- АВРААМ
[евр. , - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. , - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3).
Путь Авраама
Путь АвраамаПереселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12. 8 - в Вефиле; 13. 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона). Из-за начавшегося в Палестине голода А. со своими людьми переходит в Египет. Здесь он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; А. же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12. 10-20). Между пастухами А. и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, к-рые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, А. же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать А. и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство А. как «песок земной» (Быт 13. 14-17). Во главе вооруженного отряда А. нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14. 13-16). В этом рассказе об А. впервые в ВЗ появляется слово «еврей» (Быт 14. 30). По возвращении с войны произошла встреча А. и Мелхиседека, царя салимского (см. Иерусалим), священника Бога Всевышнего, к-рый вынес А. хлеб и вино и благословил его, А. же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14. 17-24) (о типологическом толковании событий истории А. в христ. традиции см. ниже). Бездетному, состарившемуся А., готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, к-рое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15. 5). А. поверил в это обетование (см. Вера), и Господь вменил это ему в праведность. Господь заключил с А. завет, к-рый сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из егип. рабства, и определил границы буд. израильского гос-ва - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15. 7-21). Тем временем престарелая Сара, согласно существовавшему обычаю, предложила А. «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сара могла «иметь детей от нее»; так у А. родился сын Измаил (Быт 16). Господь вновь явился А. и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17. 1). Он заключил с А. «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом А. и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17. 8). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17. 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца муж. пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Измаил, к-рый однако также получил благословение (ст. 16-21). Бог еще раз явился А. в виде трех странников (Быт 18), к-рых А. и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает А., что Сарра родит сына. От А. путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. А. же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в к-ром найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18. 22-33). Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры и столетнего А. родился Исаак (Быт 21. 5), затем последовало удаление Измаила и Агари (Быт 21. 9-21). Тяжелейшим испытанием веры А. явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22. 2). А. повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность А. Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени А. всех народов земли (Быт 22. 15-18). После смерти Сарры А. женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25. 1-4). Умер А. в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25. 7-10).Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51. 2), напоминает о любви Бога к А. (А.- «друг Божий»: 2 Пар 20. 7; ср. Ис 41. 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству А. землю (Исх 32. 13; 33. 1; Втор 1. 8; 6. 10; 7. 2 и др.), об избрании А. (Неем 9. 7-8). Для эллинизированных иудеев А. остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44. 20; 1 Макк 2. 52; Юб 6. 19; 4 Макк 16. 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10. 5; 4 Макк 16. 20; Philo. De Abrahamo. 52-54) (подробнее о евр. традиции см. ниже).
Авраам и Лот. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. V в.
Авраам и Лот. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. V в.В НЗ А. вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники ВЗ. Авторы НЗ признают значение А. в истории спасения Израиля (Мф 8. 11; Мк 12. 26; Лк 16. 22-24; 19. 9; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с А.: Лк 1. 55, 73) и то, что Израиль есть семя А. (Лк 13. 16; 16. 24; 19. 9 и др.), но эта причастность к детям А. отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8. 33; Мф 3. 9; Лк 3. 8), ибо Господь Иисус больше А. (Ин 8. 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком А. по плоти («семя Авраама», Ин 8. 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела А., суть подлинные дети А. Благословение А. и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3. 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с А. (Мф 1. 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок А. (Мф 1. 1), на к-ром сбылись пророчества ВЗ. Евангелист Лука упоминает А. не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3. 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3. 13; 7. 32; 13. 26; ср. 7. 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9. 7; 11. 1; 2 Кор 11. 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9. 7-9; Гал 4. 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера А. имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. А.- прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование А. и его веру: еще необрезанный А. оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4. 13-15). Согласно Гал 3, благословение А. народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3. 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя А. и наследники обетования (Гал 3. 29). Подчеркивается спасительное преимущество обетования А. перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование А. рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова (1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет А., получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога (ср. Ин 8. 39-40).
Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.
Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.В последующей христ. традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование А. исполнилось во Христе (Passio Clementis 2. 1ff.), и христиане т. о. вправе называть А. своим отцом, а себя - избранным народом (Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 25. 1-2; IV 5. 5; Иустин Философ, св. Диалог с Трифоном иудеем. 119. 5). Отцы Церкви и христ. писатели использовали историю А. для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: « » (Седален по 1-й кафизме в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 127об.). По мнению церковных писателей, Бог призвал А. благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством (Hieronymus. Questiones hebraicae in Genesim. XI 528), А. при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников (Иоанн Златоуст, св. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 2. С. 201 след.; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег // Творения. Ч. 1. С. 33-34). завет с А. не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием (Александров. 1901. С. 21-24). Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на к-рое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие (Августин, блж. О Граде Божием. XVI 15). Описание пути А. из Харрана в землю обетованную (Быт 12) давало материал для аллегорического истолкования его как указания на путь, по к-рому должен идти человек в познании Бога (Григорий Нисский, св. Опровержение Евномия // Творения. Ч. 6. С. 300-302), и как восхождения падшей души человека на путь добродетели (Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo // PL. 14. Col. 438-524, ср.: Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского: « » - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299). В 318 домочадцах А. (Быт 14. 14) святые отцы - составители богослужебного чина правосл. Церкви усматривали прообраз числа участников Всел. I Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора (Триодь Цветная. Л. 201об.). в хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком А. (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии (Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 35 и др. // Творения. Ч. 2. С. 290-291; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 65 // Творения. Ч. 1. С. 64; Августин, блж. О Граде Божием. XIV 22; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др. // Творения. Ч. 2 и др.). В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру А. как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4. 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок А. по плоти, сопоставляется с христианами как потомками А. по вере: « » (Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132). оправдание (необрезанного) А. верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христ. веры над обрядовым законом Моисея (Ириней Лионский,св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский,св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст,св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842). В назидательной проповеди вера А., его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания (Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5). Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался нек-рыми толкователями в обрезании А. (Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79). В явлении А. трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в ВЗ (Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3); «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» (Augustin. De tempore. Serm. 67, n. 2; 70, n. 4; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 169); такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: « » (Тропарь 5-й песни канона в Неделю св. праотцев // Минея (СТ). Декабрь. Л. 79об.), « » (Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 128об.). Нужно, однако, заметить, что многие отцы и учители Церкви считали, что у дубравы Мамре А. явились Господь, а именно Второе Лицо Троицы, и два сопровождавших Его ангела (Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном иудеем; Тертуллиан. Против Маркиона. III 2. 27; 5. 9; О плоти Христа. 17; Против иудеев. 9; Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 23; Евсевий Кесарийский. Церк. ист. I 2; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 42 и др.); о явлении А. Сына Божия говорится в визант. гимнографии: « » (Тропарь 8-й песни канона Божией Матери в воскресенье 4-го гласа // Октоих. Т. 1. С. 523). Преимущественно зап. отцы видели в трех странниках явление ангелов, в к-рых присутствовал и был познан Бог, как в своих пророках (Августин, блж. О Граде Божием. XVI 29; Contra Maximin. III 27; О Троице. II 11. 12 и др.; Hieronymus. Commentarium in epistula ad Galatas. II 4 и др.), нек-рые богослужебные тексты правосл. Церкви поддерживают это толкование: « [т. е. угостив.- Ред.] » (Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299), « » (Тропарь 7-й песни канона в день св. архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, 8 ноября // Минея (СТ). Ноябрь. Л. 62). Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака (Быт 22). Уже для св. Мелитона Сардийского (Fr. in Genesim. Cap. 1 // PG. 5. Col. 1216) овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский (Против ересей. IV 5. 4) сравнивает А., готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, к-рый посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов (см. Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке // Творения. Ч. 4. С. 342; Песнопение на Рождество Христово. 6 // Творения. Ч. 8. С. 350; Толкование на Книгу Бытия. 22 // Творения. Ч. 8; Августин, блж. О Граде Божием. XVI 32; Григорий Нисский, свт. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 27-28; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47 и др. // Творения. Ч. 3. С. 122; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 74 // Творения. Ч. 1. и др.). По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6) (Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 5; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII 56 // Творения. Ч. 2. С. 258; Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке; Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на св. Евангелие от Иоанна. VIII 56. Ч. 4. С. 229). О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения правосл. богослужения: « » (Икос кондака сщмч. Игнатия Богоносца, 20 дек. // Минея (СТ). Декабрь. Л. 144об.), « » (Тропарь 8-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132об.), « » (Тропарь 6-й песни канона в Неделю св. праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 80). Жертва А. часто трактуется как прообраз Евхаристической жертвы в анафорах литургий Востока и Запада - напр., литургии ап. Марка (Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. P. 31-32. (OCA; 234); СДЛ. Т. 3. С. 35), римской мессе (Чин мессы. Пессано, 1993. С. 38, 120; СДЛ. С. 131).
В христ. евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», А. как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» (анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182), « » (Тропарь 9-й песни канона святых 40 мучеников Севастийских. 9 марта // Минея (СТ). Март. Л. 38) и др. Имя А. часто употребляется в иудейских и христ. молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) - ср. начало молитвы Манассии: « » (Часослов. С. 199), и т. д. (см. Lodi. Enchiridion. P. 21, 63, 664-665, 1044, 1115; Cabrol F. Abraham dans la liturgie // DACL. T. 1. Col. 121-127).
Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Фрагмент
Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. ФрагментЗап. исследователями XIX в. библейские повествования об А. были подвергнуты рационалистической оценке. Согласно историко-эволюционной схеме Ю. Велльгаузена, все рассказы об А. представляют собой проекцию исторических реалий из жизни Израиля периода плена на древность. Критическая традиция, отвергавшая в основном историчность библейского рассказа об А., продолжала развиваться представителями лит. критики (Г. Гункель) и школы анализа жанровых форм, последователями А. Альта и М. Нота, уделявшими большое внимание сложной истории возникновения текста кн. Бытия и предшествовавшей ей устной традиции, длившейся многие столетия. Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах (Юнгеров. С. 2-3; Зыков. С. 197-199). У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности А. говорит то, что имя А. не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя (см. Зыков. С. 174-175). Имя Аврам (от Быт 11. 26 до Быт 17. 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , - [мой] отец высок, возвышен) и встречается в Цар 16. 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа. Имя А.- диалектный вариант к Аврам, к-рый встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя А. сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту (Albright W. Names. P. 193 ff.), значение имени А.- «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. Нот (Personennamen. S. 67ff., 145): «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени (H. Weidmann. 1968. S. 11ff.) и т. о. подтверждают сообщения Библии (W. Albright). Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. (N. Glueck, 1955); между XX и XVI вв. (J. Bright, 1960); XIX/XVIII в. (R. de Vaux, 1971; H. Cazelles, 1966).
Ист.: Origenes. Homiliae in Genesim 3-11 // GCS Origenes. Bd. 6. S. 39-100; Григорий Богослов, св. Слово о Боге Сыне // Творения. Ч. 3. М., 1843; Григорий Нисский, св. О Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму // Творения. Ч. 4. М., 1862; Ambrosius Mediolanensis. In epistula ad Rom. Cap. 4 // PL. 17. Col. 91; Prudentius. Psychomachia. Praefatio // PL. 60. Col. 11-20; Vita Barlaam et Joasaph // PG. 96. Col. 909; Petrus Comestor. Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1091-1109;
Лит.: Щеглов Д. Призвание Авраама и историческое значение этого события. К., 1874; Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей церкви. Каз., 1897. С. 71-88; Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 14-146; Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 85-150; ibid. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет. СПб., 1889, 1998р. Т. 1. С. 231-351; Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914; Noth M. Die israelitischen Personnennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung. B., 1928; Jeremias J. Abraam // ThWNT. Bd. 1. S. 7-9; Wooley L. Abraham: Recent Discoveries and Hebrew Origins. L., 1935; Albright W. F. The Names Shaddai and Abram // JBL. 1935. Vol. 54. P. 173-204; ibid. Abram the Hebrew: A New Archeological Interpretation // BASOR. 1961. Vol. 163. S. 36-54; Lerch D. Isaaks Opferung christlich gedeutet: Eine auslegungsgesch. Untersuchung. B., 1950. (BHTh; 12); Glueck N. The Age of Abraham in the Negeb // BA. 1955. Vol. 18. P. 1-9; Bright J. The History of Israel. L., 1960; Vaux R. de. Die hebräischen Patriarchen und die modernen Entdeckungen. Münch., 1961; ibid. Histoire ancienne d'Israel. P., 1971. T. 1: Des origenes à l'installation en Canaan; Μπρατσιώτης Π. Ι. ̓Αβραάμ // ΘΗΕ. Τ. ῾. Στλ. 59-62; Cazelles H. Patriarches // DBS. 1966. T. 7. P. 81-156; Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98); Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968; Clements R. Abraham // ThWAT. Bd. 1. S. 53-62; Светлов Э. [Мень А.] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193; Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.; N.Y., 1974. (BZAW; 133); Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament // TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.]; Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament // Idem. S. 372-382 [библиогр.]; Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980; Betz O. Abraam // EWNT. Bd. 1; Roldanus J. L'héritage d'Abraham d'après Irénée // Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn / Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224; Berton R. Abraham est'il un modèle? L'opinion des Pères dans les premiers siècles de l'Èglise // Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.]; Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften // ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122; Müller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur // Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143.
Э. Н. П.
Иконография
Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора в г. Монреале. 1180—1190 гг.
Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора в г. Монреале. 1180—1190 гг.Сюжет жертвоприношения А. (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб (Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда А. изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер (LCI. Bd. 1. Ill. 1)), но обычно А.- муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми). Среди вариантов изображения жертвоприношения А. чаще всего встречается композиция, где А. левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от А. у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади А. изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. А. начинает изображаться с нимбом (Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699). Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 105об.); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.). С XII в. А., как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения А. в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода. Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ГИМ. Син. Греч. № 210. Л. 91); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).Др. сюжет - Явление трех ангелов А., или Гостеприимство А. (см. Св. Троица). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом А. подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около А.- телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история А., явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство А. и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение А. во фресках ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни А. представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V - нач. VI в. London. Otho. B. VI); Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334) и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. ХIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история А., изображаются в рус. монументальных росписях (ц. Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.
Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16. 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений - миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. Paris. Gr. 510. Fol. 149), где сидящий на престоле А. держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. Vat. Gr. 372. Fol. 39) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения А., иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. Paris. Gr. 74). Вместе с А. в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами к-рых находятся детские фигурки - души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение А. в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.
Лит.: Lucchesi Palli E. // LCI. Bd. 1. Sp. 20-35; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221; Ainalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961. P. 94-100; Speyart van Woerden I. The Iconographie of the Sacrifice of Abraham // VChr. 1961. Vol. 15. Р. 214-255.
Н. В. Квливидзе
Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI — нач. XVII в.
Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI — нач. XVII в.Как в дохрист. евр. традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство А. среди праотцев. Один из наиболее ярких примеров этому - в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление А. «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги А., к-рые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об А.: А. самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); А.- наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что А. вырос среди идолопоклонников (на основании Нав 24. 2). Его отец Фарра зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов (Берешит Рабба 38 : 5). Созерцая земные и небесные явления, смену светил, А. самостоятельно пришел к пониманию истинного, Единого Бога, Творца и Управителя вселенной. В видении Бог Сам открыл Себя новообращенному А. (Юб; АпокАвр 8 след.; ср. Philo. De Abrahamo. 70; Маасе Авраам; Берешит Рабба 39. 1 и др.). Придя к истинной вере, А. стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы (Юб 11-12; 20-22; Сэдер Элияху Рабба 5). За это он был схвачен (Баба Батра 91a) и брошен в огненную печь (Берешит Рабба 38 : 13), из к-рой его спас Сам Бог. Испытание огнем - одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю А. (Пирке Авот 5 : 3, ср. Пирке Рабби Натан 33; МидПс 18 : 25; Пирке Рабби Элиезер 26).Особая праведность А. заключалась в том, что он соблюдал все заповеди и установления Торы еще до того, как они были даны на горе Синай (Киддушин 4 : 14; Йома 28б и др.). При обращении А. получил от Бога кн. Закона (Юб 25. 5; 36. 9) и установил порядок произнесения утренней молитвы и нек-рые правила (Берахот 26б). Особая близость А. к Богу («друг Божий», Юб 19; Менахот 53б; Сифре Бамидбар 42) отражена и в том, что он - Его «первый пророк» (Берешит Рабба 44 : 12). В апокалиптической лит-ре рассказывается о том, что А. довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные (ЗавАвр, АпокАвр). Ангел Божий научает А. ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг (Юб 11, ср. Берешит Рабба 42). Иосиф Флавий и др. указывают на широту и разнообразие познаний А.: он сведущ в астрономии и арифметике (Иосиф Флавий. Иуд. древн. I 7. 8, ср. Бама Батра 16б); А. приписывается авторство «Книги Творения» ( ), возможно, на основании Берешит Рабба 43 : 7, где говорится, что А. благословляется так, «будто участвовал со Мной в творении мира». А.- первый прозелит и прототип всех прозелитов (Philo. De Mutatione Niminum 16), лично обративший многих к истинной вере (Берешит Рабба 39 : 14). В День искупления (Йом-Киппур) Бог смотрит на кровь обрезания А., ради к-рой Он прощает грехи Израиля (Пирке Рабби Элиезер 29). А. и праотцы считались гарантами спасения их потомков, т. к. Бог заключил с А. завет, к-рый будет существовать вечно (Liber Antiquitatum Biblicarum 4. 11; 30. 7), поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение (ЗавАвр 7. 7). Не только завет с А., но и его праведность считается гарантией спасения его потомков (Иосиф Флавий. Иуд. древн. XI 169; ЗавЛеви 15 : 4). Благодаря заслугам А. Израиль существует перед Богом (Берешит Рабба 4 : 6; Шемот Рабба 28 : 1), искупляются грехи Израиля (Шемот Рабба 44 : 4 и др.).
Ист: Талмуд. Мишна и Тосефта / Пер. Н. Переферковича. СПб., 1899-1904. Т. 1-6; Смирнов А. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Каз., 1895; Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. Берлин, 1922. М.,1993р; Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова // Апокрифические апокалипсисы: (Античное христианство: источники). СПб., 2000. С. 46-128; Завещание Авраама // Там же. С. 156-184.
Лит.: Beer B. Das Leben Abrahams nach der Auffassung der jüdischen Sage. Lpz., 1859; Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1873; Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Buber M. Zur Erzählung von Abraham // Monatsschr. f. Geschichte u. Wissenschaft des Judentums. Breslau, 1939. Bd. 83. S. 47-65; Botte B. Abraham dans la liturgie // Cah. Sion. 1951. T. 5/2. P. 88-95; Menasce P. J. Traditions juives sur Abraham // Idem. 1951. T. 5/2. P. 96-103; Glatzer N. N. The Judaic Tradition. Boston, 1969 [ind.]; Urbach E. E. The Sages - Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1969 [ind.]; Sandmel S. Philo's Place in Judaism - A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature. N. Y., 1971; Schmitz R. P. Abraham III: Im Judentum // TRE. Bd. 1. S. 382-385 [библиогр.]; Billerbeck P. Kommentar. Bd. 3. S. 186-201; Bd. 4. S. 1231 [Reg.]; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 2: Gen 22, 1-19 in frühen rabbibnischen Texten. (WMANT; 79); Gellman J. The figure of Abraham in Hasidic literature // HThR. 1998. Vol. 91. P. 279-300.
А. К. Лявданский
Арабы, как и евреи, считают А. родоначальником их народа. Предания об А. были распространены среди арабов задолго до проповеди Мухаммада. В мусульм. традиции он именуется «халил Аллах» (друг Бога), «имам» (предводитель), «ханиф» (исповедующий единобожие). Коран говорит об особом к нему благоволении Аллаха, «Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (Коран 2. 124). Мусульмане считают его вместе с Исмаилом строителем их главной святыни - Каабы (Коран 2. 119-121; 3. 90-91). А. считается учредителем хаджа. Центральное место в мусульм. традиции занимает представление о «религии Авраама» (миллат Ибрахим), собственно наименование Ислама. Согласно этому представлению, А. исповедовал первоначальную, наиболее чистую форму единобожия (Коран III 58, 60-61). Последующие пророки появились именно для того, чтобы исправить те искажения, к-рые привнесли люди в религию. Именно первоначальную религию А. возрождал Мухаммад, т. о., «религия Авраама», с т. зр. мусульман, явилась источником трех богооткровенных религий: иудаизма, христианства и ислама.
Лит.: Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Каз., 1885; Wensinck A. J. Ibrahim // EI. Leyden; L., 1913-1914. Vol. 2. P. 458-460; Beck E. Die Gestalt des Abraham am Wendepunkt der Entwicklung Muhammeds // Muséon. 1952. T. 65. P. 73-94; Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [библиогр.]; Schützinger H. Ursprung und Entwicklung der arabischen Abraham-Nimrod-Legende. Bonn, 1961; Hjärpe J. Abraham IV: Religionsgeschichtlich // TRE. Bd. 1. S. 385-387 [библиогр.]; Пиотровский М. Ибрахим // Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 87-88.
Р. М. Шукуров
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.