- ИОАНН-ВАРСОНОФИЙ
[греч. ᾿Ιωάννης, Βαρσανούφιος], прп. (пам. 28 или 29 февр.), агиографический персонаж, появившийся в результате компиляторской деятельности составителя пространной редакции древнерус. Пролога (3-я четв. XII в.), дополнившего память свт. Варса, еп. Дамасского, руководствуясь созвучием имени, рассказом, относящимся к др. лицу. В этом рассказе говорится об Иоанне, родом из Палестины, крестившемся в возрасте 18 лет и впосл. принявшем монашеский постриг. За добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом Дамаска, но, т. к. архипастырские обязанности было трудно совместить с иноческими подвигами, Иоанн оставил кафедру и тайно отправился в Александрию, а из нее на Нитрийскую гору. Он пришел в один из монастырей в нищенской одежде, скрывая свой архиерейский сан и называя себя Варсонофием. Днем он исполнял послушания (носил воду в монастырь, работал поваром), а ночь проводил в молитве. Один инок сильно досаждал святому, давал ему оскорбительные прозвища, обливал помоями и нечистотами его келью, так что она всегда была полна смрада. Игумен, узнав о происходящем, хотел наказать обидчика, но И.-В. упросил его не делать этого. Через некоторое время И.-В. был узнан прп. Феодором Нитрийским и ушел в Египет. Там он получил дар прозорливости, боролся с еретиками и написал много душеполезных книг.
Сходная история об иноке, осквернявшем келью Дорофея Газского, содержится в «Душеполезных поучениях» (Doroth. Doctrinae. 4. 57), где ей предшествует рассказ о том, как авва Дорофей служил прп. Иоанну Пророку, ученику прп. Варсонофия Великого. Этот сюжет был заимствован Никоном Черногорцем при составлении Пандект. Скорее всего составитель пространной редакции Пролога почерпнул данный рассказ не непосредственно из сочинения Дорофея Газского, а из Пандект Никона Черногорца (Прокопенко. 2008. С. 731, 759). При этом составитель проложного сказания пользовался дополнительными неустановленными источниками при описании происхождения И.-В., его избрания архиепископом, бегства из Дамаска, службы в поварне и при упоминании имени Феодора Нитрийского. Возможно, эти детали являются придуманными, что характерно для составителей пространной редакции Пролога (напр., Жития св. Параскевы (29 окт.) и мч. Виктора Коринфского (6 нояб.)).
Это же сказание об И.-В. встречается в Прологах пространной редакции под 4 дек., где оно присоединено к памяти прп. Иоанна Дамаскина. В нек-рых Прологах пространной редакции сказание об И.-В. содержится под обоими числами, в Прологах краткой редакции - всегда под 29 февр., в совр. календаре РПЦ - под 29 февр.
Аналогичный текст под заголовком «О преподобнем отци нашем Иване Дамаскине нареченнем Варсонофьи» включен в сборник РГБ. Троиц. № 37 (Л. 174-174 об., XV в.), содержащий Патерик и Лимонис. Однако, по мнению исследователей, этот текст представляет собой выписку из Пролога.
Арх.: РНБ. Соф. № 1324, сер. XIII в. Л. 315в; РГАДА. Тип. № 153, кон. XIV - 1-я пол. XV в. Л. 164а, 297в.
Ист.: ВМЧ. Дни 1-5. Стб. 92-93; ЖСв. Февр. С. 498-499.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 59, 375-376; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв. // Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-762.
Л. В. Прокопенко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.