения 7 июня 1415 г. (Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256).
В столице И. Х. посещал публичные «театры» имп. Мануила II Палеолога, где в присутствии образованной публики читались философские и риторические произведения. Эти мероприятия заслужили похвалы И. Х., высоко ценившего проявляемое т. о. почтение к «мудрости, сопряженной с добродетелью» (Медведев. 1997. С. 25).
Сложно точно определить время, когда И. Х. начал церковную карьеру. Его последняя подпись как нотария датируется 1415 г., а в 1431 г. он упомянут Виссарионом Никейским как Игнатий, митр. Силимврии. Существует еще одна рукопись, созданная между 1415 и 1431 гг. и подписанная иером. Игнатием Хортазменом. Как большинство архиереев того времени, И. Х. проводил больше времени в К-поле, чем в своей митрополии. Будучи уже митрополитом, И. Х. собственноручно переписывал минеи, используя для этой цели палимпсесты. В Британской б-ке хранится палимпсест, содержащий февральскую минею (Lond. Brit. Lib. Add. 31919), датированный 4 апр. 1431 г., с автографом-посвящением И. Х.: «Церкви самой бедной и самой маленькой из всех» (Hunger. 1969. S. 18). Виссарион Никейский упомянул, что И. Х. одобрительно относился к унии Церквей.
В последние годы жизни И. Х. составил «Житие Константина и Елены», схолии к творениям свт. Иоанна Златоуста и небольшой текст по грамматике «О слогоделении». 10 июня 1439 г. Сильвестр Сиропул упоминает И. Х. как уже почившего (Ibid. S. 14). Время смерти И. Х. 1436/7 г. определено Хунгером на основании анализа одной из рукописей Виссариона Никейского (Ibid. S. 19).
Сочинения
Хунгеру была известна 31 рукопись, переписанная И. Х. Б. Л. Фонкич обнаружил в Москве еще одну (ГИМ. Син. греч. 116). Сочинения И. Х. были включены в его «домашнюю книгу» и частично изданы Хунгером.
Стихотворения И. Х. невелики по размеру и большей частью могут быть отнесены к жанру стихотворного экфрасиса. Напр., 4 стихотворения, посвященные описанию дворца Феодора Кантакузина, скомпилированы из частей гомеровских стихов и фрагментов из Палатинской антологии, а нек-рые стихотворения, написанные по поводу смерти разных лиц, представляют собой компиляции из поэтических сочинений Феодора Продрома (Hunger. 1995. S. 25). Вероятно, стихи, включенные в «домашнюю книгу», не предназначались для широкой публики и являлись лишь пробой пера, отражающей распространенное увлечение поэзией. Наиболее обширное стихотворное произведение И. Х. (содержащее также и прозаическую часть) - «Эпитафия на Андрея и Мануила Асанов» (Idem. 1969. S. 227-237).
Среди адресатов 56 писем И. Х. (Ibid. S. 153-189, 198-209, 225-226) - высокопоставленные персоны: имп. Мануил II Палеолог, его дядя Феодор Кантакузин, Мануил Хрисолор, месадзон имп. Иоанна VII Палеолога Димитрий Хрисолор, Иосиф Вриенний и др. Особое место занимает воображаемая переписка с античным ритором Ливанием.
Единственное агиографическое произведение И. Х., «Житие Константина и Елены» (BHG, N 362), написано в кон. 20-х гг. XV в. (Ibid. 1969. S. 43), др. возможная дата - 1422 г. (время осады К-поля султаном Мурадом II; PLP, N 30897).
К риторическим произведениям «домашней книги», кроме «Пролегомен к риторике», содержащих извлечения из античных сочинений, относятся «Монодия на Феодора Антиохита», в которой, по мнению С. П. Медведева, И. Х. «вырабатывает... концепцию личности, близкую к традициям эпохи Возрождения» (Медведев. 1997. С. 114), и «Эпистолярное слово к Атуму о Феодоре Антиохите» (Hunger. 1969. S. 139-152). К политической риторике можно отнести «Приветствие к Мануилу II» (ок. 1416) и «Речь к Мануилу II» (Ibid. S. 217-224). Продолжая традиции византийских панегириков императорам, И. Х. в энкомиях воспроизводит традиц. набор понятий визант. имперской идеологии. Византия - «законная империя» (та, где правит закон), что отличает ее от др. народов, в особенности от «персов» (турок), и делает угодной Богу. Император - «одушевленный закон», гарант справедливости и счастья подданных. Обыгрываются античные образы Александра Великого (воспринимается как визант. император) и персид. царей Дария и Ксеркса (названы правителями турок). «Домашняя книга» И. Х. содержит также «Введение» Порфирия с комментариями Аммония Саккаса и рассуждениями И. Х. о разных значениях понятия «ум» (Ibid. S. 32-33).
К философским произведениям относятся: «Пролегомены к философии», извлечения из «Первой аналитики» и «Топики» Аристотеля, «Пролегомены к Логике Аристотеля» (Ibid. S. 210-214), а также «Этические советы» (Ibid. S. 238-242). Богословские, философские и политические идеи И. Х. недостаточно изучены. Медведев помещает И. Х. «несколько в стороне» от «платоника» Виссариона Никейского, ибо для И. Х. характерно явное «предпочтение схоластического метода» (Медведев. 1997. С. 72). Важную роль в философских взглядах И. Х. играет наследие Плотина, к-рого он оценивает положительно, цитирует и упоминает по имени (Hunger. 1969. S. 211-212; цитата из: Plot. Enn. I. 1, 9). Показательно использование цитаты из Плотина для противопоставления «прямого постижения вещей умом» силлогистическому методу. Можно предположить, что интерес к Плотину у И. Х. возник благодаря чтению Феодора Метохита. И. Х. восхваляет Феодора Антиохита в «Эпистолярном слове к Атуму» (1407) среди прочего и за то, что он никогда не использовал светскую философию против веры. И. Х. и не критикует схоластику, и не одобряет ее, признавая ее как один из способов мышления.
Соч.: Μνημεῖα ἁγιολογικά / ᾿Εκδ. Θ. ᾿Ιωάννου. Βενετία, 1884. Σ. 164-229; Hunger H. Johannes Chortasmenos (ca. 1370 - ca. 1436/37): Briefe, Gedichte u. Kleine Schriften. W.; Köln; Graz, 1969. (Wiener byzantinische Studien; 7) (рец.: Каждан А. П. // ВВ. 1972. T. 33. C. 242-244).
Лит.: Hunger H. Iohannes Chortasmenos, ein byzantinischer Intellektueller der späten Palaiologenzeit // FS K. Mras. W., 1957. S. 153-163. (WSt; 70); idem. Zeitgeschichte in der Rhetorik des sterbenden Byzanz // WAGSO. 1959. Bd. 3. S. 152-161; idem. Register. T. 1. S. 40-41, 91-92; idem. Johannes Chortasmenos // LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 562-563; idem. Wie eigenständig ist die byzantinische Literatur? // Byzanz, Islam, Abendland: Beitrage zur Geschichte u. Kultur des Mittelalters / Hrsg. O. Mazal. W., 1995. S. 21-34; Фонкич Б. Л. Московская рукопись из б-ки Иоанна Хортасмена // ВВ. 1972. Т. 33. С. 216-217; Carile A. Una sottoscrizione autografa di Giovanni Cortasmeno // Thesaurismata. Venezia, 1974. T. 11. P. 353-357; Tiftixoglu V. Die griechische Anthologie in zwei Gedichten des Johannes Chortasmenos // BZ. 1977. Bd. 70. 1977. S. 2-21; Gamillscheg E. Die Handschriftenliste des Johannes Chortasmenos im Oxon. Aed. Chr. 56 // Codices manuscripti. W., 1981. Bd. 7. H. 2. S. 52-55; Tusculum-Lexikon Griechischer u. lateinischer Autoren des Altertums u. des Mittelalters / Hrsg. W. Buchwald, A. Hohlweg u. a. München, 19823. S. 156-157; Κριαράς Εμμ. Γλωσσοφιλολογικά σε κείμενα του Ιωάννου Χορτασμένου // Βυζαντινά. 1982. Τ. 11. Σ. 189-200; Schreiner P. Johannes Chortasmenos als Restaurator des Vat. gr. 2126 // Scrittura e civiltà. Torino, 1983. T. 7. P. 193-199; idem. Zum Tod des Johannes Chortasmenos // JÖB. 1995. Bd. 45. S. 219-222; Сметанин В. А. Византийское общество XIII-XV вв.: По данным эпистолографии. Свердловск, 1987. С. 242; Beyer H.-V. Studien zum Begriff des Humanismus u. zur Frage nach dessen Anwendbarkeit auf Byzanz u. andere vergleichbare Kulturen // Βυζαντινά. 1989. Τ. 15. Σ. 7-77; Talbot A.-M. Chortasmenos John // ODB. Vol. 1. P. 431-432; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 19972; PLP, N 30897; Caudano A.-L. Le calcul de l'éclipse de soleil du 15 avril 1409 à Constantinople par Jean Chortasmenos // Byz. 2003. T. 73. Fasc. 1. P. 211-245.
С. Я. Гаген
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.